Согласно ч. 1 п. 1 ст. 895 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) по договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Договор доверительного управления имуществом занимает особое место в системе отдельных договорных обязательств в гражданском праве Республики Беларусь. Он появился только с принятием в 1998 году ГК. Причиной появления данного договорного типа может справедливо считаться оценка экономического потенциала института англо-саксонского права «траст» и попытка его переноса в систему континентального права. Для траста характерно «расщепление» права собственности, когда у имущества есть разные собственники по общему праву и праву справедливости. Учредитель траста передает правомочия по управлению и распоряжению имуществом (управление в данном случае рассматривается как совершение любых фактических и юридических действий в отношении имущества). Доверительный собственник управляет и распоряжается имуществом от своего имени, но в интересах бенефициара (выгодоприобретателя).
Таким образом, участниками отношений, возникающих на основании договора доверительного управления имуществом, являются вверитель, доверительный управляющий и выгодоприобретатель.
Вверитель
Вверитель является обязательным участником отношений по доверительному управлению имуществом. Статья 897 ГК устанавливает общее правило, согласно которому вверителем может быть только собственник имущества. Такой подход законодателя является обоснованным в связи с тем, что только собственник имущества может реализовывать в полной мере правомочия пользования, владения и распоряжения, а значит и передать их другому лицу.
Пункт 3 ст. 896 ГК устанавливает, что имущество, находящееся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача имущества субъектами, которым оно принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в доверительное управление сделает невозможным выполнение тех уставных целей и задач, ради которых они были созданы.
Примечательно то, что в ст. 884 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — ГК Казахстана) закреплено, что учредителем доверительного управления может быть собственник, а также субъект иного вещного права или компетентный орган, уполномоченные на передачу имущества в доверительное управление. Согласно п. 1 ст. 195 ГК Казахстана к вещным правам наряду с правом собственности относятся:
- право землепользования;
- право хозяйственного ведения;
- право оперативного управления;
- право ограниченного целевого пользования чужой недвижимостью (сервитут);
- другие вещные права, предусмотренные ГК Казахстана или иными законодательными актами.
Причем согласно подп. 2 п. 2 ст. 67 Земельного кодекса Республики Казахстан право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) может возникать на основании договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем. Указанные нормы позволяют предположить, что лицо, обладающее правом ограниченного целевого пользования чужой недвижимостью (сервитутом), имеет возможность передать данное право на основании договора доверительного управления имуществом.
Право лица, которое обладает иными вещными правами на имущество, передать данное имущество в доверительное управление подвергается критике в юридической литературе. Так, В.В.Витрянский отмечает, что «передача имущества в доверительное управление лишает государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения возможности обеспечить выполнение целей и задач, предусмотренных их уставами, ради чего они, собственно, и были созданы собственником» <1>.
<1> Брагинский, М.И. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И.Брагинский, В.В.Витрянский. — М.: Статут, 2000. — 970 с.
В Республике Беларусь подобные явления в силу подхода, закрепленного ст. 897 ГК, невозможны, и лица, осуществляющие правомочия собственника по отношению к имуществу, в пределах, установленных законодательством, не могут передавать его другим лицам для осуществления таких полномочий.
На стороне вверителя может выступать не только одно лицо, но и несколько лиц (например, супруги). В результате возникает множественность лиц на стороне вверителя. В таком случае применяются положения ГК об общей собственности, Кодекса Республики Беларусь о браке и семье об общей совместной собственности супругов.
Пункт 1 статьи 909 ГК допускает также участие в правоотношениях по доверительному управлению имуществом на стороне вверителя:
- органов опеки и попечительства в случаях необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного, а также гражданина, признанного безвестно отсутствующим в судебном порядке;
- исполнителя завещания (душеприказчика) в случае учреждения доверительного управления на основании завещания;
- иного лица по основаниям, предусмотренным законодательством.
Ввиду того что согласно ст. 896 ГК в доверительное управление могут быть переданы также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, вверителями могут являться также субъекты, которым они принадлежат. Однако в таком случае термин «собственник», как это указано в ст. 897 ГК, не совсем корректен, так как в указанной сфере собственности нет.
