За нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет статьей 12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Субъектом правонарушения является физическое лицо (работник, связанный с порядком приема наличных денежных средств). Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности. Объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком проведения расчетов. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» утверждено Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр (далее — Положение N 924/16). Согласно Положению N 924/16 юридические лица и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, проведении электронных интерактивных игр принимают наличные денежные средства (в том числе авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские платежные карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее — Государственный реестр), и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и Положением N 924/16. Кассир обязан проводить суммы принятых наличных денежных средств (в том числе авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с использованием банковских платежных карточек через кассовое оборудование. В подтверждение принятия указанных сумм он обязан выдать покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара, выполнение работы, оказание услуги, а также поместить полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях:
- осуществления розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец;
- осуществления розничной торговли на торговых местах на рынках (за исключением продажи запасных частей к автомобилям) и ярмарках;
- осуществления разносной торговли товарами;
- использования до 1 июля 2012 г. автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов;
- продажи проездных документов, билетов, проездных, пригородных, абонементных и международных билетов, плацкарт и доплатных квитанций, талонов, жетонов в автомобильном транспорте, на котором выполняются городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте, метро, поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий и на железнодорожных станциях (остановочных пунктах) государственного объединения «Белорусская железная дорога», в пунктах их продажи;
- продажи билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, театры, цирки, стадионы, бассейны, дома культуры в сельской местности, концертные, а также другие открытые и закрытые площадки);
- оказания услуг и продажи товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий в ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская железная дорога»;
- осуществления розничной торговли лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения и другими товарами аптечного ассортимента медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов;
- продажи в розлив безалкогольных напитков, пива, кваса, растительного масла (за исключением их продажи в магазинах, павильонах с торговым залом и объектах общественного питания), а также живой рыбы из цистерн и вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур;
- осуществления торговли предметами религиозного культа (за исключением изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней) и религиозной литературой, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, а также в иных местах, предоставленных для этих целей религиозным организациям, зарегистрированным в установленном порядке на территории Республики Беларусь;
- оказания на дому услуг, а также осуществления торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
- выполнения работ, оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
- осуществления адвокатской и нотариальной деятельности;
- осуществления обучения несовершеннолетних;
- оказания разовых услуг, реализации бывшего в употреблении имущества, при которых прием наличных денежных средств осуществляется в кассу организации;
- оказания бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену;
- осуществления розничной торговли товарами в объектах бытового обслуживания населения (за исключением таких объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств), расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью не более трех работников;
- осуществления страховой деятельности с выдачей страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанции о приеме наличных денежных средств (страховых взносов) формы 1-СУ и квитанции о приеме наличных денежных средств по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, формы 1-СУо, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.11.2007 N 174 «Об утверждении форм 1-СУ «Квитанция о приеме наличных денежных средств (страховых взносов)», 1-СУо «Квитанция о приеме наличных денежных средств по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам», Инструкции по заполнению и использованию формы 1-СУ «Квитанция о приеме наличных денежных средств (страховых взносов)» и формы 1-СУо «Квитанция о приеме наличных денежных средств по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам» и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь»;
- оказания библиотеками услуг по выдаче литературы;
- продажи (за исключением продажи в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства, оказания платных услуг населению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, при этом расчет за реализованную продукцию и оказанные услуги производится наличными денежными средствами непосредственно в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- оказания услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и сдаче внаем квартир;
- продажи товаров (за исключением их продажи в розничных торговых объектах, магазинах-складах), выполнения работ, оказания услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
- эксплуатации детских развлекательно-призовых аппаратов (кран-машина), оснащенных купюроприемником, с выигрышем призов без денежного выигрыша;
- оказания индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, услуг по использованию платных туалетов;
- организации общественного питания в торговых объектах, расположенных в учреждениях общего среднего образования, учреждениях профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах);
- реализации лотерейных билетов.
Примеры нарушений.
1. Обществом была получена выручка в размере 40 млн.руб. от реализации услуг общественного питания при проведении банкета. Обществом был проведен банкет на 60 человек в связи с бракосочетанием граждан, стоимость оказанных услуг составила 40 млн.руб. В то же время факт поступления выручки в размере 40 млн.руб. в кассу общества не подтверждался сменным отчетом (Z-отчетом) кассового суммирующего аппарата (КСА).
Кроме того, согласно пакету прикладных программ «Скатерть-самобранка», применяемых в кафе общества, в период с 20.05.2012 по 24.08.2013 была отражена реализация услуг кальяна (300 счетов, 300 порций) на сумму 30 млн.руб., однако факт поступления выручки в размере 30 млн.руб. в кассу общества сменными отчетами (Z-отчетами) КСА не подтверждался.
