Преступления, за совершение которых лица не подлежат освобождению от уголовной ответственности, от основного наказания, а также от иных мер уголовной ответственности
В статье 9 Закона Республики Беларусь от 28.05.2015 N 259-З «Об амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» (далее — Закон об амнистии) предусмотрен перечень преступлений, при совершении которых лица, перечисленные в статьях 1, 3 — 7 Закона об амнистии, не могут претендовать на освобождение от уголовной ответственности или наказания.
Выше упомянуты менее тяжкие преступления, за совершение которых освобождению от наказания лица не подлежат. Что касается тяжких и особо тяжких преступлений, то Закон об амнистии за их совершение однозначно содержит запрет на освобождение от наказания. Исключение составляют лишь так называемые некоторые экономические преступления, названные в ст. 7 Закона об амнистии, которые перечислены выше.
В ст. 9 Закона об амнистии кроме категорий и видов преступлений указаны также лица, которые не подлежат освобождению от наказания. К ним относятся лица:
- судимые более двух раз с назначением наказания в виде лишения свободы за умышленные преступления;
- ранее судимые с назначением наказания в виде лишения свободы за совершение менее тяжких преступлений, указанных в абз. 3 ч. 1 ст. 9 Закона об амнистии, за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, указанных в абз. 4 — 5 ч. 1 ст. 9 Закона об амнистии;
- ранее судимые с назначением наказания в виде лишения свободы за преступления, совершение которых вообще исключает применение амнистии (абз. 10 ч. 1 ст. 11 Закона об амнистии). Перечень этих преступлений мы приведем ниже.
Частичное освобождение от наказания
Кроме полного освобождения от наказания законы об амнистии, за исключением Закона Республики Беларусь от 22.11.2007 N 287-З «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления», традиционно предусматривали частичное освобождение от наказания (сокращение срока) на один год.
Такой подход сохранен и в Законе об амнистии.
Согласно ст. 8 Закона об амнистии сокращение наказания сроком на один год предусмотрено в отношении следующих лиц:
- а) которым назначено наказание в виде ограничения свободы;
- б) которым назначено наказание в виде лишения свободы;
- в) условно-досрочно освобожденных от наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы;
- г) которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы или исправительных работ;
- д) которым неотбытая часть наказания в виде ограничения свободы заменена наказанием в виде исправительных работ;
- е) осужденных к лишению свободы беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, которым суд отсрочил отбывание наказания в соответствии со ст. 93 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).
Следует отметить, что категории лиц, названных нами в п. е), впервые предусматриваются в Законе об амнистии. И это тоже надо рассматривать как весьма значительный гуманный шаг.
Если же у всех указанных в ст. 8 Закона об амнистии лиц на день рассмотрения материалов о применении амнистии до окончания срока наказания остается менее одного года, то они подлежат освобождению от наказания полностью.
Таким образом, если не на освобождение от наказания, то хотя бы на сокращение срока его отбывания могут рассчитывать многие лица. Однако для Закона об амнистии, как и ему предшествовавших законов об амнистии, характерно то, что в нем весьма определенно закреплен предел гуманности, не позволяющий автоматически за любые преступления сокращать срок наказания на один год. Поэтому далеко не все осужденные могут рассчитывать на снисхождение в такой форме со стороны государства. И в этом отношении следует иметь в виду ст. 11 Закона об амнистии, предусмотревшую весьма обширный перечень лиц, на которых амнистия в любой ее форме не распространяется.
Лица, не подлежащие амнистии ни при каких условиях
Кроме указанных запретов на освобождение от наказания по амнистии Закон об амнистии установил перечень лиц, к которым не может быть применено как полное, так и частичное освобождение от наказания, а также освобождение от уголовной ответственности не только в силу того, что они сами представляют повышенную общественную опасность, но и потому, что они совершили преступления, относящиеся к тяжким или особо тяжким, направленным на особо ценные охраняемые уголовным законом объекты.
