Контрольная деятельность: новшества 2012 года (часть 2)

Изменения в общем порядке назначения проверок

1. Как и ранее, проверки могут проводиться государственными органами и их структурными подразделениями, но Указом Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 N 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 332) предусмотрено, что такие структурные подразделения должны обладать правами юридического лица (пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510)). В связи с чем внесен ряд изменений в Перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом N 510 (далее — Перечень N 510).

2. Указом N 332 уточнено, что компетенции контролирующего (надзорного) органа должны соответствовать конкретные вопросы проводимой проверки, а не только ее тема.

3. Внесены изменения в порядок применения моратория на проведение проверок в течение двух лет со дня регистрации (создания) субъектов (пункты 4 и 5 Указа N 510). Так, запрещается проведение проверок лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, в течение двух лет со дня выдачи свидетельства об их регистрации.

Сохраняется мораторий на проведение проверок обособленных подразделений организаций в течение двух лет со дня присвоения им учетного номера плательщика. Однако из данного моратория выведены структурные подразделения организаций, созданных в результате реорганизации.

В качестве дополнительного основания для назначения проверок Комитетом государственного контроля Республики Беларусь в указанный двухлетний период закрепляется наличие информации в отношении проверяемого субъекта, свидетельствующей о совершении им сделок (операций) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства. Определение термина «лжепредпринимательство» следует из диспозиции пункта 1 статьи 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Под лжепредпринимательством понимается государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или создание юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия, занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, повлекшие причинение ущерба в крупном размере.

4. По общему правилу проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в том числе в ходе совместной проверки, не допускается (пункт 12 Указа N 510). Вместе с тем Указом N 332 Премьер-министру Республики Беларусь и Генеральному прокурору Республики Беларусь предоставлено полномочие давать поручения контролирующему (надзорному) органу на проведение проверки проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период. Ранее такими полномочиями обладали только Президент Республики Беларусь, Президиум Совета Министров Республики Беларусь и Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь. С 1 октября 2012 г. Президиум Совета Министров Республики Беларусь Указом N 332 исключен из данного перечня.

Уточнено также, что проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период допускается в отношении проверок в части соблюдения порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

5. По общему правилу проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (пункт 13 Указа N 510). При этом установлен ряд случаев, при которых проверяемый период не ограничивается. Указом N 332 дополнено, что проверяемый период не ограничивается в случаях проведения проверки по поручениям Премьер-министра Республики Беларусь. Одновременно из случаев, на которые не распространяется ограничение по проверяемому периоду, исключены проверки объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

Изменения сфер контрольной и надзорной деятельности

1. Указом N 332 к проверяемым субъектам отнесены также временные (антикризисные) управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, а также лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально (пункт 1 Указа N 510). Срок проведения проверки таких субъектов, за исключением внеплановой тематической оперативной, контрольной и дополнительной проверок, не может превышать пятнадцати рабочих дней. Соответствующее дополнение внесено в пункт 26 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом N 510 (далее — Положение о проверках). Доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения таких субъектов помимо или против их воли допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа. При этом должно быть обеспечено участие понятых, а также наличие документов, подтверждающих и обосновывающих необходимость проведения проверки информации о хранении и (или) реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг в этом жилом помещении, ином законном владении в нарушение установленного порядка (пункт 38 Положения о проверках).

2. Указом N 332 внесены изменения в перечень сфер контроля, на которые не распространяются требования Указа N 510 (пункт 21 Указа N 510).

Из перечня не регулируемых Указом N 510 сфер исключено осуществление следующих контрольных мероприятий:

  • контрольных обмеров объемов выполненных строительно-монтажных работ при строительстве (реконструкции) жилых помещений с использованием льготных кредитов, проводимых открытыми акционерными обществами «Сберегательный банк «Беларусбанк» и «Белагропромбанк» в пределах полномочий, предоставленных законодательными актами;
  • проверок наличия и ведения учета движения и состояния качества материальных ценностей государственного и мобилизационного материальных резервов в организациях, осуществляющих хранение этих материальных ценностей;
  • мероприятий, связанных с процедурами аккредитации, аттестации, сертификации, получения специального разрешения (лицензии).

Соответственно указанные контрольные мероприятия с 1 октября 2012 г. осуществляются по правилам Указа N 510.

Вместе с тем Указом N 332 из сфер контрольной (надзорной) деятельности, регулируемых Указом N 510, дополнительно исключено осуществление:

  • полевых мероприятий в целях оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в области охраны и использования лесного фонда, земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), а также за обеспечением рыбоводными организациями сохранности рыбы, содержащейся в прудах этих организаций;
  • проверок, проводимых при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь;
  • Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Министерством обороны Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Следственным комитетом Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь, Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, структурными подразделениями данных государственных органов, а также подчиненными этим государственным органам организациями проверок состояния готовности подчиненных им органов (подразделений) и организаций к выполнению особых уставных задач, возложенных на указанные органы (подразделения) и организации законодательными актами. Данное исключение не распространяется на проверки финансово-хозяйственной деятельности подчиненных органов (подразделений) и организаций;
  • контроля (надзора) за выполнением возложенных на контролирующие (надзорные) органы, не являющиеся государственными органами, контрольных (надзорных) функций;
  • контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии;
  • мероприятий при рассмотрении обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, включая обращения, подлежащие рассмотрению с выездом на место, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам для проверок;
  • административных процедур по заявлениям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • мероприятий, включенных в перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Порядок осуществления этих мероприятий устанавливается актами законодательства. Проведение плановых и внеплановых проверок по мероприятиям, указанным в данном перечне, запрещается.

