Как известно, любое определение того или иного понятия, категории предполагает установление рамок, которые необходимо соблюдать для целей адекватности применения понятия, категории.
Однако зачастую определение в одном нормативном правовом акте может вызывать вопросы в связи с его применением, в том числе в контексте действия иных нормативных правовых актов.
Одним из ярких примеров является сфера государственных закупок, в частности установленные законодателем определения понятий «товары», «работы», «услуги».
В Законе Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон) для целей осуществления государственных закупок введены определения:
- работы — это деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей заказчика;
- товары — это вещи, за исключением денежных средств, ценных бумаг, валютных ценностей, иное имущество (в том числе имущественные права), а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности;
- услуги — это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (ст. 1 Закона).
Тем самым подход законодателя к работам и услугам близок к общенаучному подходу, а вот товары им рассматриваются таким образом, что в содержание понятия включены также и имущественные права, и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Товары (работы, услуги), закупаемые при проведении процедур государственных закупок, составляют так называемый предмет государственной закупки. Последний имеет значение не только при проведении процедуры государственных закупок, но и при составлении годового плана государственных закупок.
В свою очередь, в годовом плане заказчиком должны быть указаны товары (работы, услуги) с кодом по общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 N 83 «Об утверждении, внесении изменений и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь» (далее — ОКРБ 007-2012).
В ОКРБ 007-2012 при определении продукции (работ, услуг) наблюдается различный подход к тому, что составляют работы, а что услуги. К примеру, может быть также указано следующим образом: «01.61.10.220 Услуги по проведению работ в ягодниках».
Соотнесение необходимых заказчику товаров (работ, услуг) с ОКРБ 007-2012 в данном случае осуществляется самим заказчиком в зависимости от предмета государственной закупки, экономических и иных факторов.
Таким образом, для законодательства о государственных закупках и иных нормативных правовых актов, применяемых для регулирования отношений в сфере государственных закупок, не свойственен единообразный подход в определении товаров, работ, услуг.
Однако поскольку по результатам проведения процедур государственных закупок заключается договор на государственную закупку, постольку имеет правовое значение и соответствующие юридические последствия выбор типа, вида, разновидности договора при разработке проекта договора на государственную закупку, а соответственно заказчик в первую очередь должен осознавать, что именно он определяет предмет государственной закупки — товар (имущество, вещь), работа, услуга, имущественное право, исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности.
При определении предмета государственной закупки те или иные виды правоотношений, которые урегулированы нормами гражданского и иного законодательства, необходимо соотносить с понятиями товаров, работ, услуг в Законе. Данное обстоятельство обусловлено еще и тем, что в нормах гражданского законодательства определения указанных понятий не приводятся.
Для товаров (вещей), очевидно, отношения должны регулироваться нормами о купле-продаже (поставке), для имущественных прав также возможна купля-продажа (на основании п. 4 ст. 424 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)). При приобретении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности возможны договорные конструкции по передаче этих прав — лицензионный договор (ст. 985 ГК), договор уступки исключительного права (ст. 984-1 ГК) и иные.
Для работ применимы нормы о договоре подряда (глава 37 ГК). Что касается услуг, то здесь необходимо сделать ряд оговорок. Так, в нормах ГК отдельно урегулированы отношения возмездного оказания услуг (глава 39 ГК). В соответствии со ст. 733 ГК по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Соответственно для целей государственных закупок те услуги, которые относятся к отношениям, связанным с возмездным оказанием услуг, могут выступать предметом государственной закупки без каких-либо сомнений.
Наряду с этим необходимо учитывать, что услуги могут оказываться на основании как договора возмездного оказания услуг, так и иных договоров, которые в силу закона к возмездному оказанию услуг могут и не иметь отношения, соответственно исключается регулирование отношений нормами о договоре возмездного оказания услуг.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 733 ГК правила главы о возмездном оказании услуг применяются к договорам оказания медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных, риэлтерских, туристических услуг, услуг связи, в сфере образования и иных услуг, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44 — 47, 49 и 51 ГК.
В связи с этим те виды правоотношений, которые хотя и не названы в ГК как услуги, оказываемые на основании договора возмездного оказания услуг, или как услуги в целом, но отвечают требованиям к содержанию услуги, закрепленным в ст. 1 Закона, и оказываемые исполнителем возмездно (поскольку сущность государственных закупок состоит в возмездном приобретении товаров (работ, услуг)), будут квалифицированы как услуги для целей законодательства о государственных закупках с последующим проведением соответствующих процедур государственных закупок.
Таким образом, сущность понятий, используемых в законодательстве о государственных закупках, в том числе в Законе, следует рассматривать исключительно для целей государственных закупок и учитывать при этом подходы законодателя в иных нормативных правовых актах, в частности в ОКРБ 007-2012, нормах гражданского законодательства (с учетом содержания правоотношений, регулируемых ими).