Какова юридическая сила актов, принимаемых в Евразийском экономического союзе (их статус, иерархия)?

В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) действуют:

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор);
  2. международные договоры в рамках Союза (Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (подписан в г. Минске 27.11.2009), Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза (подписан в г. Москве 23.12.2014));
  3. международные договоры с третьей стороной (соглашения о зоне свободной торговли (например, Договор о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011)));
  4. решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС, Высший совет);
  5. решения и распоряжения Евразийского межправительственного совета (ЕМС);
  6. решения и распоряжения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК, Комиссия).

При этом решения и распоряжения ВЕЭС, ЕМС и ЕЭК принимаются исключительно в рамках их полномочий, предусмотренных Договором и международными договорами в рамках Союза.

То есть если в Договоре или иных международных договорах в рамках Союза не будет указано на возможность принятия того или иного решения или распоряжения путем прямого или косвенного указания в тексте Договора, то такой акт принят быть не может. Если же такой акт все же принят, то его действие может быть фактически ограничено без возникновения последствий.

Исходя из статьи 6 Договора все вышеназванные акты составляют право Союза.

Высший совет и ЕМС принимают решения и распоряжения, Евразийская экономическая комиссия (как на уровне Совета Комиссии, так и на уровне Коллегии Комиссии) – решения, распоряжения и рекомендации.

Решения Высшего совета и ЕМС подлежат исполнению в порядке национального законодательства, т.е. подлежат имплементации в национальное право (как, например, подлежат имплементации директивы органов Европейского союза), о чем государства – члены ЕАЭС (государства-члены) должны сообщить ЕЭК.

Решения ЕЭК, как и Договор и международные договоры в рамках Союза, подлежат непосредственному применению на территориях государств – членов Союза.

Согласно статье 2 Договора под распоряжением понимается акт, принимаемый органами Союза, имеющий организационно-распорядительный характер (т.е. не устанавливающий норм для лиц государств-членов), а под решением понимается акт, принимаемый органами Союза, содержащий положения нормативно-правового характера (т.е. устанавливающий обязательства для органов и / или лиц государств-членов).

Статья 6 Договора установила строгую иерархию (соподчиненность) договоров и актов, составляющих право Союза, выраженную в том, что:

  • международные договоры Союза с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза;
  • в случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и Договором приоритет имеет Договор;
  • решения и распоряжения органов Союза не должны противоречить Договору и международным договорам в рамках Союза.

При этом в случае возникновения противоречий между решениями Высшего совета, ЕМС и ЕЭК:

  • решения Высшего совета имеют приоритет над решениями ЕМС и ЕЭК;
  • решения ЕМС имеют приоритет над решениями ЕЭК.