В связи с этим Указом N 332 введен новый термин в контрольной деятельности «мероприятия технического (технологического, поверочного) характера» и его определение. Под мероприятиями технического (технологического, поверочного) характера понимаются действия контролирующих (надзорных) органов по оценке соблюдения юридическими и физическими лицами требований актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, по обеспечению исправного состояния и правил эксплуатации машин и механизмов, транспортных средств, оборудования, используемых в технологическом процессе, сохранности находящегося на ответственном хранении, в собственности или хозяйственном ведении имущества, использования природных ресурсов, соблюдения правил утилизации отходов, образующихся в процессе деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, установленного порядка хранения оружия и боеприпасов, особых правил привлечения и использования наемных работников, обеспечения безопасности дорожного движения, проведения расследования несчастных случаев на производстве, а также при подозрении на профессиональное заболевание и в других аналогичных случаях, включенных в утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.

В связи с этим из оснований для назначения внеплановой проверки (подпункт 9.2 пункта 9 Указа N 510) исключены:

  • решение иностранной организации о прекращении деятельности открытого ею представительства на территории Республики Беларусь;
  • расследование причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний, расследование аварий, в том числе строительных, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий.

Как и ранее, Указ N 510 не применяется при осуществлении таможенного контроля, за исключением проведения таможенных проверок. Однако Указом N 332 предусмотрено, что при проведении таможенных проверок нормы Указа N 510 применяются в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза.

3. К контролирующим (надзорным) органам наравне с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь отнесены прокуратуры областей, г. Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры. Сфера контрольной (надзорной) деятельности указанных органов сохранена без изменений: надзор за точным и единообразным исполнением проверяемыми субъектами законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов (пункт 2 Перечня N 510).

4. Дополнена сфера контрольной (надзорной) деятельности Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (пункт 5 Перечня N 510). К сферам контроля (надзора) данного органа отнесены:

  • контроль за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, лесного фонда, земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями);
  • осуществление контроля за обеспечением рыбоводными организациями сохранности рыбы, содержащейся в прудах этих организаций.

5. Внесены изменения в сферы контроля Управления делами Президента Республики Беларусь и подчиненных ему органов (пункт 6 Перечня N 510).

Из контрольной (надзорной) деятельности Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь исключен контроль за деятельностью государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством производить изъятие, арест или обращение в доход государства имущества иным способом, по вопросам учета, хранения и реализации обращенного в доход государства имущества.

Государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии» Управления делами Президента Республики Беларусь исключено из перечня контролирующих (надзорных) органов. В сферу его надзорной деятельности входил государственный санитарный надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства проверяемыми субъектами, подчиненными либо входящими в систему Управления делами Президента Республики Беларусь.

6. Внесен ряд изменений в сферы контрольной (надзорной) деятельности Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также подчиненных ему органов внутренних дел и подразделений, входящих в их систему (пункт 8 Перечня N 510).

К сферам контрольной (надзорной) деятельности органов внутренних дел дополнительно отнесены:

  • контроль за привлечением нанимателями Республики Беларусь для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в том числе временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь;
  • контроль состояния в организациях работы по борьбе с хищениями в части обеспечения технической укрепленности объектов хранения товарно-материальных ценностей от преступных посягательств, организации охраны таких объектов;
  • контроль за правильностью исполнения приговора (постановления, определения) суда организациями (индивидуальными предпринимателями), в (у) которых работают (отбывают наказание) осужденные, и выполнением обязанностей, возложенных на них Уголовно-исполнительным кодексом Республики Беларусь (далее — УИК);
  • контроль за соблюдением администрацией исправительных колоний обязанностей, возложенных на нее УИК.

Одновременно из перечня сфер контрольной (надзорной) деятельности указанных органов исключены:

  • контроль за соблюдением проверяемыми субъектами правил реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, не допускающих обман покупателей, заказчиков или иных потребителей;
  • контроль за соблюдением установленных законодательными актами норм, регламентирующих наличие у проверяемых субъектов документов на реализуемые товары, оказываемые услуги и выполняемые работы.

7. К сферам контрольной (надзорной) деятельности Министерства информации Республики Беларусь дополнительно отнесены контроль за деятельностью операторов электросвязи в части соблюдения перечня транслируемых радио- и телепрограмм и контроль за соответствием требованиям законодательства интернет-ресурсов государственных органов и организаций (пункт 10 Перечня N 510). Одновременно из сферы контрольной (надзорной) деятельности Министерства информации Республики Беларусь исключен контроль за количеством радио- и телепрограмм, транслируемых в приемных распределительных системах телевидения и радиовещания.