В соответствии с подпунктом 1.13 пункта 1 статьи 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством.
Согласно пункту 3 Положения N 924/16 юридические лица и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, проведении электронных интерактивных игр принимают наличные денежные средства (в том числе авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские платежные карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и Положением N 924/16.
Таким образом, в нарушение установленного порядка при оказании услуг общественного питания обществом была получена выручка без использования кассового оборудования.
2. В ходе контрольного оформления заказа по проживанию в гостинице было установлено, что горничная, которая согласно должностной инструкции, утвержденной директором общества, отвечает за оприходование денежных средств по КСА, в нарушение требований пунктов 3, 25 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 N 107 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов», в месте оказания услуг приняла от потребителя наличные денежные средства в качестве оплаты за проживание в гостинице в сумме 150000 руб. и не оприходовала их через КСА (деньги, полученные от потребителя в размере 150000 руб., находились в денежном ящике кассового оборудования, установленного в помещении гостиницы). КСА находился в рабочем состоянии и использовался, что подтверждалось записями приема наличных денежных средств в книге кассира к кассовому оборудованию. Факт неоприходования наличных денег через КСА был установлен в результате проведения контрольного оформления заказа на оказание услуг по проживанию.
3. В ходе проверки было установлено, что на торговых местах, расположенных на рынке, у материально ответственных лиц (продавцов) для приема наличных денежных средств при продаже товаров без применения КСА имелись в наличии следующие бланки строгой отчетности: приходные кассовые ордера, квитанции о приеме наличных денежных средств при продаже товаров без применения КСА. В то же время на торговом месте, расположенном на рынке, продавец, непосредственно осуществлявшая продажу товаров покупателям, которая согласно должностной инструкции, утвержденной директором, обязана при приеме наличных денежных средств при продаже товаров без применения КСА оформлять в соответствии с законодательством факт приема наличных денежных средств первичным учетным документом, информация об изготовлении и реализации бланка которого заносится в электронный банк об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках, в нарушение требований части второй пункта 33 Положения N 924/16 после продажи товара покупателю (1 кг полуфабриката замороженного «Грудка цыпленка-бройлера» по цене 35550 руб. за 1 кг, одного цыпленка-бройлера 2-й категории весом 1,85 кг по цене 22750 руб. за 1 кг) получила от покупателя наличные деньги в сумме 80900 руб. без применения КСА и по требованию покупателя не оформила и не выдала ему в соответствии с законодательством документ, подтверждающий факт приема наличных денежных средств.
4. При проверке соблюдения порядка приема наличных денежных средств, использования кассового оборудования в магазине было установлено, что в нарушение части первой пункта 3, пунктов 17, 25 Положения N 924/16 при продаже товаров в продовольственном отделе магазина был осуществлен прием наличных денежных средств в сумме 341600 руб. без применения кассового оборудования с помещением их в ящик для денег КСА «ОКА 102К». Так, по состоянию на 08.20 22.01.2014 в денежном ящике КСА «ОКА 102К» находились денежные средства в сумме 970000 руб.
Согласно сформированному в момент проверки суточному (сменному) отчету (Z-отчету) с гашением (сформирован 22.01.2014 в 08.23) по кассовому оборудованию с начала рабочего дня (смены) были проведены денежные средства в сумме 50000 руб.
Исходя из записей в книге кассира и подтверждающих документов остаток наличных денег, проведенных по КСА, на начало дня 22.01.2014 составил 600000 руб.
Таким образом, наличные деньги в сумме 341600 руб. (970000 — 600000 — 50000 = 320000), находившиеся в ящике для денег КСА «ОКА 102К», не были проведены по кассовому оборудованию.
Согласно объяснениям деньги в сумме 320000 руб. были приняты продавцом накануне вечером при продаже товаров после закрытия кассы КСА (отчет сменный с гашением сформирован в 19.33). Принятые без применения кассового оборудования (и без использования документов, оформленных на бланке документа с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции) наличные деньги были помещены в ящик для денег КСА «ОКА 102К» и наутро 22.01.2014 перед началом рабочей смены также не были проведены по КСА.
Таким образом, продавцом магазина было допущено нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров за наличный расчет, выразившееся в приеме денег в сумме 320000 руб. без применения кассового оборудования.
Кроме того, 22.01.2014 в момент проверки продавцом в нарушение пункта 17 Положения N 924/16 в подтверждение принятия наличных денег в сумме 25000 руб. при продаже товаров не был выдан покупателю платежный документ, подтверждающий оплату товара: кассовый чек находился при КСА и не был оторван от чековой ленты. Таким образом, продавцом также был нарушен установленный порядок приема денежных средств.