К вопросу об уголовной ответственности за неисполнение конституционной обязанности по защите Республики Беларусь

Конституционной обязанностью и священным долгом гражданина Республики Беларусь является защита Республики Беларусь. При этом согласно статье 57 Основного Закона Республики Беларусь не только порядок прохождения воинской службы, но и основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.

После вступления 30 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь в силу судебная и иная правоприменительная практика развивалась не так, как это было предусмотрено конституционными нормами. Это вызвало необходимость принятия Конституционным Судом Республики Беларусь решения от 26.05.2000 N Р-98/2000 «О некоторых вопросах реализации статьи 57 Конституции Республики Беларусь» (далее — решение).

Проанализировав нормы Основного Закона Республики Беларусь, в первую очередь те из них, которые касаются основных прав, свобод и обязанностей граждан и гарантий их обеспечения (статьи 2, 16, 21, 31, 57) применительно к рассматриваемому вопросу, нормы международно-правовых актов, относительно которых Республика Беларусь взяла на себя обязательство их выполнять, другие нормы действующего национального законодательства и практику их применения, Конституционный Суд Республики Беларусь пришел к выводу, что граждане Республики Беларусь по причине религиозных убеждений не имеют возможности на практике выполнить свою обязанность по защите Республики Беларусь путем прохождения альтернативной службы в связи с отсутствием в законодательстве, в том числе и в Законе Республики Беларусь от 05.11.1992 N 1914-XII «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) (далее — Закон о всеобщей воинской обязанности), механизма замены воинской службы альтернативной.

Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что этот законодательный пробел дает основания для возникновения конфликтов между отдельными гражданами и государством, поскольку не обеспечиваются в полной мере права граждан в Республике Беларусь, гарантированные Конституцией Республики Беларусь, не определяются границы их осуществления. Право граждан на альтернативную службу вытекало непосредственно как из статьи 57 Конституции, так и из Закона о всеобщей воинской обязанности (часть пятая статьи 1 и часть третья статьи 14).

Законы, указанные в Конституции, необходимо было принять на протяжении двух лет после ее вступления в силу, это значит до 30 марта 1996 г. Принимая такое решение, законодатель исходил из реальных сроков разработки как других, определенных в Конституции Республики Беларусь законов, так и закона об альтернативной службе. Однако ни Верховный Совет Республики Беларусь XII созыва, ни Верховный Совет Республики Беларусь XIII созыва не исполнили этого требования и не решили вопросы об основаниях и условиях замены воинской службы альтернативной и порядке ее прохождения путем принятия специального закона или путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действовавший тогда Закон о всеобщей воинской обязанности.

Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что ежегодно несколько десятков граждан Республики Беларусь призывного возраста с учетом их религиозных убеждений направляются в железнодорожные войска, служба в которых в отличие от других воинских формирований позволяет при сложившихся обстоятельствах учитывать интересы не только государства, но и личности, обеспечивает выполнение гражданами Республики Беларусь своей обязанности и долга по защите Республики Беларусь, в том числе теми из них, которые по религиозным убеждениям не могут в полном объеме нести воинскую службу. Главная роль в решении вопросов, связанных с преодолением конфликтных ситуаций при призыве таких граждан на воинскую службу, при отсутствии соответствующего законодательного механизма, принадлежит призывным комиссиям.

В соответствии с требованиями статьи 112 Конституции Республики Беларусь суды должны осуществлять правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Конституционный Суд Республики Беларусь в связи с этим посчитал, что привлечение таких граждан Беларуси к уголовной ответственности может иметь место только с учетом требований вышеприведенной нормы Конституции Республики Беларусь и с учетом сложившейся практики по созданию условий для прохождения воинской службы гражданами Республики Беларусь таким образом, чтобы обеспечивалось уважение их религиозных убеждений.

В своем решении Конституционный Суд Республики Беларусь подтвердил право граждан Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и действовавшим на тот момент Законом о всеобщей воинской обязанности (часть пятая статьи 1 и часть третья статьи 14), в частности, по религиозным убеждениям на замену воинской службы альтернативной, которое должно быть обеспечено действенным механизмом его реализации. На период до решения на законодательном уровне вопросов об основаниях и условиях замены воинской службы альтернативной и порядке ее прохождения Конституционный Суд Республики Беларусь согласился с учетом исключительности обстоятельств с практикой создания компетентными государственными органами в соответствии со статьями 31, 57, 59 и другими статьями Конституции Республики Беларусь условий для выполнения гражданами Республики Беларусь возложенной на них обязанности по защите Республики Беларусь в тех формах, которые не нарушают их религиозных убеждений.

При решении компетентными государственными органами вопросов об ответственности за уклонение от прохождения воинской службы необходимо определять, в какой мере те или иные действия гражданина связаны с реализацией им своего конституционного права на замену по религиозным убеждениям воинской службы альтернативной либо с отказом от прохождения воинской службы в таких условиях, которые не обеспечивают уважения его религиозных убеждений. В каждом конкретном случае этими органами должны быть приняты все меры по всестороннему и надлежащему изучению всех обстоятельств дела как в целях обеспечения прав и свобод граждан, которые желают исполнить свою обязанность по защите Республики Беларусь в иных разрешенных формах, так и в целях исключения злоупотреблений со стороны некоторых лиц, которые таким образом имеют намерение уклониться от воинской службы.

Хотя и с опозданием, но все же был принят Закон Республики Беларусь от 04.06.2015 N 276-З «Об альтернативной службе» (вступил в силу 1 июля 2016 г.). Альтернативная служба определяется как общественно-полезная деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь взамен воинской службы. На альтернативную службу могут быть направлены граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к прохождению срочной военной службы, службы в резерве, лично заявившие о том, что принятие Военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы.

На наш взгляд, и воинская служба, и альтернативная ей гражданская служба, несмотря на свою специфику, направлены на реализацию гражданами Республики Беларусь конституционной обязанности по защите Республики Беларусь. В связи с этим подход законодателя, который дифференцировал уголовную ответственность за уклонение от выполнения этой обязанности в зависимости от того, идет речь о воинской или альтернативной службе, на наш взгляд, является спорным. Так, это обнаруживается, если сопоставить только некоторые статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). Согласно статье 465-1 УК неявка гражданина, в отношении которого принято решение о замене воинской службы на альтернативную службу, без уважительных причин в орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего жительства в срок, указанный в направлении военного комиссариата (обособленного подразделения военного комиссариата), наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

За уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу следует наказание в виде штрафа, или ареста, или ограничения свободы на срок до двух лет, или лишения свободы на тот же срок (часть первая статьи 435 УК).

В то же время согласно части третьей статьи 465-2 УК уклонение гражданина от прохождения альтернативной службы путем умышленного причинения себе телесного повреждения (членовредительство) или симуляции заболевания наказывается лишением свободы на срок до шести лет. В соответствии с частью второй статьи 435 УК уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу, совершенное путем умышленного причинения себе телесного повреждения, либо симуляции заболевания, либо подлога документов или иного обмана, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок. Когда идет речь о лицах, привлекаемых на альтернативную службу, в части третьей статьи 465-2 УК не предусматривается ответственность за подлог документов. Этот ряд нестыковок можно продолжить. К сожалению, они не отмечены и в решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 27.05.2015 N Р-984/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам альтернативной службы».

Какие-либо объяснения «послаблений» для «альтернативщиков» можно было принять к сведению, если бы подход в целом был последовательным. Полагаем, что нормы УК должны быть гармоничными и обеспечивать разумную согласованность.