Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 21.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), являются отношения, связанные с соблюдением требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, состоит в несоблюдении требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований технических нормативных правовых актов (технических регламентов, кодексов, стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов) в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон о строительной деятельности) строительная деятельность на территории Республики Беларусь должна осуществляться с соблюдением требований технических нормативных правовых актов (ТНПА), градостроительной и проектной документации.
К техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся: технические регламенты; технические кодексы; стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций; технические условия.
Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается. В техническом регламенте могут содержаться: правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия; правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту; требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов. Технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции. Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.
Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг. Требования технических кодексов к процессам разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг основываются на результатах установившейся практики. Технические кодексы вводятся в действие после их государственной регистрации. Срок введения в действие технических кодексов — не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации об их государственной регистрации. Право официального издания технических кодексов принадлежит республиканским органам государственного управления, их утвердившим. Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов.
Государственные стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии — любыми заинтересованными лицами. Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения: национальной безопасности; защиты жизни, здоровья и наследственности человека; охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат: требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг; требования к правилам приемки и методикам контроля продукции; требования к технической и информационной совместимости; правила оформления технической документации; общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов; требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг; термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.
Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации. Технические условия вводятся в действие в сроки, установленные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, их утвердившими. Технические условия не должны противоречить требованиям технических регламентов.
К проблемным вопросам квалификации относится соотнесение статей 21.3 и 23.11 КоАП в части несоблюдения требований технических правовых актов.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 21.3 КоАП, являются физическое лицо (как правило, должностное), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 21.3 КоАП, характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Основными субъектами доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.3 КоАП, являются органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы, осуществляющие государственный строительный надзор, сельские, поселковые, районные, городские и областные исполнительные комитеты, администрации районов в городах, которые уполномочены на ведение административного процесса соответственно на основании:
Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;
Закона о строительной деятельности, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 981 «Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.1999 N 1860 «Об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь»;
Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Закона о строительной деятельности.
Процессуальная компетенция органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь определена статьей 3.7 и пунктом 16 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП); органов, осуществляющих государственный строительный надзор, — пунктом 49 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП; сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах — пунктом 2 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП.
Примеры нарушений.
1. Порядок организации и проведения авторского надзора за строительством установлен техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-207-2010 (02250) «Авторский надзор в строительстве. Порядок проведения», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 N 267 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — ТКП 45-1.03-207-2010 (02250)).
Согласно пункту 6.3 ТКП 45-1.03-207-2010 (02250) представители генерального проектировщика, осуществляющие авторский надзор, обязаны вести журнал авторского надзора, оформленный проектной организацией в соответствии с приложением «А» к ТКП 45-1.03-207-2010 (02250), в котором они должны фиксировать выявленные замечания, отступления от проектной документации, устанавливать сроки их устранения, следить за качественным и своевременным исполнением указаний, внесенных в журнал авторского надзора.
Согласно примечанию к приложению А-А5 к ТКП 45-1.03-207-2010 (02250) форма учетного листа журнала заполняется представителями группы авторского надзора при каждом посещении объекта строительства, при этом, если на объекте не выявлено отступлений от проектно-сметной документации, в графе 3 производится запись «замечаний нет».
Проверкой, проводимой в ОАО «И», было установлено, что журналы авторского надзора ведутся в двух экземплярах: один находится на стройплощадке, второй — у генпроектировщика. При этом в журнал авторского надзора не вносятся записи в форму третьего листа журнала А4 «Регистрация работников, осуществляющих авторский надзор за строительством», которая должна заполняться при каждом посещении объекта строительства. Кроме того, в нарушение требований примечания к приложению А-А5 к ТКП 45-1.03-207-2010 (02250), абзаца пятого пункта 6.3 ТКП 45-1.03-207-2010 (02250) допускались факты, когда работники, осуществлявшие авторский надзор, не вносили записи в журнал авторского надзора при посещении объекта строительства.
Таким образом, ОАО «И» было допущено нарушение требований пункта 2 статьи 2 и пункта 2 статьи 52 Закона о строительной деятельности, примечания к приложению А-А5 к ТКП 45-1.03-207-2010 (02250), абзаца пятого пункта 6.3 ТКП 45-1.03-207-2010 (02250).
2. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748 утвержден технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (далее — ТР 2009/013/BY, техрегламент).
Согласно абзацам 2 и 3 пункта 1 статьи 1 ТР 2009/013/BY он распространяется на:
- завершенные строительством (возведенные, реконструированные, с завершенным капитальным ремонтом, реставрированные, благоустроенные) и вводимые в эксплуатацию здания и сооружения I и II уровней ответственности (далее — сооружения, если не предусмотрено иное) на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и сноса независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;
- выпускаемую в обращение проектную документацию на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объектов (далее, если не предусмотрено иное, — проектная документация) независимо от страны происхождения.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТР 2009/013/BY подтверждение соответствия существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY выпускаемых в обращение сооружений, проектной документации, указанных в приложении к ТР 2009/013/BY строительных материалов и изделий, работ в строительстве носит обязательный характер и осуществляется путем принятия декларации о соответствии существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY (далее — декларация о соответствии) либо проведения сертификации.
Изготовитель (заказчик (застройщик), проектировщик, исполнитель работ в строительстве) обязан принимать необходимые меры по обеспечению соответствия сооружения, проектной документации, работ в строительстве, строительных материалов и изделий существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY, что может подтверждаться данными действующей системы производственного контроля изготовителя.
В соответствии с частью 1 пункта 2 статьи 7 ТР 2009/013/BY заказчик (застройщик) или его уполномоченный представитель до приемки сооружения в эксплуатацию составляет декларацию о соответствии сооружения на основании деклараций о соответствии проектной документации, деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия строительных материалов и изделий, сертификатов соответствия работ в строительстве, а также (при необходимости) по результатам проведения испытаний конструкций сооружения и наносит знак соответствия на титульный лист эксплуатационно-технического паспорта сооружения согласно статье 8 ТР 2009/013/BY.
Согласно абзацам 1 — 3 части 4 пункта 2 статьи 7 ТР 2009/013/BY заказчик (застройщик) или его уполномоченный представитель должен иметь комплект технической документации, подтверждающий соответствие сооружения существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY на этапах проектирования и строительства и включающий декларацию о соответствии сооружения; комплект проектной документации, включая декларацию о соответствии проектной документации.
Согласно пункту 10 статьи 7 ТР 2009/013/BY декларации о соответствии сооружений, проектной документации, строительных материалов и изделий подлежат регистрации в соответствии с требованиями Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Декларация о соответствии вступает в силу с даты регистрации.
Согласно статье 9 ТР 2009/013/BY изготовитель, импортер, проектировщик, исполнитель работ в строительстве, заказчик (застройщик) и их уполномоченные представители несут ответственность в соответствии с законодательством за соответствие выпускаемых в обращение (размещаемых на рынке) строительных материалов и изделий, проектной документации, работ в строительстве и сооружений требованиям ТР 2009/013/BY.
В соответствии с пунктом 1.2 технического кодекса установившейся практики ТКП 5.2.25-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Регистрация деклараций о соответствии проектной документации, зданий и сооружений», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 24.07.2012 N 42 «Об утверждении и введении в действие технического кодекса установившейся практики» (далее — ТКП 5.2.25-2012), декларирование соответствия проектной документации, зданий и сооружений осуществляется проектировщиком, заказчиком (застройщиком) или их уполномоченным представителем в соответствии с требованиями ТР 2009/013/BY и ТКП 5.2.25-2012.
Согласно части 2 пункта 1.3 ТКП 5.2.25-2012 декларированию соответствия подлежат также завершенные строительством (возведенные, реконструированные, реставрированные, с завершенным капитальным ремонтом, благоустроенные) и вводимые в эксплуатацию здания и сооружения I и II уровней ответственности (далее — сооружения) независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. В соответствии с пунктом 1.4 ТКП 5.2.25-2012 декларирование соответствия осуществляется заявителем путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации.
