Комментарий к главе 3 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 N 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (часть 2)

Статья 25. Регистрационное дело

Комментарий к статье 25

1. Порядок формирования и ведения регистрационного дела установлен Инструкцией о порядке формирования и ведения регистрационного дела, утвержденной приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 29.04.2011 N 133 (далее — Инструкция N 133).

Регистрационное дело заводится на каждый объект недвижимого имущества при государственной регистрации его создания и закрывается при государственной регистрации прекращения его существования. Ведение регистрационного дела осуществляется на бумажных или машинных носителях.

Согласно п. 3 Инструкции N 133 регистрационное дело в обязательном порядке содержит:

  • титульный лист по примерной форме согласно приложению 1 к Инструкции N 133 (обязательными для заполнения являются: номер тома, наименование организации по государственной регистрации, вид объекта недвижимого имущества, номер регистрационного дела, адрес объекта недвижимого имущества, отметки);
  • листы описи регистрационного дела по форме согласно приложению 2 к Инструкции N 133.

Номер регистрационного дела, указываемый на титульном листе, одновременно является кадастровым либо инвентарным номером недвижимого имущества (п. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 N 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон); п. 4 Инструкции N 133).

Листы заявлений и документов (копий документов), вносимых в регистрационное дело, нумеруются регистратором организации по государственной регистрации по принципу последовательности их внесения начиная с 1.

В соответствии с ч. 1 п. 8 Инструкции N 133 в регистрационное дело вносятся заявления, иные документы (копии документов) в отношении объекта недвижимого имущества, представленные (поступившие) в организацию по государственной регистрации, непосредственно регистратору и (или) изготовленные в организации по государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 п. 8 Инструкции N 133.

В регистрационное дело подлежат внесению копии следующих содержащихся в землеустроительном деле документов:

решения в отношении земельного участка, принятого государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель;

  • каталога геодезических координат поворотных точек границы земельного участка;
  • плана границы земельного участка;
  • документа, содержащего сведения об ограничениях (обременениях) прав на земельный участок;
  • иных документов по решению регистратора.

В регистрационное дело могут не вноситься копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность, а также копии документов, подтверждающих внесение платы в случае, если отметка о наличии платы содержится в соответствующем заявлении.

2. Каждое регистрационное дело имеет опись содержащихся в нем заявлений и документов (копий документов). Листы описи регистрационного дела нумеруются регистратором организации по государственной регистрации отдельно от листов документов (копий документов), вносимых в регистрационное дело, по принципу последовательности начиная с 1.

В лист описи регистрационного дела вносятся реквизиты помещенных в регистрационное дело документов (копий документов). Реквизитами документа являются: название документа, дата и номер его выдачи (издания, составления). Если номер документа отсутствует, то в этом случае делается отметка «б/н» (п. 6 Инструкции N 133).

Исправления в листе описи регистрационного дела производятся путем внесения в лист описи новой записи. При этом регистратор, внесший исправления, в графе «Примечание» исправленной записи указывает слова «Запись исправлена», дату исправления, порядковый номер новой записи и ставит свою подпись.

3. Порядок формирования и ведения регистрационного дела предприятия как имущественного комплекса (далее — ПИК) установлен Инструкцией о порядке формирования и ведения регистрационного дела в отношении предприятия как имущественного комплекса, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 05.07.2004 N 34 «Об утверждении нормативных правовых актов по вопросам государственной регистрации предприятия как имущественного комплекса» (далее — Инструкция регистрационного дела ПИК).

Регистрационное дело заводится регистратором республиканской организации по государственной регистрации на каждое ПИК при государственной регистрации его создания и закрывается при государственной регистрации прекращения существования ПИК (п. 2 Инструкции регистрационного дела ПИК).

