Законодательство о государственных закупках отличается формальностью и четким порядком организации и проведения процедур государственных закупок, а также исполнения обязательств по договору на государственную закупку, заключаемому по результатам проведения процедур.
Исполнение обязательств по договору, в свою очередь, определяется гражданским, бюджетным и иным законодательством. Так, если говорить о денежных обязательствах, то порядок их исполнения заказчиками по договорам в части оплаты с использованием бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов определяется бюджетным законодательством (п. 6 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон)).
Денежные обязательства по заключаемому договору на государственную закупку исполняются заказчиком (покупателем) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов полностью или частично. По общему правилу это возможно в случае, если сумма денежных обязательств изначально запланирована для конкретного получателя бюджетных средств в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством. Более того, даже если по факту уплата принятых обязательств по договору на государственную закупку и осуществляется за счет собственных средств заказчика, хотя запланировано было бюджетное финансирование, в последующем не исключается восстановление за счет бюджетных средств произведенных заказчиком расходов по уплате обязательств с учетом правил, изложенных в ст. 137 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее — БдК).
Исполнение неденежных обязательств зависит от предмета государственной закупки, поскольку исходя из того, приобретаются ли товары, работы, услуги или исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, применяются соответствующие гражданско-правовые нормы о том или ином виде обязательств и особенностях их исполнения.
Между тем по общему правилу обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями (ст. 290 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)).
Обязательство должно быть исполнено в установленный срок. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода (ст. 295 ГК).
В свою очередь, для договора на государственную закупку имеет значение как срок исполнения обязательств по договору, так и срок действия самого договора.
Здесь следует учитывать следующее. Во-первых, в случае, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре (ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона).
Во-вторых, сложность заключается в том, что договор на государственную закупку по результатам проведения процедур государственных закупок заключается исходя из определенной заказчиком потребности в товарах (работах, услугах) на 1 год, что отражается и в годовом плане государственных закупок заказчика. Данный факт обусловливает необходимость ежегодного определения поставщика (подрядчика, исполнителя) даже в случае, когда сущность отношений предполагает длящийся постоянный характер, к примеру, эксплуатации опасных производственных объектов, приобретения услуг связи, услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, услуг энергоснабжения и проч.
Срок действия договора на государственную закупку также обусловлен в некоторой степени и особенностями бюджетного финансирования, осуществляемого в пределах годовых ассигнований на финансовый год. Хотя с 01.01.2016 нормы БдК уточнены: так, предусмотрено составление не только проектов республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год, но и среднесрочных финансовых программ на очередной финансовый год и плановый период в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц (п. 1 ст. 83 БдК).
Соответственно плановый период составляет 2 финансовых года, следующих за очередным финансовым годом.
Хотя, даже если допустимо бюджетное планирование на среднесрочную перспективу с учетом норм законодательства о государственных закупках, а именно норм о годовом планировании и ежегодном утверждении годового плана государственных закупок, без возможности внесения изменений в него в части увеличения объема товаров (работ, услуг) на потребность очередного года, срок исполнения неденежных обязательств ограничен годовой потребностью в товарах (работах, услугах), то есть в пределах финансового года.
Для бюджетных обязательств (денежных) в нормах БдК закреплено правило о том, что право организаций на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных этим организациям в текущем финансовом году, прекращается по окончании финансового года. Неиспользованные остатки бюджетных средств на счетах организаций по окончании финансового года перечисляются в доход соответствующего бюджета, в том числе государственного целевого бюджетного фонда, включая инновационный фонд, а также государственного внебюджетного фонда (п. 3 ст. 101 БдК).
Оставшиеся незаконченными на 1 января расчеты организаций по операциям истекшего периода производятся в очередном финансовом году за счет бюджетных назначений на те же цели по бюджету очередного финансового года (п. 4 ст. 101 БдК).
Тем самым допускается осуществление расчетов по обязательствам, принятым в текущем финансовом году, по его окончании.
Что касается срока действия договора на государственную закупку, то с учетом ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона он может быть определен в пределах года, по которому определяется потребность в товарах (работах, услугах), также срок может быть более года, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более года, а также в договоре может быть предусмотрено условие о том, что договор действует до полного исполнения обязательств по договору. И тогда надлежащее исполнение прекратит обязательство (п. 1 ст. 379 ГК), а соответственно и договор.
Существует точка зрения, состоящая в том, что в сфере государственных закупок может быть заключен договор жизненного цикла <1> в рамках государственно-частного партнерства <2>. Однако, по нашему мнению, не представляется возможным рассматривать такой подход в качестве допустимого для сферы государственных закупок, поскольку государственно-частное партнерство представляет собой юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров в целях объединения ресурсов и распределения рисков, отвечающее целям, задачам и принципам, определенным Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 N 345-З «О государственно-частном партнерстве», осуществляемое в форме соглашения о государственно-частном партнерстве (ст. 1 вышеуказанного Закона <3>). Исходя из целей, задач и принципов осуществления государственно-частного партнерства данная сфера характеризуется осуществлением инвестиций частным партнером и содействием государственного партнера такому осуществлению. Подобные правоотношения, на наш взгляд, противоречат сути государственных закупок, поскольку в принципе исключается приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств для удовлетворения потребностей получателей бюджетных средств.
<1> Для сферы государственных закупок договор (контракт) жизненного цикла — это договор (контракт) о закупке, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (п. 24 Протокола о порядке регулирования закупок, являющегося приложением 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)).
<2>Хиль, Н. Международно-правовой аспект регулирования отношений в сфере государственных закупок / Н.Хиль // Юстыцыя Беларусi. — 2015. — N 7. — С. 53 — 56.
<3> Вступает в силу 02.07.2016, за исключением отдельных положений.