Гендерные аспекты уголовного и уголовно-исполнительного законодательства

Обеспечение равных прав и возможностей для мужчин и женщин является важным признаком гражданского общества. Как указывается в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2011 N 1101 «Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы», государству принадлежит определяющая роль в обеспечении конституционного принципа равных прав и свобод граждан и выполнении принятых международных обязательств по повышению статуса женщин.

При этом под гендером понимается социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех сферах жизни, включая политику, экономику, право, идеологию и культуру, образование и науку (абзац 2 статьи 2 Модельного закона «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» (принят в г. Санкт-Петербурге 18.11.2005 постановлением N 26-11 на 26 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ).

Республикой Беларусь ратифицирован и подписан ряд международных документов в сфере обеспечения гендерного равенства и преодоления дискриминации по признаку пола: Конвенция Организации Объединенных Наций «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (заключена в г. Нью-Йорке 18.12.1979) (далее — Конвенция о ликвидации дискриминации) [1], резолюции всемирных конференций по положению женщин, в том числе Пекинская декларация [2] и Платформа действий четвертой Всемирной конференции (1995 года) [3].

Принятие Конвенции о ликвидации дискриминации, признанной «биллем о правах женщин», продемонстрировало значительный успех международного женского движения в достижении цели гендерного равенства. Указанная Конвенция всесторонне определила права женщин и стала основным международным инструментом для решения проблем гендерной дискриминации. Ратифицируя Конвенцию о ликвидации дискриминации, государства-участники взяли на себя обязательства не только установить формальное правовое равенство между женщинами и мужчинами, но и принимать меры для обеспечения реального осуществления женщинами своих прав наравне с мужчинами [4].

В Пекинской платформе действий определены 12 приоритетных направлений, нацеленные на устранение препятствий для участия женщин во всех сферах общественной и частной жизни. Принимая эти документы, правительство берет на себя обязательства создать институциональные механизмы, способствующие продвижению политики гендерного равенства, принять специальные меры, в том числе на законодательном уровне, для обеспечения участия женщин в процессе принятия решений, формировать экономическую политику, оказывающую позитивное воздействие на занятость и доходы трудящихся женщин в формальном и неформальном секторах; изменить структуру и целенаправленное распределение государственных ассигнований в целях поощрения экономических возможностей женщин и равного доступа к производственным ресурсам.

В Республике Беларусь идея равенства мужчин и женщин последовательно закреплена в Конституции Республики Беларусь и в отраслевом законодательстве, включая Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее — УК) и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (далее — УИК).

Согласно ст. 22 Конституции Республики Беларусь все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Равенство перед законом следует рассматривать как равноправие граждан независимо от пола, расы, национальности, происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств. За нарушение равноправия граждан предусмотрена уголовная ответственность (ст. 190 УК).

Уголовная ответственность в Республике Беларусь основывается на принципах законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 3 УК). Эта норма является реализацией в уголовном праве конституционного принципа правового равенства, закрепленного в ст. 22 Конституции Республики Беларусь.

Уголовно-правовой принцип равенства подразумевает юридическое равенство и смысл его состоит в том, что уголовная ответственность устанавливается на основе равной для всех граждан юридической обязанности понести ответственность за совершенное преступление, предусмотренное уголовным законом [5]. Таким образом, специфическое уголовно-правовое содержание принципа равенства заключается в том, что уголовный закон выступает как «равная мера», что все лица, в деяниях которых содержатся конкретные, предусмотренные уголовным законом составы преступлений, одинаково подлежат уголовной ответственности независимо от указанных в ст. 3 УК обстоятельств.

Вместе с тем принцип равенства не исключает принципа индивидуализации уголовной ответственности. Суд при избрании конкретной меры уголовной ответственности виновному в преступлении должен учесть индивидуальные особенности конкретного случая и лица, совершившего преступление [5]. И в связи с этим, например, неприменение к женщинам в отличие от мужчин некоторых видов наказаний или существование для них (при определенных условиях) возможности применения отсрочки отбывания наказания не рассматривается в доктрине уголовного права как нарушение принципа равенства.