Согласно ст. 11 Закона об амнистии амнистия не распространяется на лиц:
- к которым в течение 2009 — 2015 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости;
- которые на день постановления приговора, либо на день вступления приговора в законную силу, либо на день рассмотрения материалов о применении амнистии полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), не уплатили доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, иной доход, полученный преступным путем, подлежащие взысканию с них по вступившим в законную силу приговору, решению суда;
- злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности;
- допустивших особо опасный рецидив преступлений (ч. 3 ст. 43 УК) либо признанных в установленном порядке особо опасными рецидивистами (ст. 24 УК 1960 года);
- которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено наказанием в виде лишения свободы или пожизненного заключения либо которым наказание в виде пожизненного заключения заменено наказанием в виде лишения свободы;
- осужденных к наказанию в виде пожизненного заключения;
- совершивших такие тяжкие и особо тяжкие преступления, как подготовка либо ведение агрессивной войны (ст. 122 УК), акт терроризма в отношении представителя иностранного государства или международной организации (ст. 124 УК), акт международного терроризма (ст. 126 УК), убийство (ст. 139 УК), умышленное причинение тяжкого телесного повреждения при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 147 УК), изнасилование либо насильственные действия сексуального характера, совершенные при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 166 УК; ч. 2 и 3 ст. 167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 168 УК), создание преступной организации либо участие в ней (ст. 285 УК), бандитизм (ст. 286 УК), акт терроризма (ст. 289 УК) и другие преступления террористической направленности (ст. 290-1, 290-2, 290-3, 290-4, 290-5 УК), захват заложника (ст. 291 УК), захват зданий и сооружений (ст. 292 УК), массовые беспорядки (ст. 293 УК).
В указанный перечень включены также нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (если преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ) (ч. 2, 3, 4, 5 ст. 317 УК), управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) (ст. 317-1 УК) как наиболее распространенные преступления, несущую угрозу опасности для жизни и здоровья людей.
В данный перечень включен целый ряд преступлений, связанных с нарушением правил оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, несущих угрозу здоровью населения (ч. 2 — 5 ст. 328, ст. 328-1, ч. 2 и 3 ст. 329, ст. 331, ч. 2 ст. 332 УК).
Не будет распространяться амнистия и на лиц, совершивших организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них (ст. 342 УК), изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего (ст. 343-1 УК), развращающе действующих на общественную нравственность и нравственное воспитание детей.
Включены в указанный перечень особо тяжкие, тяжкие и даже менее тяжкие преступления, направленные против государства: измена государству, шпионаж, диверсия и другие (ст. 356 — 361 УК).
В перечень преступлений, за которые лица не подлежат амнистии, включен и ряд преступлений, посягающих на порядок управления, а также на интересы правосудия. Это: убийство сотрудника органов внутренних дел (ст. 362 УК), клевета в отношении Президента Республики Беларусь (ст. 367 УК), получение иностранной безвозмездной помощи в нарушение законодательства Республики Беларусь (ст. 369-2 УК), нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий (ст. 369-3 УК), несоблюдение требований превентивного надзора (ст. 421 УК), уклонение от превентивного надзора (ст. 422 УК).
В качестве гарантии полного выполнения родителями в отношении своих детей алиментных обязанностей в Законе об амнистии в очередной раз предусматривается неприменение амнистии к лицам, совершившим преступления, предусмотренные статьей 174 УК (уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении), и не возместившим на день постановления приговора, вступления его в законную силу либо на день рассмотрения материалов о применении амнистии задолженность по алиментам. Более того, не подлежат амнистии и лица, совершившие преступления и признанные в установленном законом порядке обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, если они не возместили эти расходы на день постановления приговора, вступления его в законную силу либо на день рассмотрения материалов о применении амнистии.
Круг указанных преступлений, при совершении которых амнистия не применяется, является показателем политики государства на современном этапе в части адекватной оценки их высокой степени общественной опасности и непримиримого к ним отношения. Законодатель делает акцент прежде всего на умышленных посягательствах на жизнь человека при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 139 и ст. 362 УК), на преступлениях террористической направленности (ст. 124, 289, 290-1, 359 УК), на особо опасных преступлениях, направленных против государства (ст. 356, 357, 358, 360, 361 УК), и других.
