Комментарий к статье 21.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 21.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), являются отношения, связанные с осуществлением производственного контроля, авторского или технического надзора, обследований, испытаний или исполнительной геодезической съемки.

В соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон N 300-З) надзор в области строительной деятельности осуществляется в целях обеспечения соблюдения участниками строительной деятельности законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, при подготовке к строительству, разработке проектной документации, выполнении строительно-монтажных, пусконаладочных работ, приемке объекта в эксплуатацию, а также в процессе его эксплуатации в период гарантийного срока.

В области строительной деятельности осуществляются следующие виды надзора:

  • государственный строительный надзор;
  • технический надзор;
  • авторский надзор за строительством;
  • иные виды надзора, предусмотренные законодательством.

Государственный строительный надзор осуществляется органами государственного строительного надзора в пределах их компетенции, определяемой Президентом Республики Беларусь, а также в соответствии с положением об органах государственного строительного надзора, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь. Органы государственного строительного надзора в соответствии с законодательством:

  • проверяют на объектах, для строительства которых требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, наличие у заказчиков, застройщиков документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
  • выдают в установленном порядке заказчикам, застройщикам разрешения на производство строительно-монтажных работ, регистрируют объекты строительства и ведут их учет;
  • осуществляют контроль за соблюдением требований технических нормативных правовых актов при строительстве, утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;
  • выдают в пределах своей компетенции заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проектной документации, требованиям эксплуатационной надежности и безопасности;
  • вносят в местные исполнительные и распорядительные органы и при необходимости в соответствующие государственные органы предложения об изменении отчетных данных о вводе в эксплуатацию объектов строительства в случае нарушения порядка их приемки в эксплуатацию;
  • участвуют в работе комиссий по расследованию обстоятельств строительных аварий;
  • рассматривают обращения физических и юридических лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • дают заключения по проектам технических регламентов и иных технических нормативных правовых актов;
  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством (статья 36 Закона N 300-З).

Согласно статье 37 Закона N 300-З заказчик, застройщик или уполномоченные ими лица вправе осуществлять технический надзор за выполнением строительных работ. Осуществление технического надзора является обязанностью заказчика, застройщика в случаях, установленных законодательством. В зависимости от условий строительства заказчик, застройщик могут осуществлять технический надзор самостоятельно или привлекать для этого на договорной основе инженера (инженерную организацию). Заказчик, застройщик при осуществлении технического надзора обязаны:

  • осуществлять надзор за целевым и рациональным использованием средств и вводом в эксплуатацию объектов строительства в установленный срок;
  • проверять соответствие границ объекта строительства границам отведенного для него земельного участка;
  • участвовать в приемке и передаче подрядчику геодезической разбивочной основы, а также проводить контроль за обеспечением ее сохранности подрядчиком до завершения строительства;
  • проверять сроки, объемы и качество строительных работ, качество применяемых строительных материалов и оборудования, наличие и правильность оформления документов, подтверждающих их качество;
  • производить освидетельствование скрытых работ, приемку выполненных строительных работ и промежуточную приемку ответственных конструкций с оформлением актов установленной формы;
  • участвовать в проверках, проводимых разработчиком проектной документации при осуществлении авторского надзора и (или) органами государственного строительного надзора, и проводить контроль за выполнением подрядчиком их указаний;
  • проверять наличие исполнительной документации, оформленной подрядчиком в порядке, установленном законодательством.

Авторский надзор за строительством осуществляется разработчиком архитектурного или строительного проекта в целях обеспечения соответствия архитектурно-строительных, технологических и иных технических решений и технико-экономических показателей вводимых в эксплуатацию объектов строительства проектным решениям и показателям. Авторский надзор за строительством осуществляется на основании договора, заключаемого между заказчиком, застройщиком и разработчиком архитектурного или строительного проекта (статья 38 Закона N 300-З).