Согласно пункту 1.5 ТКП 5.2.25-2012 декларирование соответствия проектной документации или сооружения проводится на соответствие существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY. В соответствии с частью 2 пункта 1.7 ТКП 5.2.25-2012 принятие декларации о соответствии сооружения производится после завершения строительства до приемки сооружения в эксплуатацию. Согласно пункту 1.14 ТКП 5.2.25-2012 декларация о соответствии подписывается руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) организации или индивидуальным предпринимателем и заверяется печатью. В соответствии с пунктом 1.22 ТКП 5.2.25-2012 декларация о соответствии вступает в силу с даты ее регистрации в реестре системы.
В ходе осуществляемой проверки было установлено, что в нарушение части 1 пункта 2 статьи 7 ТР 2009/013/BY, пункта 1.5, части 2 пункта 1.7 ТКП 5.2.25-2012 в сентябре 2013 г. при осуществлении обществом функций застройщика многоквартирного жилого дома не было обеспечено своевременное составление декларации о его соответствии требованиям ТР 2009/13/BY.
3. В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 65 Закона о строительной деятельности собственники, пользователи объекта строительства обязаны эксплуатировать объект строительства в соответствии с требованиями законодательства, а также целевым и функциональным его назначением.
Собственники, пользователи объекта строительства, если иное не установлено законодательством, при его эксплуатации обязаны:
- сохранять архитектурный облик объекта строительства;
- проводить осмотры технического состояния объекта строительства;
- содержать объект строительства в надлежащем техническом, санитарно-гигиеническом, противопожарном, экологическом и архитектурно-эстетическом состоянии;
- соблюдать требования в области охраны окружающей среды;
- хранить в течение всего нормативного срока эксплуатации (службы) объекта строительства архитектурные и строительные проекты, копии журналов строительных работ, протоколов испытаний и проверок оборудования, а также проектную и техническую документацию на строительные работы, выполненные в процессе эксплуатации объекта строительства;
- вести журнал эксплуатации объекта строительства, вносить в него результаты его технических осмотров.
Периодичность технических осмотров, а также перечень объектов строительства, по которым такие осмотры необязательны, определяются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Собственник, пользователь объекта строительства, если иное не установлено законодательством, обязаны периодически производить ремонт эксплуатируемого объекта строительства, выполнять требования территориальных органов архитектуры и градостроительства и иных государственных органов, осуществляющих надзор за эксплуатацией возведенных объектов строительства. Периодичность ремонтов определяется правилами эксплуатации объектов строительства.
Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 N 267 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» утвержден технический кодекс установившейся практики «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации. Основные требования» (ТКП 45-1.04-208-2010 (02250) (далее — ТКП 45-1.04-208-2010)), вступивший в силу с 01.01.2011. В соответствии с частью 2 раздела 1 ТКП 45-1.04-208-2010 его требования являются обязательными при эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем зданий различного назначения, находящихся в ведении организаций, независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности.
Согласно абзацу 9 части 1, части 2 пункта 4.3 ТКП 45-1.04-208-2010 в процессе эксплуатации зданий (элементов) должно быть обеспечено наличие проектной, исполнительной и эксплуатационной документации. Перечень эксплуатационной документации должен соответствовать приложению А к ТКП 45-1.04-208-2010. Согласно пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11 приложения А к ТКП 45-1.04-208-2010 (обязательное) в перечень эксплуатационной документации входит технический паспорт здания, акт приемки здания в эксплуатацию, акты осмотров здания, журнал технической эксплуатации здания, отчеты о ранее выполненных обследованиях, документы о текущих, капитальных ремонтах, усилении, реконструкции, защите строительных конструкций от коррозии, схемы внутридомовых систем водоснабжения, канализации, тепло-, газо-, электроснабжения, контуров заземления. В соответствии с пунктом 4.4 ТКП 45-1.04-208-2010 проектная, исполнительная и эксплуатационная документация должна храниться у собственника здания или уполномоченного им органа.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение части 2 раздела 1, абзаца 9 части 1, части 2 пункта 4.3, пункта 4.4 ТКП 45-1.04-208-2010, пункта 11 приложения А к ТКП 45-1.04-208-2010 в проверяемом периоде, а также на момент проверки (20.02.2014) в учреждении не имелось эксплуатационной документации:
- схем контуров заземления на эксплуатируемые общественные здания;
- схем внутридомовых систем водоснабжения, тепло-, электроснабжения на эксплуатируемые общественные здания;
- схем внутридомовых систем канализации на эксплуатируемые общественные здания.
