Отказ в удовлетворении требования о понуждении к изменению договора между абонентом и энергоснабжающей организацией

Название документа: Постановление апелляционной инстанции экономического суда Витебской области от 21.12.2016 (дело N 181-4/2016/200А)

Требование: О понуждении к изменению договора.

Обстоятельства: Между абонентом и энергоснабжающей организацией был заключен договор. Во время действия договора было изменено законодательство, регулирующее субсидирование организаций жилищно-коммунального хозяйства. Позднее абонентом было направлено предложение о подписании дополнительного соглашения к договору, которое энергоснабжающая организация не приняла.

Решение: В удовлетворении требования было отказано, поскольку отсутствовали основания для изменения условий договора, предусмотренные законодательством.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ

Апелляционная инстанция экономического суда Витебской области, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы апелляционной жалобы коммунального унитарного предприятия «жилищно-ремонтная эксплуатационная организация» (далее — КУП «ЖРЭО») на решение экономического суда Витебской области от 10.11.2016 по делу N 181-4/2016 по иску КУП «ЖРЭО» к республиканскому унитарному предприятию электроэнергетики «В» (далее — РУП «В») об изменении договора,

Установила:

Решением экономического суда Витебской области от 10.11.2016 по делу N 181-4/2016 отказано в удовлетворении заявленных требований об изменении договора на снабжение тепловой энергией в воде (для жилищных организаций) от 20.04.2011.

На решение экономического суда истцом подана апелляционная жалоба.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции при принятии решения неправильно применены нормы материального права. Выводы суда о непредставлении доказательств, подтверждающих наличие оснований для изменения условий договора, предусмотренных п. 12 Правил пользования тепловой энергией, утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 19.01.2006 N 9, безосновательны. Истец является уполномоченным лицом по управлению общим имуществом по многоквартирным жилым домам. С момента заключения с ответчиком договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде изменилось законодательство, регламентирующее порядок субсидирования организаций жилищно-коммунального хозяйства. На момент заключения договора в соответствии с пунктом 13 Инструкции о порядке планирования финансирования на очередной финансовый (бюджетный) год расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь за счет бюджетных ассигнований в части услуг, оказываемых населению по обслуживаемому организациями жилищно-коммунального хозяйства жилищному фонду, а также контроля за использованием бюджетных ассигнований утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и Министерства экономики Республики Беларусь от 31.03.2001 N 57/9/92, бюджетное субсидирование являлось одним из источников финансирования затрат по оказываемым населению жилищно-коммунальным услугам. В настоящий момент из бюджета финансируются не затраты от оказания услуг, а фактически предоставленные населению услуги, за исключением услуг предприятий «Белэнерго». На момент заключения договора начисление платы за жилищно-коммунальные услуги населению, в том числе по услуге теплоснабжения, осуществлялось структурным подразделением истца. Согласно приказу управления жилищно-коммунального хозяйства облисполкома от 18.02.2016 уполномоченным лицом по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги является государственное предприятие «Областной расчетно-справочный центр». Между ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «Единое расчетное и информационное пространство», КУП «ЖРЭО» и государственным предприятием «Областной расчетно-справочный центр» заключен договор возмездного оказания услуг посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства, согласно которому истец уплачивает вознаграждение за прием платежей от населения (в том числе отопление и подогрев воды) посредством АИС «Расчет» — ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «Единое расчетное и информационное пространство», за услуги по начислению платы за оказанные населению КУП «ЖРЭО» жилищно-коммунальные услуги (в том числе отопление и подогрев воды) — государственному предприятию «Областной расчетно-справочный центр», при этом несет убытки. В связи с тем, что население фактически является абонентом (потребителем) РУП «В», последний в соответствии с пунктом 27 Инструкции о порядке планирования и калькулирования затрат на оказание услуг электроснабжения и теплоснабжения республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» (далее — ГПО «Белэнерго»), утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 24.12.2013 N 51, вправе относить затраты по начислению населению и приему платежей за тепловую энергию на стоимость полезного отпуска тепловой энергии.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители ответчика полагают, что решение суда является законным и обоснованным, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, экономический суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Между КУП «ЖРЭО» (Абонент) и РУП «В» (Энергоснабжающая организация) заключен договор от 20.04.2011 на снабжение тепловой энергией в горячей воде (для жилищных организаций).

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 договора предметом договора является отпуск ответчиком тепловой энергии в горячей воде истцу в соответствии с установленными величинами, которую истец принимает и производит расчеты за потребленную тепловую энергию в горячей воде населением, субабонентами, арендаторами и собственными объектами.

Подпунктом 2.2.6 пункта 2 договора на истца возложена обязанность по обеспечению сбора денежных средств от населения, арендаторов и субабонентов за потребленную тепловую энергию и их своевременной оплаты энергоснабжающей организации.