Анализ законодательства, регулирующего назначение и отбывание лицами женского пола наказания и иных мер уголовной ответственности, свидетельствует о гуманной тенденции относительно форм реализации уголовной ответственности в отношении женщин, а также об учете социальной значимости выполняемой женщиной функции материнства.

Наиболее ярким примером здесь является смертная казнь, которая по действующему УК не может назначаться женщинам, но может быть назначена мужчинам определенной возрастной группы (ст. 59 УК).

Впервые такое ограничение появилось в УК РСФСР 1922 года (указанный Кодекс распространял свое действие на всю территорию Белорусской Республики) [6, с. 12], установив запрет на применение высшей меры наказания к женщинам, находящимся в состоянии беременности. По УК 1960 года до принятия Закона Республики Беларусь от 01.03.1994 N 2827-XII «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь и некоторые другие законодательные акты Республики Беларусь» в этот круг входили лица, не достигшие 18-летнего возраста до совершения преступления, и женщины, находившиеся в состоянии беременности во время совершения преступления, к моменту вынесения либо исполнения приговора. Согласно ст. 22 УК 1960 года в редакции указанного Закона применение смертной казни к женщинам не допускалось вообще [7], а для мужчин были установлены возрастные ограничения. Эти положения были полностью восприняты УК 1999 года.

Аналогичные ограничения содержатся в отношении альтернативы смертной казни — пожизненного лишения свободы (ст. 58 УК).

Гендерные различия проявляются также при определении вида исправительного учреждения для отбывания такого вида наказания, как лишение свободы (ст. 57 УК). Мужчины могут отбывать лишение свободы в исправительных колониях с общим, усиленным, особым усиленным режимом, а также в колониях-поселениях. Женщины могут отбывать данный вид наказания только в исправительных колониях общего и строгого режима и в колониях-поселениях.

Осужденным к лишению свободы беременным женщинам либо женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, в том числе которые забеременели или родили ребенка во время отбывания наказания, кроме осужденных к лишению свободы на срок более пяти лет за тяжкое или особо тяжкое преступление, суд может отсрочить отбывание наказания в пределах срока, на который действующим законодательством женщина может быть освобождена от работы в связи с беременностью, родами и до достижения ребенком трехлетнего возраста (ст. 93 УК, ст. 189 УИК).

К женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, и женщинам, достигшим возраста пятидесяти пяти лет, возможно применение условно-досрочного освобождения от наказания посредством установления меньших частей сроков отбытого наказания в качестве условия такого освобождения — одна треть, половина, две трети (ч. 3-1 ст. 90 УК).

В соответствии с действующим УК беременным женщинам и лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет не могут быть назначены общественные работы (п. 3, 4 ч. 4 ст. 49 УК), исправительные работы (п. 3, 4 ч. 3 ст. 52 УК), ограничение по военной службе (п. 2, 3 ч. 3 ст. 53 УК). В случае беременности женщины, отбывающей наказание в виде общественных работ, исправительных работ или ограничения свободы, орган или учреждение, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, направляют в суд представление о ее досрочном освобождении от отбывания наказания с момента предоставления отпуска по беременности и родам (ч. 8 ст. 187 УИК).

К беременным женщинам, женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, не применяют арест (п. 2, 3 ч. 2 ст. 54 УК) и ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа (п. 3, 4 ч. 5 ст. 55 УК).

Уголовно-исполнительным законодательством предусмотрен также ряд мер, направленных на гуманизацию отбывания наказания осужденными женщинами.

Часть 3 ст. 77 УИК оговаривает неприменение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин с видимыми признаками беременности.

Статья 91 УИК касается проживания осужденных женщин, добросовестно относящихся к труду и соблюдающих требования режима, по мотивированному постановлению начальника исправительной колонии, согласованному с наблюдательной комиссией, вне исправительной колонии на время освобождения от работы по беременности и родам, а также на период до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, для устройства детей у родственников либо в детском интернатном учреждении в соответствии с ч. 3 ст. 92 УИК может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений, а осужденным женщинам, имеющим детей-инвалидов вне исправительной колонии, — один краткосрочный выезд в год на тот же срок для свидания с ними.

Осужденным беременным женщинам, кормящим матерям согласно ч. 4 ст. 94 УИК создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.