Таким образом, учреждением были нарушены требования технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и не приняты все меры по их соблюдению.
4. Согласно частям 1, 2, 3 пункта 4.8 ТКП 45-1.04-208-2010 плановые осмотры подразделяются на общие и частичные. При общих осмотрах контролируют техническое состояние здания в целом, его инженерных систем и благоустройства, при частичных осмотрах — техническое состояние отдельных конструкций зданий, инженерных систем, элементов благоустройства. Общие осмотры должны проводиться 2 раза в год: весной и осенью.
В соответствии с частью 1 пункта 4.9 ТКП 45-1.04-208-2010 общий осмотр зданий проводится комиссией в следующем составе:
- председатель комиссии — руководитель, главный инженер организации (юридического лица);
- члены комиссии — лица, ответственные за эксплуатацию здания; представители службы, осуществляющей эксплуатацию инженерного оборудования; представитель местного общественного формирования (или профсоюза).
Согласно пункту 4.10 ТКП 45-1.04-208-2010 результаты всех осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания (журнал технической эксплуатации здания, технический паспорт). В этих документах должны содержаться: ориентировочная оценка технического состояния здания и его отдельных элементов, места расположения и параметры обнаруженных дефектов, предполагаемые причины их возникновения и сроки устранения.
В соответствии с пунктом 7.1 ТКП 45-1.04-208-2010 паспортизации подлежат здания различного назначения независимо от формы собственности для учета и контроля за изменением технического состояния здания, своевременного выявления аварийно-опасных объектов.
Согласно пунктам 7.2, 7.3 ТКП 45-1.04-208-2010 в техническом паспорте должно содержаться заключение о пригодности (непригодности) здания к дальнейшей эксплуатации, а также данные, необходимые для определения объемов основных работ и ресурсов для восстановления его эксплуатационных показателей, включая показатели энергоэффективности. Приложением к паспорту являются карточки учета изменения технического состояния конструкций и инженерных систем здания. В карточке должны быть приведены объемы и сроки выполненных ремонтных работ со ссылками на пункты журнала технической эксплуатации. При каждом последующем обследовании здания должна заполняться новая карточка или новые разделы карточки в зависимости от установленной формы карточки для данного типа здания.
Согласно пункту 7.5 ТКП 45-1.04-208-2010 технический паспорт является документом, удостоверяющим техническое состояние здания, и используется для подтверждения эксплуатационной пригодности (непригодности) объекта во всех случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Проверкой было установлено, что в нарушение части 3 пункта 4.8 ТКП 45-1.04-208-2010 в учреждении в 2013 году не проводился общий (весенний) осмотр здания котельной, административного здания, здания склада.
Таким образом, учреждением были нарушены требования технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и не приняты все меры по их соблюдению.
Проверкой также было установлено, что в нарушение части 2 раздела 1, абзаца 9 части 1, части 2 пункта 4.3, пункта 4.4 ТКП 45-1.04-208-2010, пунктов 1, 5, 11 приложения А к ТКП 45-1.04-208-2010 в проверяемом периоде и на момент проверки в учреждении техническая эксплуатация зданий и сооружений, числящихся по бухгалтерскому учету, осуществлялась не в соответствии с эксплуатационной документацией, составляемой в установленном порядке (здания не были снабжены техническими паспортами, отчетами о ранее выполненных обследованиях, схемами внутридомовых систем водоснабжения, канализации, тепло-, электроснабжения, контуров заземления).
Кроме того, было установлено, что учреждением на момент проверки не обеспечивается надлежащее содержание территории, прилегающей к зданию склада (в отдельных местах не был обеспечен уклон от стен и фундаментов здания, необходимый для стока атмосферных вод, отмостка по периметру здания склада частично отсутствует или разрушена, поросла сорной растительностью, имеются щели между отмосткой и цоколем здания), чем были нарушены требования пунктов 5.11.2, 5.11.9 ТКП 45-1.04-208-2010.