В соответствии со статьей 26 Закона Республики Беларусь от 14.07.2008 N 396-З «О геодезической и картографической деятельности» основными задачами государственного геодезического надзора являются:

  • надзор за соблюдением государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области геодезической и картографической деятельности;
  • надзор за правильным отображением Государственной границы Республики Беларусь, границ административно-территориальных, территориальных единиц Республики Беларусь и территории Республики Беларусь на картах и планах, иной картографической продукции, в других документах и изданиях;
  • надзор за сохранностью геодезических пунктов государственных геодезических, нивелирных, гравиметрических сетей, а также иных геодезических пунктов в случаях, предусмотренных законодательством, и соблюдением режима их охранных зон;
  • надзор за передачей организациями и индивидуальными предпринимателями материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Республики Беларусь в уполномоченную организацию, а также за использованием государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, полученных ими в уполномоченной организации материалов и данных этого фонда;
  • надзор за хранением материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Республики Беларусь организациями в их архивных фондах;
  • надзор за применением государственных систем геодезических координат, высот, гравиметрических измерений и масштабного ряда государственных топографических карт и планов, местных и иных систем координат.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, состоит в несоблюдении требований к оформлению документов производственного контроля, авторского или технического надзора, обследования, испытания или исполнительной геодезической съемки в части указания в таких документах сведений, не соответствующих фактическим состоянию или качеству строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий или конструкций.

В то же время в соответствии с пунктом 6 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 N 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ N 26) подписание должностным лицом заказчика, застройщика, подрядчика в строительной деятельности либо индивидуальным предпринимателем, являющимся заказчиком или подрядчиком в строительной деятельности, акта сдачи-приемки строительных, специальных, монтажных работ, выполненных с нарушениями требований проектной документации, технических нормативных правовых актов, или акта приемки объекта в эксплуатацию с такими нарушениями влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин. В соответствии с пунктом 10 Указа N 26 невыполнение или ненадлежащее выполнение представителями технического и авторского надзора обязанностей, установленных техническими нормативными правовыми актами, заключаемым договором на оказание таких услуг, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин.

Субъектом правонарушения является должностное лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности.

Основными субъектами доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.5 КоАП, являются органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы, осуществляющие государственный строительный надзор, сельские, поселковые, районные, городские и областные исполнительные комитеты, администрации районов в городах, которые уполномочены на ведение административного процесса соответственно на основании:

Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;

Закона N 300-З, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 981 «Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.1999 N 1860 «Об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь»;

Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Закона N 300-З.

Процессуальная компетенция органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь определена статьей 3.7 и пунктом 16 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП); органов, осуществляющих государственный строительный надзор, — пунктом 49 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП; сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах — пунктом 2 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП.

Пример нарушения.

В соответствии с частью 2 главы 1 технического кодекса установившейся практики ТКП 45-5.09-128-2009 (02250) «Полы. Правила устройства», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.04.2009 N 122 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — ТКП 45-5.09-128-2009), правила ТКП 45-5.09-128-2009 являются обязательными при строительстве, ремонте, реконструкции зданий и сооружений различного назначения.

В соответствии с подпунктом 4.9.10 пункта 4.9 ТКП 45-5.09-128-2009 прилегание рулонных материалов и изделий на их основе к основанию должно быть плотным, без воздушных мешков и пузырей.

В соответствии с пунктом 4.15 технического кодекса установившейся практики ТКП 45-5.09-105-2009 (02250) «Отделочные работы. Правила выполнения», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.05.2009 N 168 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — ТКП 45-5.09-105-2009), штукатурное покрытие внутри здания должно отвечать следующим требованиям, приведенным в таблице 4: при улучшенном штукатурном покрытии поверхности отклонение от вертикальности поверхности на всю высоту помещения должно быть не более 10 мм; на 1 м высоты помещения — не более 2 мм; отклонение горизонтальности поверхности на 1 м не более 2 мм; количество неровностей на 4 кв. метра должно быть не более 2 штук глубиной 3 мм; при улучшенной штукатурке поверхности оконных и дверных откосов отклонение от вертикальности и горизонтальности на всю высоту (длину) элемента должно быть не более 5 мм, на 1 м высоты (длины) элемента — 2 мм.

