Статья 17.5. Занятие проституцией
1. Занятие проституцией —
влечет наложение штрафа в размере от шести до двадцати базовых величин или административный арест.
2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, —
влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.
1. Проституцию довольно часто называют древнейшей профессией. Все попытки ее искоренения вряд ли когда-нибудь приведут к должному результату, несмотря на то что против этого негативного социального явления существуют возражения религиозного и этического характера.
На протяжении всей истории человечества любые сексуальные отношения, существующие как в брачных, так и во внебрачных взаимоотношениях полов, составляли неотъемлемую сферу человеческой жизни. Все это время они регулировались с помощью норм морали и нравственности, а в некоторой степени (косвенно) нормами различных отраслей права.
В настоящее время статья 17.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) [2] воспроизводит дефиницию ст. 162-1 КоАП 1984 года [4], что свидетельствует о неизменности признаков состава рассматриваемого правонарушения, который со времени включения его в КоАП не претерпел каких-либо значимых изменений.
Нормы КоАП не могут регулировать половые (сексуальные) отношения, но правомочны устанавливать запреты на некоторые деяния, идущие вразрез со сложившимися правилами человеческого общежития. В связи с этим установление административной ответственности за проституцию в конечном итоге выполняет важную роль регулятора сексуальных отношений. Это обусловлено тем, что проституция влечет за собой ряд негативных последствий, таких как инфицирование венерическими заболеваниями, пьянство и т.п. Поэтому наличие комментируемого административного состава в системе правонарушений против нравственности является очевидным и продиктовано заботой законодателя об охране здоровья и генофонда нации.
2. Объект правонарушения — общественная нравственность. Дополнительным объектом правонарушения является здоровье граждан.
Согласно абзацу 5 части 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2435-XII «О здравоохранении» [8] (далее — Закон о здравоохранении) здоровье — состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний. Статья 45 Конституции Республики Беларусь [1] гарантирует гражданам нашей страны право на охрану здоровья.
3. Устанавливая административную ответственность за проституцию, законодатель не определяет содержание соответствующих противоправных действий, образующих в своей совокупности диспозицию комментируемого состава, определяя его только как занятие проституцией. Тем самым подразумевается общеизвестность существующего понятия, для уяснения которого необходимо обратиться к иной, неюридической литературе.
Так, в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова проституция определяется как «продажа своего тела с целью добыть средства к существованию» [14]. В «Большом толковом словаре русского языка» Д.Н.Ушакова под проституцией (от лат. prostituta) понимается «обесчещение, осквернение, продажа женщинами своего тела» [9]. Встречаются и более широкие определения рассматриваемого понятия. По мнению авторов «Юридического словаря» под редакцией А.Н.Азрилияна, «проституция — это систематическое вступление в половую связь с разными лицами с предварительной договоренностью об оплате за это, то есть торговля своим телом как объектом удовлетворения полового инстинкта» [18]. Также проституцию определяют как «вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные связи, не основанные на личной симпатии, влечении» [15].
Из сказанного следует, что проституция — это род занятий, заключающийся в продаже своего тела, то есть вступлении в половую связь или совершении иных сексуальных действий (в основном женщинами) за деньги или иное обусловленное материальное вознаграждение.
4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 17.5 КоАП, выражается во вступлении виновного (лица, оказывающего различные сексуальные услуги) в половое сношение или совершении иных действий сексуального характера.
В самом общем виде половое сношение определяется как физиологический акт, совершаемый между мужчиной и женщиной с целью продолжения рода.
Под действиями сексуального характера понимаются мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера. Мужеложство (мужской гомосексуализм, педерастия) — половое сношение мужчины с мужчиной. Лесбиянство (женский гомосексуализм, сапфизм, трибадия) — удовлетворение половой страсти женщины с женщиной путем воздействия на эрогенные зоны различными частями тела или предметами. К иным действиям сексуального характера относятся удовлетворение половой страсти мужчины с женщиной помимо полового акта, любые формы полового насилия женщины над мужчиной, удовлетворение половой страсти мужчины с мужчиной помимо мужеложства. Любые виды любострастных действий женщины с женщиной охватываются лесбиянством [12].
