Статья 96-1. Консультации специалиста
Комментарий к статье 96-1
Законом Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела» (далее — Закон N 174-З) в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ХПК) вводится новое средство доказывания — консультации специалиста.
Теперь в соответствии с комментируемой нормой в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого судом спора, суд может привлекать специалиста.
В соответствии с положениями комментируемой нормы специалист дает консультации добросовестно и беспристрастно, исходя из профессиональных знаний и внутреннего убеждения. При этом в отличие от судебной экспертизы консультация дается без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда.
В целях получения разъяснений и дополнений по оказанной консультации специалисту могут быть заданы вопросы судом и лицами, участвующими в деле.
Таким образом, задача получения профессионального мнения по тому или иному вопросу, требующему специальных знаний, теперь значительным образом упростилась. Теперь нет необходимости назначать судебную экспертизу по делу, если достаточно лишь консультации специалиста.
Такой институт значительным образом упростит производство по многим делам в судах, в том числе устранит необходимость приостановления производства по делу на время производства экспертизы, значительным образом затягивающей производство по делу. Это в полной мере соответствует основополагающему принципу процессуальной экономии.
Стоит отметить, что в соответствии с положениями комментируемой нормы специалист может быть привлечен только по инициативе суда, рассматривающего экономические дела, а мнение лиц, участвующих в деле, может быть лишь учтено судом.
Статья 96-2. Очная ставка
Комментарий к статье 96-2
Законом N 174-З впервые введена в ХПК в качестве средства доказывания очная ставка. До этого такой вид доказательства использовался только в уголовно-процессуальном законодательстве.
В комментируемой статье подробно регламентированы основания и порядок проведения очной ставки, в том числе и при ее проведении с участием несовершеннолетнего свидетеля.
В соответствии с положениями части 1 комментируемой статьи очная ставка может быть проведена как по ходатайству сторон и (или) третьих лиц, так и по инициативе суда при наличии в их показаниях и объяснениях существенных противоречий.
Таким образом, задачей проведения очной ставки с участием сторон и третьих лиц является выяснение причин существенных противоречий в их объяснениях. Проведение очных ставок с участием сторон и третьих лиц, преследующих иные цели, следует расценивать как действие, противоречащее закону.
Для эффективного проведения очной ставки целесообразны максимальная конкретизация и детализация всех обстоятельств, касающихся возникших противоречий в показаниях, прежде всего свидетелей, сопоставление (сравнение) показаний участников очной ставки, оглашение прежних показаний участников очной ставки и выяснение причин изменения данных показаний.
Поскольку очная ставка является самостоятельным судебным действием, то для выполнения такого действия суд должен вынести определение.
Статья 97. Допрос свидетеля
Комментарий к статье 97
Допрос — процессуальное действие, сущность которого заключается в получении судом от допрашиваемого лица сведений о деле, его обстоятельствах и по другим вопросам, имеющим непосредственное отношение к делу, с фиксированием этих сведений в протоколе судебного заседания согласно установленным ХПК правилам.
Показания свидетелей являются одним из средств доказывания, предусмотренных статьей 83 ХПК.
Лицо, участвующее в деле и ходатайствующее о вызове свидетеля в судебное заседание, указывает, какие именно обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть подтверждены или опровергнуты свидетельскими показаниями.
Суд при разрешении данного ходатайства анализирует имеющиеся в деле доказательства на предмет их достаточности и может удовлетворить ходатайство, если придет к выводу, что показания свидетелей дополнят имеющиеся материалы дела и будут способствовать установлению объективной истины по делу.
Если в соответствии с законодательным актом какие-либо обстоятельства не могут быть подтверждены свидетельскими показаниями, вывод о наличии либо отсутствии этих обстоятельств суд вправе обосновать в судебном постановлении ссылкой лишь на иные средства доказывания, предусмотренные законодательством.
Статья 72 ХПК содержит ограничения, препятствующие допросу гражданина в качестве свидетеля (см. комментарий к ст. 72 ХПК). Кроме ограничений, перечисленных в статье 72 ХПК, имеются другие нормы обеспечения свидетельского иммунитета.
Перед допросом свидетеля суд: удостоверяется в личности свидетеля; разъясняет его право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами; предупреждает свидетеля об уголовной ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний.