Регистрационное дело ПИК представляет собой папку, имеющую титульный лист по форме согласно приложению 1 к Инструкции регистрационного дела ПИК, листы описи регистрационного дела по форме согласно приложению 2 к Инструкции регистрационного дела ПИК, в которую вносятся заявления и документы (копии документов), представленные для совершения регистрационных действий в отношении ПИК, а также документы (копии документов), выдаваемые регистратором республиканской организации по государственной регистрации заявителям или направляемые им иным лицам в связи с совершением регистрационных действий (извещения об отказе в совершении регистрационных действий, уведомления о приостановлении регистрационных действий, уведомления о проведении государственной регистрации возникновения ограничений (обременений) прав на ПИК, уведомления об исправлении технических ошибок, заявления о выдаче выписок из регистрационной книги в отношении ПИК, выписки из регистрационной книги в отношении ПИК, указания регистраторов республиканской организации по государственной регистрации и другие документы (копии документов)).

Согласно п. 4 Инструкции регистрационного дела ПИК номер регистрационного дела, указываемый на титульном листе, одновременно является регистрационным номером ПИК.

4. Документы, внесенные в установленном порядке в регистрационное дело, не подлежат изъятию из него, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 26. Кадастровая карта

Комментарий к статье 26

Определение понятия «кадастровая карта» дано в абз. 8 ст. 1 Закона. Под кадастровой картой следует понимать документ единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — Регистр), содержащий графическое изображение территории соответствующего регистрационного округа, границ земельных участков, сервитутов, охранных зон, расположения капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений на земельных участках, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков и инвентарных номерах капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, другую информацию в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 29.01.2010 N 9 «О некоторых вопросах ведения кадастровой карты» (далее — Постановление N 9) регламентированы отдельные вопросы ведения кадастровой карты. Так, согласно подп. 1.1 п. 1 Постановления N 9 в случае, если при государственной регистрации в отношении земельного участка и внесении на основании землеустроительного дела сведений о нем в слой о границах земельных участков кадастровой карты будет происходить наложение на границы земельных участков, зарегистрированных до 14 января 2009 г. в Регистре, либо границы данных участков не будут сводиться, то государственная регистрация производится независимо от наложения либо несведения границ данных земельных участков. При этом регистратор в течение пяти рабочих дней после осуществления государственной регистрации в отношении земельного участка должен уведомить организацию, осуществляющую эксплуатацию соответствующей земельно-информационной системы (подп. 1.3 п. 1 Постановления N 9).

В случае если при государственной регистрации в отношении земельного участка и внесении на основании землеустроительного дела сведений о нем в слой о границах земельных участков кадастровой карты будет происходить наложение на границы земельных участков, зарегистрированных после 14 января 2009 г. в Регистре, либо границы данных участков не будут сводиться в связи с тем, что границы земельных участков установлены разными способами (геодезическим или аэрофотогеодезическим, комбинированным), то государственная регистрация производится в случае, если наложение либо несведение границ данных земельных участков не будет превышать погрешность, установленную техническим кодексом установившейся практики ТКП 055-2006 (03150) «Земельно-информационная система Республики Беларусь. Порядок создания», утвержденным приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30.12.2006 N 314 «Об утверждении технического кодекса установившейся практики» (далее — ТКП 055-2006), и соответствующая информация об этом будет вложена в землеустроительное дело организацией, подчиненной Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь, оформившей землеустроительное дело (подп. 1.2 п. 1 Постановления N 9). ТКП 055-2006 допускает следующие погрешности:

  • средние погрешности в плановом положении объектов местности и четких контуров относительно ближайших пунктов геодезической основы не должны превышать 5 м или 0,5 мм в масштабе 1:10000 (при создании пространственных данных локальных земельно-информационных систем (далее — ЗИС) районов Республики Беларусь) (подп. 5.5.2 п. 5 ТКП 055-2006);
  • средние погрешности в плановом положении объектов местности и четких контуров относительно ближайших пунктов геодезической основы не должны превышать 1 м или 0,5 мм в масштабе 1:2000 (при создании пространственных данных локальных ЗИС населенных пунктов Республики Беларусь). При этом на территории с капитальной и многоэтажной застройкой погрешности во взаимном положении точек близлежащих важных контуров (капитальных строений, зданий и т.п.) не должны превышать 0,8 м или 0,4 мм в масштабе 1:2000 (подп. 5.5.3 п. 5 ТКП 055-2006).