5. Обязательным признаком объективной стороны является цель — получение денежного или иного материального вознаграждения, в том числе и иных выгод имущественного характера. Однако следует иметь в виду, что выгоды имущественного характера независимо от их стоимости, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с занимаемым должностным положением (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате), составляют предмет взятки (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2003 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве» [7]). Об отнесении предоставления сексуальных услуг к предмету взятки указывается и в юридической литературе, где все же существуют определенные дискуссии относительно рассматриваемого вопроса. Так, по мнению Н.А.Бабия и И.О.Грунтова, «есть основания относить к выгоде имущественного характера и предоставляемую бесплатно должностному лицу, но оплаченную кем-либо, о чем ему известно, сексуальную услугу» [17], А.В.Наумов полагает, что должностное лицо, пользуясь оплачиваемыми в качестве взятки сексуальными услугами, не совершает сделку в гражданско-правовом смысле, а совершает преступление, предусмотренное уголовным законом [13].
Поэтому оказание подобным образом сексуальных услуг подлежит квалификации по ст. 430 и 431 Уголовного кодекса Республики Беларусь [5] (далее — УК) как получение и дача взятки.
6. Состав комментируемого правонарушения формальный. Для привлечения к ответственности недостаточно факта навязывания сексуальных услуг, который не имеет юридического значения и не может оцениваться независимо от последующих действий правонарушителя. Л.Л.Попов и В.А.Круглов придерживаются мнения, что «единичный факт вступления в половую связь за вознаграждение (не говоря уже о факте навязывания сексуальных услуг, — прим. автора комментария) не содержит признаков указанного деяния» [16]. О систематичности как признаке объективной стороны проституции в юридической литературе говорят многие авторы, в том числе Л.С.Козлова [10], В.П.Новоселов [11] и другие. В.П.Новоселов подчеркивает, что одно-, двухразовые половые контакты на возмездной основе систему не образуют и, следовательно, как занятие проституцией квалифицироваться не могут [11].
Таким образом, неоднократные предложения или навязывания платных сексуальных услуг состава данного правонарушения не образуют и могут расцениваться при их оскорбительном и неоднократном навязывании как мелкое хулиганство по признаку оскорбительного приставания к гражданам.
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 17.5 КоАП, является оконченным вне зависимости от того обстоятельства, будет ли исполнено все оговоренное сторонами, то есть достаточно исполнения хотя бы части оговоренного. В форме покушения рассматриваемое административное правонарушение существовать не может (ст. 2.3 КоАП).
7. Законодатель исключает ответственность лица, воспользовавшегося услугами проститутки. Однако в настоящее время ведется дискуссия о введении административной ответственности для пользователей указанного вида услуг, что, в свою очередь, порождает самые противоречивые и негативные оценки, вплоть до высказывания мнения, что подобная криминализация не только усилит латентность проституции, но и будет в обязательном порядке способствовать росту половых преступлений.
8. Переданное при совершении правонарушения вознаграждение подлежит безусловному взысканию в доход государства, так как совершенная сделка запрещена законодательством и является ничтожной. При ее совершении стороны выходят за рамки гражданской правоспособности (ст. 17 Гражданского кодекса Республики Беларусь [6] (далее — ГК). В доход Республики Беларусь на основании ч. 2 ст. 170 ГК взыскивается все полученное сторонами по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь все полученное ею и все причитающееся с нее первой стороне (в возмещение полученного).
На практике подобные вопросы не находят своего выражения, при этом материальное вознаграждение никогда не изымается, тем более санкция статьи 17.5 КоАП не содержит дополнительного взыскания в виде конфискации, которая была бы уместна для последующего принудительного обращения в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности субъекта правонарушения.
9. Характерной особенностью КоАП является наличие основания для освобождения от административной ответственности, предусмотренное в ст. 8.7 КоАП. Физическое лицо не будет нести ответственность за занятие проституцией в силу обстоятельств, вызванных совершением в отношении его деяний, влекущих ответственность по ст. 181 УК, либо деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями 171, 171-1, 182, 187 УК.