При доверительном управлении денежными средствами законодательством Республики Беларусь в отношении вверителя установлены следующие особенности. Так, вверителем имущества при доверительном управлении денежными средствами в соответствии с ч. 1 ст. 217 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК) по общему правилу может быть только собственник денежных средств.
В то же время ч. 2 ст. 217 БК допускает, что случаи, когда вверителями денежных средств могут выступать лица, не являющиеся их собственниками, могут быть предусмотрены законодательством.
Денежные средства, находящиеся в собственности двух и более лиц, также могут передаваться в доверительное управление. Представляется, что следует проанализировать две ситуации: в доверительное управление передаются денежные средства, находящиеся в общей долевой собственности, а также когда в доверительное управление передаются деньги, являющиеся общей совместной собственностью супругов.
Согласно п. 1 ст. 249 ГК распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех его участников. Следовательно, возможна как передача денежных средств непосредственно всеми участниками долевой собственности, то есть подписание ими договора доверительного управления имуществом, так и надлежащим образом оформленное уполномочие одного из участников на совершение такого действия. Действующее законодательство Республики Беларусь не содержит запретов для использования какого-либо из этих способов.
При передаче в доверительное управление денежных средств, находящихся в общей совместной собственности супругов, непосредственно выраженного согласия второго супруга не требуется: такое согласие в соответствии с п. 2 ст. 256 ГК предполагается независимо от того, кем из участников совершена сделка по распоряжению имуществом.
Однако глава 23 БК не содержит положений о том, каким образом в доверительное управление поступает доля денежных средств, находящихся в долевой собственности, принадлежащая одному из сособственников. Представляется, что из смысла п. 2 ст. 249 ГК вытекает следующее: так как передача денег в доверительное управление не является возмездным отчуждением, собственник таких денежных средств вправе свободно передавать их в доверительное управление без соблюдения норм о преимущественном праве покупки доли в праве общей собственности, предусмотренных ст. 253 ГК.
Таким образом, вверителем может быть только собственник имущества. В некоторых случаях законодательство допускает участие в отношениях по доверительному управлению на стороне вверителя также иных субъектов.
Доверительный управляющий
Доверительный управляющий — центральная фигура в доверительном управлении имуществом. Именно он определяет эффективность доверительного управления, позволяет своими действиями вверителю и выгодоприобретателю удовлетворить свои интересы.
Согласно п. 1 ст. 898 ГК доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Именно профессиональный предприниматель способен достичь той цели, которая ставится перед ним вверителем: управлять имуществом эффективнее самого собственника.
В случае возникновения отношений по доверительному управлению по основаниям, предусмотренным законодательством, доверительным управляющим могут быть и иные субъекты: в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 898 ГК доверительными управляющими могут быть граждане, не являющиеся предпринимателями, и некоммерческие организации, кроме учреждений. По мнению М.В.Мещановой, законодатель указал данных субъектов потому, что «при доверительном управлении имуществом по основаниям, предусмотренным законодательством, основной целью является не приумножение, а лишь сохранение имущества» <2>. Расширение перечня субъектов, которые могут быть доверительными управляющими, в данном случае связано еще и с тем, что субъект предпринимательской деятельности вряд ли согласится участвовать в доверительном управлении по основаниям, предусмотренным законодательством, если ему не предложат должное вознаграждение.
<2> Чигир, В.Ф. Гражданское право: учеб.: в 3 т. / Т.В.Авдеева [и др.]; под ред. д-ра юрид. наук, профессора, засл. юриста БССР В.Ф.Чигира. — Минск: Амалфея, 2011. — 560 с. — Т. 3.
