Какова юридическая сила Рамочного соглашения между Правительством Республики Беларусь и Комиссией Европейских сообществ (заключено в г. Минске 18.12.2008)? Устанавливает ли оно применительно к международной технической помощи, предоставленной Европейским союзом, иные правила по сравнению с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 N 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь»?

Рамочное соглашение между Правительством Республики Беларусь и Комиссией Европейских сообществ (заключено в г. Минске 18.12.2008) (далее — Соглашение) является международным договором Республики Беларусь. Такой вывод следует прежде всего из соотнесения преамбулы и содержания Соглашения с определением международного договора Республики Беларусь, которое закреплено в абз. 12 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 N 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» (далее — Закон N 421-З).

Соглашение ратифицировано Республикой Беларусь путем принятия Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 61-З «Аб ратыфiкацыi Рамачнага пагаднення памiж Урадам Рэспублiкi Беларусь i Камiсiяй Еўрапейскiх супольнасцей» (далее — Закон N 61-З).

Исходя из положений ч. 2 ст. 33 Закона N 421-З нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора. Поскольку согласие Республики Беларусь на обязательность для нее Соглашения выражено Законом N 61-З, то, следовательно, Соглашение имеет юридическую силу закона Республики Беларусь.

Согласно ст. 1 Протокола по вопросу о толковании понятий, терминов и обозначений, применяемых в Рамочном соглашении между Правительством Республики Беларусь и Комиссией Европейских сообществ от 18.12.2008 термин «деятельность, которая целиком или частично финансируется Сообществом» соответствует понятию «международная техническая помощь», которое определяется законодательством Республики Беларусь. Следовательно, Соглашение и Указ Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 N 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь» (далее — Указ) могут иметь общий предмет регулирования.

Вместе с тем правовые рамки, установленные Соглашением, имеют особенности по сравнению с Указом, что выражается в большем объеме предоставляемых льгот и преференций.

В соответствии с подп. 1.6 п. 1 Указа, если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Указе, то применяются правила международных договоров.

Статьей 3 Соглашения предусмотрено, что деятельность, которая полностью или частично финансируется Сообществом, не облагается налогами, таможенными платежами и иными эквивалентными сборами. В свою очередь, п. 3.5 указанной статьи определяет, что «по всем контрактам, которые финансируются Сообществом, подрядчики и их сотрудники… освобождаются от всех налогов, сборов и обязательных платежей, которые взимаются на территории Республики Беларусь, включая выплаты на социальное обеспечение, налоги на предпринимательскую деятельность и доход».

Другими словами, если Указ предоставляет преференции только по налогам, то согласно ст. 3 Соглашения наниматели и работники по трудовым и гражданско-правовым договорам, оплата по которым производится из предоставленной Европейским союзом международной технической помощи, освобождены также от взносов на государственное социальное страхование.