При выявлении признаков вовлечения в занятие проституцией либо принуждения к продолжению занятия проституцией к виновному применяется уголовная ответственность по ст. 171-1 УК.
При наличии оснований, предусмотренных ст. 16.2 КоАП, не исключена административная ответственность лица, занимающегося проституцией, а также пользователя указанного вида услуг за сокрытие источника заражения венерической болезнью либо уклонение от обследования, а также по ст. 158 УК за заражение венерической болезнью либо заведомое поставление другого лица через половое сношение или иными действиями в опасность заражения венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни.
10. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины, с прямым умыслом. Лицо сознает противоправность своего деяния и желает совершить такие действия.
Мотив правонарушения типичен — стремление к достижению личного материального благополучия. Он является обязательным признаком субъективной стороны правонарушения.
Для целей квалификации по ст. 17.5 КоАП неважно, когда должно быть передано обусловленное сторонами вознаграждение или оказаны соответствующие услуги (до или после выполнения оговариваемого сторонами действия или действий). Важно наличие факта предварительной договоренности об оплате сексуальных услуг. При отсутствии оговоренного сторонами вознаграждения отсутствует и состав рассматриваемого правонарушения, а сама проституция не может существовать как юридическое понятие.
11. Субъект правонарушения общий — лицо, достигшее 16 лет. Если в качестве субъекта правонарушения выступает несовершеннолетний, то его деяние влечет административную ответственность родителей по ст. 9.4 «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей» КоАП, а лицо, воспользовавшееся сексуальными услугами несовершеннолетнего, подлежит уголовной ответственности по ст. 168 «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» УК.
12. Правом составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 17.5 КоАП наделены должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [3] (далее — ПИКоАП).
Рассматривают протоколы об административных правонарушениях, составленных по ст. 17.5 КоАП, исключительно судьи районного (городского) суда (ст. 3.2 ПИКоАП).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 ноября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 1999. — N 1. — 1/0.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 N 194-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — N 63. — 2/946.
3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 194-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2007. — N 14. — 2/1291.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 06.12.1984: // Собрание законов БССР, указов Президиума Верховного Совета БССР, постановлений Совета Министров БССР. — 1984. — N 35. — Ст. 505.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 1999. — N 76. — 2/50.
6. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. — 1999. — N 7-9. — Ст. 101.
7. О судебной практике по делам о взяточничестве: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 26 июня 2003 г., N 6 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — N 77. — 6/370.
8. О здравоохранении: Закон Республики Беларусь, 18 июня 1993 г., N 2435-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2002. — N 10. — 2/840.
9. Большой толковый словарь русского языка: около 60000 слов / под ред. Д.Н.Ушакова. — М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2004. — С. 851.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: науч.-практ. коммент. / ответ. ред. В.Е.Севрюгин. — М.: Юристъ, 2004. — С. 175.
11. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ. ред. Э.Н.Ренова. — М.: НОРМА, 2004. — С. 180.
12. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф.Ахраменко, Н.А.Бабий, А.В.Барков [и др.]; под общ. ред. А.В.Баркова. Минск: Тесей, 2003. — С. 439.
13. Наумов А.В. Российское уголовное право: курс лекций. в 2 т. — М.: Юрид. лит., 2004.- Т. 2. Особенная часть. — С. 646.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Л.И.Скворцова. — 24-е изд. — М.: ОНИКС, 21 век, 2004. — С. 611.
15. Первый толковый Большой энциклопедический словарь. — СПб.: М., 2006. — С. 1446.
16. Попов Л.Л., Круглов В.А. Административно-процессуальное право. Учебн. пособие. — С. 95.
17. Ахраменко Н.Ф. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб. пособие. Н.Ф.Ахраменко, Н.А.Бабий; под ред. Н.А.Бабия, И.О.Грунтова. — Минск: Новое знание, 2002. — С. 834.
18. Юридический словарь: 8250 терминов / под ред. А.Н.Азрилияна. — 2-е изд. — М.: Ин-т новой экономики, 2009. — С. 813.