Е.А.Суханов по поводу ограничений быть доверительными управляющими в отношении учреждений отмечает, что «учреждение не допускается к деятельности в качестве доверительного управляющего прежде всего по причине крайне ограниченного характера прав на имеющееся у него имущество собственника (и связанной с этими ограничениями его имущественной ответственности)» <3>. Учреждения согласно п. 1 ст. 120 ГК создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Представляется, что под управленческими функциями не подразумевается управление имуществом, переданным в доверительное управление. Косвенное подтверждение данного довода находится и в ч. 2 п. 1 ст. 898 ГК.
<3> Суханов, Е.А. Российское гражданское право: учеб.: в 2 т. / отв. ред. Е.А.Суханов. — М.: Статут, 2010. — 1208 с. — Т. II: Обязательственное право.
Следует отметить, что в п. 2 ст. 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации (Часть 2) содержится запрет на передачу в доверительное управление имущества государственному органу или органу местного самоуправления. Белорусский законодатель Законом Республики Беларусь от 20.07.2006 N 160-З «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» исключил аналогичное ограничение из ст. 898 ГК. Представляется, что государственные органы власти создаются не для профессионального участия в имущественных отношениях, а занимаются совершенно иными задачами, следовательно, наличие подобного ограничения в законодательстве было оправданным.
При управлении денежными средствами следует обратить внимание на установленные ограничения в отношении субъектов, которые могут быть доверительными управляющими. Так, ст. 213 БК указывает, что денежные средства передаются в доверительное управление банкам или небанковским кредитно-финансовым организациям. Как банк, так и небанковская кредитно-финансовая организация в соответствии со ст. 8 и 9 БК соответственно являются юридическими лицами. Их различие состоит в том, что банку представлено исключительное право на совершение определенных банковских операций:
- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.
Небанковская кредитно-финансовая организация не обладает правом совершения указанных выше банковских операций ввиду прямого указания, содержащегося в ч. 1 ст. 9 БК.
Следует обратить внимание на ч. 3 п. 1 ст. 898 ГК: устанавливается, что законодательством о приватизации может быть предусмотрено, что доверительными управляющими могут быть и иные лица кроме тех, которые указаны в ч. 1 и 2 п. 1 ст. 898 ГК.
Статья 1 Закона Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее — Закон о приватизации) дает общее представление о том, каких субъектов имел в виду законодатель в ч. 3 п. 1 ст. 898 ГК. Согласно абз. 3 ст. 1 Закона о приватизации под лицами, относящимися к субъектам приватизации государственного имущества, понимаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица Республики Беларусь, за исключением государственных организаций и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых количество акций (размер доли), принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, превышает 50 процентов, иностранные государства и их административно-территориальные единицы, международные организации, иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами.
Таким образом, ч. 3 п. 1 ст. 898 ГК дает основания субъектам приватизации государственного имущества, перечисленным в абз. 3 ст. 1 Закона о приватизации и не указанным в п. 1 ст. 898 ГК, быть доверительными управляющими при соответствующем указании в законодательстве о приватизации.
Доверительный управляющий в соответствии с п. 3 ст. 898 ГК не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом. Смысл указанной нормы состоит в том, что, будь доверительный управляющий указан в договоре как выгодоприобретатель, обязательство по передаче полученного в результате доверительного управления имуществом подлежало бы прекращению ввиду совпадения кредитора и должника в одном лице на основании ст. 383 ГК.
Возможной целью правила, установленного п. 3 ст. 898 ГК, является недопущение прикрытия под видом доверительного управления имуществом фактического пользования чужим имуществом в своем интересе. Если доверительный управляющий пользуется имуществом для удовлетворения своих потребностей, то такие отношения являются очень схожими с арендой имущества.
Исследуя запрет доверительному управляющему быть выгодоприобретателем по договору, М.В.Ясус пишет: «Предположим, что доверительный управляющий, используя переданное собственником имущество, имеет равную с выгодоприобретателем долю в доходах от этого имущества. Делает ли это его выгодоприобретателем?» <4>. Представляется, что в данном случае целью такого специфического указания на размер вознаграждения доверительного управляющего является стимулирование доверительного управляющего для приложения им больших усилий в целях более эффективного управления вверенным имуществом. Такое положение договора является лишь способом указания на порядок формирования вознаграждения доверительного управляющего, причем, по нашему мнению, весьма эффективным.