Письмом от 08.07.2016 истец направил в адрес ответчика предложение о заключении дополнительного соглашения о внесении изменений в договор в части возмещения комиссионного вознаграждения за прием платежей от населения: предложил дополнить договор подпунктами 2.1.5 и 3.18, предусматривающими возмещение энергоснабжающей организацией абоненту фактически понесенных затрат по оплате услуг за начисление населению платы за потребленную тепловую энергию и уплате вознаграждения за организацию поступления платежей от населения за потребленную тепловую энергию, которые Абонент несет перед третьими лицами путем перечисления денежных средств за потребленную населением тепловую энергию на расчетный счет энергоснабжающей организации за вычетом суммы затрат, понесенных Абонентом по оплате услуг за начисление и уплате вознаграждения за прием платежей от населения третьими лицами.

Письмом от 20.07.2016 ответчик уведомил истца об отсутствии оснований для подписания дополнительного соглашения к договору на снабжение тепловой энергией в горячей воде (для жилищных организаций) от 20.04.2011, поскольку расходы расчетно-кассовых центров ЖКХ, связанные с расчетами между организациями ЖКХ и населением, не могут учитываться в составе затрат энергоснабжающих организаций.

Поскольку между сторонами не достигнуто соглашение о внесении изменений в договор, истец обратился в суд о внесении изменений в договор в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, рассматривающий экономические дела, первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения условий договора, предусмотренных законодательством.

При рассмотрении апелляционной жалобы экономический суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 280 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) основаниями для изменения или отмены судебного постановления суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд, рассматривающий экономические дела, посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

В силу статьи 390 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Статьей 392 ГК определено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством.

Если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не установлено законодательством.

Пунктом 2 статьи 420 ГК предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК и иными актами законодательства или договором.

При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, в результате которого она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 421 ГК предусмотрено изменение и расторжение договора в связи с существенными изменениями обстоятельств.

Согласно пункту 2 статьи 421 ГК при недостижении сторонами соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами договор может быть изменен либо расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

  1. в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
  2. изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;
  3. исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
  4. из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Пунктом 4 статьи 421 ГК определено, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Порядок отношений между сторонами, связанными договором теплоснабжения, условия снабжения и пользования тепловой энергией потребителями (абонентами, субабонентами) и их взаимоотношения с энергоснабжающими организациями по заключению, исполнению, изменению, продлению и прекращению договоров теплоснабжения определяют Правила пользования тепловой энергией, утвержденные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 19.01.2006 N 9 (далее — Правила).

Согласно пункту 8 Правил снабжение и пользование тепловой энергией допускается только на основании договора теплоснабжения, заключенного между энергоснабжающей организацией и абонентом.

Для абонентов, на которых не распространяется установленный действующим законодательством порядок ограничения и (или) прекращения теплоснабжения, а также деятельность которых связана с предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, заключение договора теплоснабжения является обязательным.

Расчеты абонентов за тепловую энергию, отпускаемую на основании договора теплоснабжения, производятся по тарифам, утвержденным в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством (п. 17 Правил).

Пунктом 12 Правил определено, что условия договора теплоснабжения сохраняют свою силу на весь срок действия договора. Изменение условий договора теплоснабжения, его расторжение допускаются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. В случае если во время срока действия договора теплоснабжения обязательным для исполнения сторонами актом законодательства установлено правило, исключающее действие какого-либо условия договора теплоснабжения, данное условие договора утрачивает силу со дня вступления в силу акта законодательства. Внесение изменений в договор производится по соглашению сторон, а также если того требует вновь принятый акт законодательства.

Как усматривается из материалов дела, истец является уполномоченным лицом по управлению общим имуществом жилых домов по решениям городского исполнительного комитета.

По договору от 20.04.2011 на снабжение тепловой энергией в горячей воде (для жилищных организаций) истец (Абонент) принял на себя обязательства по приему от ответчика (Энергоснабжающая организация) тепловой энергии в горячей воде (для жилищных организаций) и проведению расчетов за потребленную тепловую энергию в горячей воде населением, субабонентами, арендаторами и собственными объектами.

Прием платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги (далее — ЖКУ) с 01.07.2016 осуществляет государственное предприятие «Областной расчетно-справочный центр».

Между истцом и государственным предприятием «Областной расчетно-справочный центр» 12.07.2016 заключен договор на оказание услуг по начислению платы за ЖКУ, по условиям которого государственное предприятие «Областной расчетно-справочный центр» оказывает услуги по начислению потребителям (населению) платы за ЖКУ, в том числе теплоснабжение, и организовывает поступления через региональный узел ЕРИП и РУП «Белпочта» платежей на расчетный и другие счета истца. Срок действия договора — с 01.07.2016 до даты подключения к системе АИС «Расчет-ЖКУ».

За оказание услуг по начислению платежей за ЖКУ государственным предприятием «Областной расчетно-справочный центр» установлена ежемесячная плата. За прием от населения платы за ЖКУ Региональным узлом ЕРИП и РУП «Белпочта» взимается комиссионное вознаграждение.

По заключенному 24.08.2016 между ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «Единое расчетное и информационное пространство», истцом и государственным предприятием «Областной расчетно-справочный центр» договору возмездного оказания услуг посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства истец уплачивает вознаграждение за услуги по организации приема платежей в пользу истца.