Кроме этого, что уже имеет место трижды, в указанный перечень включено преступление, предусмотренное ст. 317-1 УК, а именно управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования). Количество осужденных по названной статье весьма велико. Ежегодно оно превышает 4 тыс. человек. Пьянство за рулем — это достаточно актуальная проблема в настоящее время, чреватая тяжкими последствиями для жизни и здоровья граждан, и в борьбе с ним полезны любые средства, в том числе и запреты на амнистию.
Не лучшее положение со злостными неплательщиками средств на содержание детей. Ежегодно их осуждается 6 — 7 тысяч. Но гуманный подход к ним может иметь место лишь в том случае, если они возместят задолженность по алиментам либо расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Естественно, не заслуживают прощения лица, совершившие при отягчающих обстоятельствах убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, а также бандитизм, акты терроризма, преступления против государства и другие особо тяжкие преступления.
Особо следует указать на такие запретные для применения амнистии пункты, которые связаны с невозмещением причиненного преступлениями вреда (ущерба). При этом Закон об амнистии выделяет три категории лиц, на которых не распространяется амнистия, это:
- лица, которые не возместили полностью причиненный преступлениями вред (ущерб) и доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, подлежащие с них взысканию по приговору или решению суда, на день постановления приговора;
- лица, которые полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), не уплатили доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, иной доход, полученный преступным путем, на день вступления приговора в законную силу;
- лица, которые не возместили указанный вред (ущерб) или доход на день рассмотрения материалов о применении амнистии.
Однако право на амнистию за указанными лицами сохраняется в течение шестимесячного срока исполнения Закона об амнистии.
И лица, которые на день рассмотрения материалов о применении амнистии все же полностью выполнили свои обязательства в этом отношении, заслуживают прощения.
Характерно и то, что указанные запреты не распространяются на лиц, перечисленных в ст. 1 Закона об амнистии (несовершеннолетних, беременных и т.д.). В этом плане к ним проявлен особо гуманный подход.
При этом документами, подтверждающими факт возмещения причиненного вреда (ущерба) и дохода, полученного от незаконной предпринимательской деятельности, являются заверенная печатью справка, полученная из суда, постановившего приговор или вынесшего иное решение, и справка, полученная из бухгалтерии по месту отбывания наказания (месту работы).
Сроки применения амнистии
Согласно ст. 13 Закона об амнистии под его действие подпадают лица, совершившие преступления до дня вступления в силу Закона об амнистии, в том числе осужденные судами Республики Беларусь, а также лица, осужденные судами других государств, отбывающие наказание на территории Республики Беларусь либо переданные в период исполнения Закона об амнистии для отбывания наказания на территорию Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на условиях принципа взаимности.
Отметим также, что каждый закон об амнистии подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня вступления его в силу. Это относится и к Закону об амнистии, который вступил в силу 29 мая 2015 г. Следовательно, срок, отведенный для его исполнения, закончится 29 ноября 2015 г.
К лицам, имеющим венерические заболевания, Закон об амнистии будет применен только после подтвержденного выпиской из медицинских документов окончания курса их лечения, которое проводится в соответствии с клиническими протоколами.
Аналогично решается вопрос о применении амнистии к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, в отношении которых судом назначены принудительные меры безопасности и лечения. Она может быть применена только после завершения курса лечения и принятия постановления суда о прекращении принудительного лечения.
Указанные лица, имеющие венерические заболевания, а также страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, имеют право на амнистию и после истечения шестимесячного срока, установленного ч. 1 ст. 24 Закона об амнистии.
Следует также отметить, что по истечении указанного срока амнистия может быть применена и в других случаях. Это относится в первую очередь к тем случаям, когда оснований к отказу в применении амнистии не имелось, но решение об амнистии не было принято по каким-либо причинам (например, по ошибке органа или учреждения, на которых было возложено исполнение Закона об амнистии).
Значение Закона об амнистии
Закон об амнистии, как и прежние законы об амнистии, является актом прощения государством лиц, совершивших преступления. Это наиболее яркое проявление принципа гуманизма уголовной политики государства, стимулирующее виновных в совершении преступлений к исправлению, становлению их на законопослушный путь.