<4> Ясус, М.В. О доверительном управлении имуществом / М.В.Ясус // Законодательство и экономика. — 1999. — N 3. — С. 30 — 43.
Выгодоприобретателем в соответствии с п. 1 ст. 895 ГК признается лицо, указанное вверителем в договоре доверительного управления имуществом, в интересах которого доверительный управляющий осуществляет управление имуществом.
ГК не содержит иных ограничений в отношении того, кто может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом, кроме того, что выгодоприобретателем не может быть доверительный управляющий согласно п. 3 ст. 898 ГК. Очевидно, что выгодоприобретелем может быть любой субъект гражданского права Республики Беларусь.
Выгодоприобретатель не является стороной по договору доверительного управления имуществом, что прямо следует из формулировки п. 1 ст. 895 ГК. В соответствии с п. 1 ст. 895 ГК выгодоприобретатель может участвовать в отношениях, возникших на основании договора доверительного управления имуществом лишь тогда, когда вверитель укажет его в качестве выгодоприобретателя в договоре доверительного управления имуществом. Выгодоприобретатель является третьим лицом, в пользу которого происходит исполнение договора. Таким образом, договор доверительного управления имуществом с указанием выгодоприобретателя может считаться примером договора в пользу третьего лица (ст. 400 ГК).
В юридической литературе высказывалось мнение о том, что права выгодоприобретателя подобно иным имущественным правам могут быть переданы по договору другому лицу. Передача прав выгодоприобретателя предполагается на основе договора уступки права требования. Однако следует отметить, что уступка права требования возможна только стороной в обязательстве, т.е. кредитором. Так как выгодоприобретатель на основании п. 1 ст. 400 ГК имеет право требовать от доверительного управляющего уплаты ему доходов от использования имущества, полагаем, что уступка права требования возможна.
Следует рассмотреть и возможность учета интересов вверителя при изменении выгодоприобретателя. Вверитель в договоре явно указал лицо, в интересах которого должно осуществляться управление имуществом. Анализируя данную ситуацию, В.В.Витрянский отмечает, что «рассуждения о возможности уступки требования выгодоприобретателем или распоряжения им своими правами иным образом (передача в залог и т.п.) полностью игнорируют интересы кредитора, для которого личность выгодоприобретателя, безусловно, имеет принципиальное и существенное значение» <5>. Полагаем, что вверитель, указав в договоре выгодоприобретателя, передал ему право на получение доходов от управления имуществом. Ввиду отсутствия иного в законодательстве выгодоприобретатель вправе передать это право другому лицу. Однако договором может быть предусмотрено, что выгодоприобретатель не вправе передать право требования по договору. Данное мнение основывается на п. 1 ст. 359 ГК, согласно которому уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит законодательству или договору.
<5> Брагинский, М.И. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И.Брагинский, В.В.Витрянский. — М.: Статут, 2000. — 970 с.
Таким образом, субъектами отношений по доверительному управлению имуществом являются вверитель, доверительный управляющий и выгодоприобретатель. Сторонами же договора доверительного управления имуществом являются только вверитель и доверительный управляющий. Выгодоприобретатель в свою очередь является третьим лицом, в пользу которого осуществляется исполнение договора. На стороне вверителя в соответствии со ст. 897 ГК может выступать только собственник имущества в связи с тем, что только собственник обладает максимальным объемом правомочий в отношении имущества. Ограничений в отношении того, какой субъект может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом, кроме того что это должен быть субъект гражданского права Республики Беларусь, в законодательстве не содержится. Доверительным управляющим, как правило, является индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Отношения по доверительному управлению имуществом, возникающие по основаниям, предусмотренным законодательством, предполагают, что имущество должно быть сохранено, а не приумножено, в связи с чем в них допускается участие граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также некоммерческих организаций, за исключением учреждений. Запреты для некоторых субъектов выступать в качестве доверительного управляющего связаны с тем, что эти субъекты не являются собственниками имущества.