Согласно пункту 7.6 ТКП 45-5.09-105-2009 подготовленные под окраску основания должны соответствовать следующим требованиям:

  • поверхности должны быть сглажены, без шероховатостей;
  • поверхностные трещины расшиты, огрунтованы, заделаны шпатлевкой на глубину не менее 2 мм и отшлифованы;
  • раковины и неровности огрунтованы, прошпатлеваны и сглажены при нанесении простого окрасочного покрытия, а при нанесении улучшенного и высококачественного покрытия отшлифованы;
  • отслоения, потеки раствора, следы обработки затирочными машинами удалены;
  • швы между гипсокартонными листами огрунтованы, проклеены сеткой, прошпатлеваны, отшлифованы заподлицо с поверхностью;
  • места сопряжения конструкций из различных материалов обработаны материалами, указанными в проектной документации.

В соответствии с пунктом 7.11 ТКП 45-5.09-105-2009 малярные составы должны наноситься сплошным слоем, не иметь пропусков, просветов и разрывов. Отслоение малярных составов от основания не допускается.

В соответствии с пунктом 7.14 ТКП 45-5.09-105-2009 малярные покрытия должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 7: внешний вид поверхности, окрашенной водными составами, должен быть однотонным, полосы, пятна, подтеки, брызги, отмеливание поверхности не допускаются, местные исправления, выделяющиеся на общем фоне (кроме простой окраски), не должны быть заметны.

Контрольным обмером объемов выполненных строительно-монтажных работ по текущему ремонту было выявлено, что УП «С» допущено выполнение строительных работ ненадлежащего качества. Так, установлено, что с нарушением требований пункта 2 статьи 2, пункта 2 статьи 53 Закона N 300-З, пункта 4.15 главы 4, таблицы 4, пунктов 7.6, 7.11, 7.14 главы 7, таблицы 7 ТКП 45-5.09-105-2009, пункта 4.9.10 ТКП 45-5.09-128-2009 и требований проекта подрядчиком выполнены работы по нанесению выравнивающего слоя улучшенного штукатурного покрытия толщиной 10 мм на стены (в отдельных местах отклонение поверхности штукатурного покрытия от вертикальности на 1 метр высоты помещения составляет от 3 мм до 10 мм (по норме не более 2 мм), отклонение от горизонтальности поверхности на 1 м — более 2,1 мм (по норме не более 2 мм)); улучшенной окраске потолков акриловыми составами по сборным конструкциям, подготовленным под окраску (в отдельных местах основания, подготовленные под окраску, имеют шероховатость, следы обработки затирочными инструментами, неровности, а также не соответствуют требованиям таблицы 7 (по норме подготовленные под окраску основания должны быть сглажены, без шероховатостей, следы обработки затирочными машинами удалены, неровности огрунтованы, прошпатлеваны и сглажены при нанесении простого окрасочного покрытия, а при нанесении улучшенного покрытия — отшлифованы)); акриловой окраске стен внутри помещений по декоративной штукатурке (в отдельных местах малярное покрытие выполнено с пропусками и просветами, имеются полосы, пятна, отмеливание поверхности, покрытие не однотонно (по норме внешнее покрытие поверхности, окрашенной водными составами, должно быть однотонно, полосы, пятна, отмеливание поверхности не допускаются, малярные составы должны наноситься сплошным слоем, не иметь пропусков, просветов и разрывов)); устройству покрытий из линолеума поливинилхлоридного на клее бустилат (в отдельных местах прилегание покрытия к основанию неплотное, имеются воздушные мешки и пузыри (по норме прилегание рулонных материалов и изделий на их основе к основанию должно быть плотным, без воздушных мешков и пузырей)).

В то же время, несмотря на имеющиеся недостатки, справки о стоимости выполненных работ и затратах по форме С-3 (установлена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.10.2011 N 48 «Об установлении форм документов и утверждении Инструкции о порядке заполнения и применения дефектного акта на гарантийный ремонт»), и акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ по форме С-2 (установлена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 N 13 «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве»), и иные документы, связанные с техническим надзором, были подписаны со стороны организации, осуществляющей технический надзор, ведущим инженером по техническому надзору за строительством УП «Т».