Статья 95 УИК предусматривает особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, кормящих матерей и женщин, имеющих детей (организация дома ребенка, дополнительные продовольственные посылки и передачи, специализированная медицинская помощь).

Осужденные к лишению свободы беременные женщины и кормящие матери согласно ст. 112 УИК, предусматривающей меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, в штрафной изолятор, помещения камерного типа не водворяются и на строгий режим в тюрьме не переводятся.

Таким образом, можно говорить о дифференцированном отношении по двум основаниям: основанием, связанным с наличием детей либо состоянием беременности, и основанием, связанным с проявлением традиционного в обществе гуманного отношения к женщине.

Если следовать идеям гендерного равенства буквально, то необходимо признать, что предоставление привилегий при наступлении уголовной ответственности в зависимости от половой принадлежности все же является нарушением принципа равенства. Однако привилегии при реализации уголовной ответственности для совершивших преступление женщин вообще и для беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, в частности должны быть сохранены, несмотря на то что формально они нарушают принцип равенства. Вышеуказанные уголовно-правовые нормы не являются дискриминацией в смысле ст. 1 Конвенции о ликвидации дискриминации. Отказ от применения к женщинам некоторых уголовных наказаний, в частности, смертной казни и пожизненного лишения свободы, облегченные условия отбывания лишения свободы и отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, не означают различие, исключение или ограничение по признаку пола, направленное на ослабление или отказ от признания, пользования либо осуществления женщинами прав человека и основных свобод. Напротив, они создают для женщин условия пользования этими правами и свободами [8].

Как отмечают К.Дейли и М.Чесни-Линд, когда равенство определяется как равное обращение с мужчинами и женщинами и при этом мужское поведение и опыт принимаются за «общечеловеческую» норму, положение женщин может даже ухудшиться. Так, модель равного обращения, на ограниченность которой указывали феминистки-криминологи [9, с. 60], занимала центральное место в реформировании процесса вынесения приговора в США. Реформа изначально была направлена на ликвидацию различий в приговорах и создана для исключения расового и классового неравенства при вынесении приговоров. Применительно к женщинам она проявилась в росте количества осужденных женщин и удлинении сроков заключения. Таким образом, реформа, изначально разработанная согласно либеральным понятиям о равенстве, обернулась против женщин.

В соответствии с белорусским законодательством при реализации уголовной ответственности женщины, в том числе находящиеся в состоянии беременности или имеющие малолетних детей, поставлены в несколько более привилегированные условия по сравнению с мужчинами. Формально такой подход уголовного закона нарушает принцип равенства граждан перед законом, но он может быть определен как позитивная дискриминация, направленная, прежде всего, на защиту прав женщин, связанных с материнством и традиционно гуманным отношением в обществе к женщине. Представляется, что сложившаяся определенная гендерная асимметрия является социально обусловленной и, следовательно, должна быть сохранена в уголовном законодательстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Конвенция Организации Объединенных Наций: заключена в г. Нью-Йорке 18 дек. 1979 г. // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2013.

2. Пекинская декларация (принята четвертой Всемирной конференцией по положению женщин, Пекин, 4 — 15 сент. 1995 г.). — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/womdecl.shtml.

3. Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин. — Режим доступа: http://www.un.org/russian/conferen/women/plat4a.htm.

4. Шведова, Н.А. Гендерное равенство в России в XXI веке в контексте международных обязательств: прогресс или упущенные возможности // Женщина в российском обществе. — 2011. — N 33.

5. Радыно, Т.В. Реализация принципов юридической ответственности в уголовном праве (по состоянию на 01.04.2010) // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2013.

6. Свило, С.В. Преступность женщин в Республике Беларусь / С.В.Свило. — Минск, 2009. — 104 с.

7. Василевич, Г.А., Саркисова, Э.А. О наказании в виде смертной казни: Республика Беларусь и европейский опыт (по состоянию на 29.03.2007) // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2013.

8. Завадская, Л.Н. Гендерная экспертиза российского законодательства. — Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/zavadskaya/index.htm.

9. Дейли, К., Чесни-Линд, М. Феминизм и криминология / К.Дейли, М.Чесни-Линд // Проблемы конституционализма: Сборник научных трудов. — Вып. 2. — Минск, 1998. — С. 55 — 60.