Статья 27. Журнал регистрации заявлений

Комментарий к статье 27

Порядок формирования и ведения журнала регистрации заявлений установлен Инструкцией о порядке формирования и ведения журнала регистрации заявлений, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 05.08.2003 N 8 (далее — Инструкция N 8).

В соответствии с п. 2 Инструкции N 8 журнал регистрации заявлений (далее — журнал) является документом Регистра и ведется на русском языке по принципу последовательных записей. В журнал вносится следующая информация:

  • номер регистрации заявления;
  • дата и время поступления заявления в республиканскую или территориальную организацию по государственной регистрации;
  • идентификационные сведения о заявителе;
  • перечень документов, представленных для осуществления государственной регистрации;
  • отметки о приеме заявления или об отказе в приеме заявления, о результатах рассмотрения заявления, поступившего в республиканскую или территориальную организацию по государственной регистрации;
  • перечень документов, выданных заявителю;
  • дата выдачи документов заявителю.

Отдельно обращаем внимание, что документы, содержащие предписания осуществить регистрационные действия, поступившие из судов, других государственных органов, наделенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь правом давать регистраторам предписания, обязательные для исполнения, а также указания регистратора республиканской организации по государственной регистрации о совершении регистрационных действий, подлежат регистрации в журнале в общем порядке.

Регистраторы территориальных организаций по государственной регистрации осуществляют ведение журнала в отношении недвижимого имущества, находящегося в пределах территории соответствующего регистрационного округа.

Ведение журнала в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более чем одного регистрационного округа, осуществляется регистраторами республиканской организации по государственной регистрации, а также регистраторами территориальной организации по государственной регистрации по указанию регистратора республиканской организации по государственной регистрации.

В настоящее время ведение журнала осуществляется только на электронных (магнитных) носителях (п. 4 Инструкции N 8).

Согласно п. 9 Инструкции N 8 лист журнала, в который вносятся записи о регистрации заявлений, содержит четыре графы: «Заявления», «Сведения о заявителях и входящих документах», «Отметки регистратора», «Исходящие документы».

Номер регистрации заявления состоит из порядкового номера заявления, поступившего регистратору либо в соответствующую республиканскую или территориальную организацию по государственной регистрации в текущем календарном году, двух последних цифр этого года и кода соответствующего регистратора, разделенных соответственно знаками «/» и «:» (например, 7210/03:46). Присвоение заявлениям порядковых номеров в каждом календарном году производится начиная с единицы (ч. 2 п. 10 Инструкции N 8).

Отмечаем, что форма листов книги журнала регистрации заявлений и пример их заполнения приводятся в приложении 1 к Инструкции N 8.

Порядок формирования и ведения журнала регистрации заявлений в отношении ПИК регламентирован Инструкцией о порядке формирования и ведения журнала регистрации заявлений в отношении предприятия как имущественного комплекса, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 05.07.2004 N 34 «Об утверждении нормативных правовых актов по вопросам государственной регистрации предприятия как имущественного комплекса» (далее — Инструкция журнала регистрации заявлений ПИК).

Журнал регистрации заявлений в отношении ПИК является документом Регистра и ведется по принципу последовательных записей. В него вносится следующая информация:

  • номер регистрации заявления о государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования ПИК, возникновения, перехода, прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним;
  • дата поступления заявления в республиканскую организацию по государственной регистрации;
  • сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, почтовый адрес места жительства физического лица; наименование юридического лица, местонахождение юридического лица);
  • отметки о приеме заявления или об отказе в приеме заявления, о результатах рассмотрения заявления, поступившего в республиканскую организацию по государственной регистрации;
  • перечень документов, выданных заявителю.

Ведение журнала регистрации заявлений в отношении ПИК осуществляют регистраторы республиканской организации по государственной регистрации.