На момент заключения между сторонами договора от 20.04.2011 на снабжение тепловой энергией в горячей воде (для жилищных организаций) порядок планирования финансирования расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за счет бюджетных ассигнований в части жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, был определен Инструкцией о порядке планирования финансирования на очередной финансовый (бюджетный) год расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь за счет бюджетных ассигнований в части услуг, оказываемых населению по обслуживаемому организациями жилищно-коммунального хозяйства жилищному фонду, а также контроля за использованием бюджетных ассигнований, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 31.03.2004 N 57/9/92.

С января 2015 года порядок планирования финансирования расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за счет бюджетных ассигнований в части жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению определен Инструкцией о порядке планирования финансирования на очередной финансовый год расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за счет бюджетных ассигнований в части жилищно-коммунальных услуг, представляемых населению, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.10.2014 N 67/21/70 (далее — Инструкция).

Пунктом 3 Инструкции предусмотрены принципы планирования указанного финансирования, которые определяют новый порядок планирования и выделения бюджетных субсидий по оказываемым населению жилищно-коммунальным услугам (субсидируются не затраты по оказываемым населению жилищно-коммунальным услугам, а услуги, предоставленные населению).

Порядок планирования и калькулирования затрат в организациях, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за исключением организаций системы Министерства энергетики Республики Беларусь (далее — организации ЖКХ), на оказание жилищно-коммунальных услуг, в том числе по теплоснабжению (по услугам, оказываемым организациями Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь), определен Инструкцией о порядке планирования и калькулирования затрат на оказание отдельных жилищно-коммунальных услуг, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 15.04.2016 N 13 (далее — Инструкция N 13).

Пунктом 30 Инструкции N 13 определено, что затраты на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению на 1 Гкал реализованной тепловой энергии планируются организациями ЖКХ в соответствии с калькуляцией затрат на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, составляемой по форме согласно приложению 5 к данной Инструкции.

Пунктом 31 указанной Инструкции определен состав затрат на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

Постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 24.12.2013 N 51 утверждена Инструкция о порядке планирования и калькулирования затрат на оказание услуг по электроснабжению и теплоснабжению, оказываемых республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики, входящими в состав ГПО «Белэнерго».

Пунктом 21 приложения 7 к Методическим рекомендациям по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) в республиканских унитарных предприятиях электроэнергетики, входящих в состав ГПО «Белэнерго», утвержденным приказом ГПО «Белэнерго» от 31.01.2014 N 27, предусмотрено, что в состав общехозяйственных затрат (управленческих расходов) РУП облэнерго включаются затраты на оплату услуг, оказываемых банками, республиканским унитарным предприятием почтовой связи «Белпочта» и др., по участию в расчетах с гражданами, являющимися потребителями электро — и теплоэнергии.

Согласно разъяснению ГПО «Белэнерго» от 10.06.2015 (исх. 04-10/379-ку) расходы расчетно-кассовых центров ЖКХ, связанные с расчетами между организациями ЖКХ и населением, не могут учитываться в составе затрат энергоснабжающих организаций, так как граждане, приобретающие тепловую энергию у организаций ЖКХ, не являются абонентами (потребителями) энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго».

Таким образом, при изменении порядка планирования и выделения бюджетных субсидий по оказываемым населению жилищно-коммунальным услугам и определении уполномоченного лица по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги — государственного предприятия «Областной расчетно-справочный центр» — на энергоснабжающую организацию нормами законодательства возмещение расходов организациям ЖКХ за начисление платежей населению (затрат по оплате услуг за начисление населению платы за потребленную тепловую энергию и уплате вознаграждения за организацию поступления платежей от населения за потребленную тепловую энергию) не возложено.

При таких обстоятельствах судом, рассматривающим экономические дела, первой инстанции правомерно сделаны выводы об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 2 и пунктом 4 статьи 421 ГК для изменения договора по решению суда, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы, а также представителя заявителя апелляционной жалобы не принимаются во внимание по указанным выше обстоятельствам.

Кроме того, ссылка апеллянта на неверное толкование норм Инструкции N 13 несостоятельна, поскольку выводы суда соответствуют содержанию пунктов 1, 30 указанной Инструкции, приложению 5 к Инструкции.

Доводы о том, что абонентом по жилым помещениям является фактически население, не соответствуют требованиям пункта 8 Правил.

Иные доводы не влияют на законность принятого судебного постановления по делу в обжалуемой части.

По правилам статьи 133 ХПК суд апелляционной инстанции распределяет судебные расходы (относит на апеллянта).

Руководствуясь статьями 277, 279, 281 ХПК, экономический суд апелляционной инстанции

Постановил:

Апелляционную жалобу КУП «ЖРЭО» оставить без удовлетворения, решение экономического суда Витебской области от 10.11.2016 по делу N 181-4/2016 — без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в месячный срок путем подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь через экономический суд, принявший обжалуемое судебное постановление.