Статья 98. Порядок допроса свидетеля
Комментарий к статье 98
Положения комментируемой статьи регламентируют порядок допроса свидетеля. Каждый свидетель должен быть допрошен отдельно. В соответствии со статьей 176 ХПК суд после объявления судебного заседания открытым и разъяснения лицам, участвующим в деле, их процессуальных прав и обязанностей удаляет явившихся в судебное заседание свидетелей до начала их допроса. Свидетели, еще не давшие показаний, не могут находиться в зале судебного заседания во время разбирательства дела. Допрошенные свидетели остаются в зале заседания до окончания разбирательства дела, если суд не разрешит им удалиться ранее, выслушав об этом мнение лиц, участвующих в деле.
Свидетель может быть допрошен судом в месте своего пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности или других уважительных причин не имеет возможности явиться в судебное заседание.
Лицо, вызванное в суд в качестве свидетеля, имеет право: давать показания на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика; пользоваться письменными записями (заметками) в случаях, когда показания связаны с расчетами; на возмещение расходов, связанных с вызовом в суд.
Лицо, вызванное в суд в качестве свидетеля, не может в одном и том же процессе участвовать в качестве иного процессуального участника.
Свидетель в отличие от лиц, участвующих в деле, не имеет юридической заинтересованности в его исходе. Наряду с этим следует учитывать, что у свидетеля могут быть иные формы заинтересованности, вытекающие из отношений, родственных связей, симпатий, антипатий, связей по работе и т.п. Поэтому в целях последующей оценки показаний свидетеля следует выяснять его отношение к лицам, участвующим в деле. После чего свидетелю предлагается сообщить суду все, что ему известно по делу. Свидетелю могут быть заданы вопросы хозяйственным судом, лицом, по инициативе которого он вызван, прокурором и другими лицами, участвующими в деле. Допускается повторный допрос свидетеля.
Несовершеннолетний свидетель перед началом допроса не предупреждается об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, за дачу заведомо ложных показаний, допрашивается в присутствии педагога и после допроса удаляется из зала судебного заседания.
Суд при вынесении судебного постановления по делу должен дать оценку свидетельским показаниям, которыми могут быть подтверждены или опровергнуты юридические факты, относящиеся к рассматриваемому делу.
Результаты оценки показаний свидетеля, равно как и другие доказательства по делу, излагаются в мотивировочной части судебного постановления, в которой следует приводить доводы, на основании которых одни свидетельские показания отвергнуты судом, а другие приняты во внимание и отражены в судебном постановлении.
Статья 99. Заключения государственного органа, органа местного управления и самоуправления
Комментарий к статье 99
Государственные органы, органы местного управления и самоуправления по заявлению лица, участвующего в деле, или по инициативе суда привлекаются к участию в хозяйственном процессе для дачи заключений.
Участие государственных органов, органов местного управления и самоуправления с целью дачи заключения по делу должно быть прямо предусмотрено законодательными актами.
Вопрос о привлечении государственного органа, органа местного управления и самоуправления в хозяйственный процесс целесообразно решать на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, чтобы к моменту разбирательства дела получить заключение.
Заключение государственного органа, органа местного управления и самоуправления составляется в письменной форме. Оно подготавливается на основе вопросов, поставленных перед ними судом и лицами, участвующими в деле. По ходатайству представителей государственного органа, органа местного управления и самоуправления суд предоставляет им время, необходимое для подготовки заключений.
Заключения даются от имени органов, направивших своих представителей в хозяйственный суд; они носят характер официальных заключений этих органов. Заключения оглашаются в судебном заседании.
После оглашения соответствующего заключения представитель государственного органа, органа местного управления и самоуправления вправе дать по нему необходимые пояснения, а также обязан ответить на дополнительные вопросы суда и лиц, участвующих в деле. Ответы представителей на дополнительные вопросы заносятся в протокол судебного заседания.
Заключение по делу, даваемое государственным органом, органом местного управления и самоуправления, играет важную роль в установлении истины по делу, однако оно не имеет заранее установленной силы для суда. Суд вправе не согласиться с доводами, содержащимися в заключении органа государственного управления. Такое несогласие должно быть мотивировано.
Заключение государственного органа, органа местного управления и самоуправления необходимо отличать от заключения эксперта. Участие последнего вызывается обстоятельствами дела, а орган государственного управления всегда принимает участие в деле в силу прямого указания закона.