Однако, как это следует из ч. 7 ст. 3 УК, основное положение принципа гуманизма сводится к тому, что уголовный закон служит обеспечению физической, психической, материальной, экологической и иной безопасности человека. Стремлением государства обеспечить такую безопасность человека и в целом общества и объясняются достаточно жесткие рамки актов об амнистии (хотя они и принимаются весьма часто). Об этом говорят предусмотренные в Законе об амнистии перечни преступлений, совершение которых либо вообще исключает применение амнистии, либо исключает освобождение от наказания или иных мер уголовной ответственности. Достаточно широк перечень лиц, на которых не распространяется амнистия, сформулированный исходя из других критериев.
Количество же лиц, которые выйдут на свободу в результате применения к ним Закона об амнистии либо будут освобождены от других наказаний или иных мер уголовной ответственности, не может свидетельствовать о возможном ухудшении криминогенной обстановки.
По заявлению начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Ю.И.Горошко, рецидив преступлений со стороны лиц, освобождаемых от наказания по амнистии, составляет обычно 4-5%. Не следует ожидать больших цифр рецидива и среди лиц, освобожденных от наказания по Закону об амнистии.
Например, по предварительным данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь, из мест лишения свободы предполагается освободить более 2 тыс. человек. Более 700 человек будут освобождены от наказания в виде ограничения свободы, которое отбывалось ими в исправительных учреждениях открытого типа. Примерно столько же осужденных освобождалось от наказания в виде лишения свободы и ограничения свободы по предыдущим актам об амнистии.
Более того, законом традиционно предусматриваются меры в целях предупреждения рецидива среди лиц, к которым будет применена амнистия.
Согласно ст. 22 Закона об амнистии решение о применении либо неприменении амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально. При отсутствии необходимых сведений рассмотрение вопроса о применении Закона об амнистии откладывается до получения дополнительных материалов. Органам, на которые возложено исполнение Закона об амнистии, предоставлено право запрашивать у соответствующих учреждений документы и иные материалы, необходимые для решения вопросов, связанных с применением амнистии. Такие запросы подлежат немедленному исполнению.
Как видно, Закон об амнистии, как и прежние законы об амнистии, нацеливает на вдумчивую работу соответствующие органы и должностных лиц во избежание формализма при решении вопросов о применении амнистии к каждому конкретному лицу. Более того, Законом об амнистии возлагаются на Совет Министров Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы обязанности по обеспечению организации своевременного учета лиц, освобожденных от наказания по амнистии, и оказания им помощи в бытовом и трудовом устройстве.
Особое внимание обращено на необходимость обеспечения заботы о несовершеннолетних. В частности, местным исполнительным и распорядительным органам предписано обеспечить передачу освобожденных от наказания по амнистии несовершеннолетних после прибытия их к месту жительства под контроль родителей, органов опеки и попечительства, помещение в необходимых случаях в детские дома, устройство в школы-интернаты, профессионально-технические училища или их трудоустройство.
Соответствующая забота должна быть проявлена в отношении освобожденных из исправительных учреждений, арестных домов, следственных изоляторов, исправительных учреждений открытого типа лиц, которые потеряли социальные связи и достигли возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, а также инвалидов I или II группы, которые утратили полную или частичную способность к самообслуживанию, нуждаются в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании и не имеют трудоспособных членов семьи либо других лиц, обязанных по закону их содержать. Таких лиц предписано определять в специальные дома-интернаты (отделения) для престарелых и инвалидов.
Важно отметить и то, что за каждым лицом, освобожденным от наказания по амнистии, организуется учет со стороны органов внутренних дел. «Судьба каждого амнистированного, — отмечает начальник управления Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь Ж.В.Батурицкая, — отслеживается, он ни в коем случае не выпадает из поля зрения правоохранительных органов».
Следует также иметь в виду, что самым гуманным по отношению к преступникам актом амнистии защищаются и права потерпевших. Ведь для большинства осужденных он является стимулом к возмещению причиненного им ущерба (вреда). По данным Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, возмещенный ущерб (вред) по прошлым амнистиям исчислялся десятками миллиардов рублей.