Ведение журнала регистрации заявлений в отношении ПИК осуществляется на бумажных носителях, а также на электронных (магнитных) носителях. Записи о регистрации заявлений вносятся сначала в журнал регистрации заявлений в отношении ПИК, который ведется на электронных (магнитных) носителях. При этом журнал регистрации заявлений в отношении ПИК, ведущийся на бумажных носителях, формируется путем распечатки листов журнала регистрации заявлений в отношении ПИК, ведущегося на электронных (магнитных) носителях (п. 4 Инструкции журнала регистрации заявлений ПИК).

Статья 28. Исправления в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним

Комментарий к статье 28

1. Основания внесения регистратором исправлений в документы Регистра зависят от вида исправлений:

  • внесение исправлений, связанных с технической ошибкой, может быть осуществлено на основании заявления правообладателя, других заинтересованных лиц либо на основании сведений, предоставленных государственными органами, иными государственными организациями, а также по инициативе регистратора;
  • внесение исправлений, связанных с ошибкой нетехнического характера, может быть осуществлено на основании судебного постановления, а также на основании совместного заявления всех заинтересованных лиц (в случае если отсутствует основание полагать, что исправление ошибки нетехнического характера может причинить вред или нарушить права и законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи);
  • внесение исправлений, связанных с изменением идентификационных сведений о правообладателях, наименований населенных пунктов и улиц, нумерации зданий и т.д., может быть осуществлено на основании заявления правообладателя либо на основании соответствующих сведений из государственных органов, иных государственных организаций.

2. Согласно абз. 3 подп. 3-1.1 п. 3-1 ст. 24 и ст. 65 Закона при приеме заявления или при поступлении судебного постановления, соответствующих сведений из государственных органов, иных государственных организаций о внесении исправлений регистратор незамедлительно вносит в регистрационную книгу отметку об их приеме (поступлении).

3. Отмечаем, что внесение исправлений в документы Регистра является административной процедурой, которая регламентирована:

  • пунктом 17.74 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;
  • подпунктом 22.20 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 N 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Внесение исправлений в документы Регистра и выдача соответствующих уведомлений либо мотивированный отказ во внесении исправлений осуществляются в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления, а также документа, подтверждающего внесение платы за составление и выдачу уведомления. В случае необходимости запроса сведений и (или) документов из других государственных органов, иных государственных организаций данный срок может быть продлен до одного месяца. При внесении исправлений на основании судебных постановлений, а также в случае исправления ошибок, допущенных регистратором, указанные сроки не применяются.

О внесении исправлений по заявлениям правообладателей, кандидатов в правообладатели, иных заинтересованных лиц, а также об исправлении ошибок технического и нетехнического характера соответствующие правообладатели, кандидаты в правообладатели, а также иные заинтересованные лица уведомляются регистратором в письменной форме.

4. Исправление ошибок, допущенных регистратором, а также замена документов, содержащих такие ошибки, производятся бесплатно.

Статья 28-1. Аннулирование записи, внесенной в регистрационную книгу

Комментарий к статье 28-1

При поступлении в организацию по государственной регистрации вступившего в законную силу судебного постановления о признании недействительной государственной регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления, производится аннулирование соответствующей записи о государственной регистрации в регистрационной книге.

В случае признания судом недействительными нескольких государственных регистраций их аннулирование производится в обратном порядке последовательности государственной регистрации, установленной статьей 10 Закона.

В качестве примера приведем следующую ситуацию.

Регистратором была осуществлена государственная регистрация сделки и государственная регистрация перехода права, основанная на такой сделке, которые впоследствии были признаны судом недействительными. Сначала аннулируется государственная регистрация перехода права, а после этого аннулируется государственная регистрация сделки. При этом в регистрационной книге становятся актуальными записи, которые ранее содержались в регистрационной книге (до момента осуществления аннулированных государственных регистраций).

Об аннулировании записи, внесенной в регистрационную книгу, регистратор в течение трех рабочих дней со дня ее аннулирования в письменной форме уведомляет суд, правообладателей и (или) кандидатов в правообладатели. Такое уведомление является следствием закрепленного ст. 21 Закона принципа публичности ведения документов Регистра.