8. Уточнена сфера контрольной (надзорной) деятельности Министерства культуры Республики Беларусь в части контроля за соблюдением законодательства при проведении культурно-зрелищных мероприятий (ранее — гастрольно-концертная деятельность) (пункт 11 Перечня N 510).

Согласно пункту 2 Положения о проведении культурно-зрелищных мероприятий, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19.10.2010 N 542, под культурно-зрелищным мероприятием понимается театральная постановка, концертная программа, иной результат творческой деятельности исполнителей или коллективов художественного творчества, рассчитанные на публичное исполнение.

9. В сферу контрольной (надзорной) деятельности Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь и его территориальных органов включен не только контроль за состоянием, охраной, защитой лесного фонда, но и за его использованием. По-прежнему за данными органами закреплен контроль за воспроизводством лесов, ведением охотничьего хозяйства и охотой (пункт 12 Перечня N 510).

10. Уточнены наименования контролирующих и надзорных органов, подчиненных Министерству обороны Республики Беларусь, и сферы их контрольной (надзорной) деятельности (пункт 13 Перечня N 510). К сферам контрольной (надзорной) деятельности отнесены:

  • Министерства обороны Республики Беларусь — контроль за разработкой, испытаниями и производством, ремонтом и техническим диагностированием вооружения, военной и специализированной техники, военно-технического имущества;
  • управления Вооруженных Сил Республики Беларусь по регулированию деятельности государственной авиации Республики Беларусь — контроль за деятельностью в области государственной авиации в части обеспечения безопасности полетов воздушных судов Республики Беларусь;
  • управления государственного надзора главной военной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь — надзор за потенциально опасными объектами, производствами и связанными с ними видами деятельности, имеющими специфику военного применения, перечень которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

11. Из сфер контрольной (надзорной) деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах (пункт 15 Перечня N 510) исключены:

  • контроль за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность страховых организаций и иных организаций, осуществляющих финансовые операции (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций);
  • контроль за соблюдением законодательства, регулирующего рекламу алкогольных напитков и табачных изделий.

Однако к сферам контрольной (надзорной) деятельности налоговых органов дополнительно отнесены контроль за деятельностью организаторов азартных игр в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, а также контроль за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о книге замечаний и предложений.

12. Уточнены контролирующие и надзорные органы, подчиненные Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, и сферы их контрольной (надзорной) деятельности (пункт 16 Перечня N 510).

К контролирующим (надзорным) органам наряду с Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь отнесены его областные, Минское городское управления. Сферой контрольной (надзорной) деятельности данных органов является государственный надзор в области промышленной безопасности, в том числе за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, безопасности перевозки опасных грузов. Вместе с тем из сферы контроля данных органов исключен контроль за исполнением законодательства в области охраны и рационального использования недр. Контроль в области использования и охраны недр возложен на Департамент по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (пункт 17 Перечня N 510).

Из сферы контрольной (надзорной) деятельности Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь исключен контроль за исполнением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе с тем к контролирующим (надзорным) органам отнесен Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. К сферам контрольной (надзорной) деятельности Департамента отнесены:

  • надзор за соблюдением законодательства в сфере ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • надзор в области охраны и использования территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

13. Из сферы контрольной (надзорной) деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь исключены экологическая сертификация, экологический аудит.

К контролирующим (надзорным) органам отнесен Департамент по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, сферой контрольной (надзорной) деятельности которого определен контроль за использованием и охраной недр (пункт 17 Перечня N 510).

14. К сфере контрольной (надзорной) деятельности Министерства связи и информатизации Республики Беларусь дополнительно отнесен надзор в области почтовой связи (пункт 18 Перечня N 510).

15. Уточнены наименования контролирующих и надзорных органов, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, и сферы их контрольной (надзорной) деятельности (пункт 19 Перечня N 510). К контролирующим (надзорным) органам отнесены: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Департамент по мелиорации и водному хозяйству Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, а также государственные организации, подчиненные Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

К сферам контрольной (надзорной) деятельности указанных органов отнесены:

  • государственный надзор за племенным делом;
  • надзор за рыбохозяйственной деятельностью;
  • надзор в области мелиорации земель;
  • надзор в области ветеринарии, обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, зерна, комбикормов, семеноводства, карантина и защиты растений;
  • надзор при экспорте, импорте и транзите грузов, подконтрольных государственному ветеринарному надзору;
  • надзор за соблюдением правил технической эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования.

16. Сфера контрольной (надзорной) деятельности Министерства спорта и туризма Республики Беларусь с дополнительным контролем за целевым использованием организациями физической культуры и спорта товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь с предоставлением льгот (пункт 20 Перечня N 510).

Кроме того, к контролирующим (надзорным) органам отнесен Департамент по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, сферой контрольной (надзорной) деятельности которого определен надзор за соблюдением законодательства в сфере туризма.

17. Изменен перечень контролирующих и надзорных органов, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, и сферы контрольной (надзорной) деятельности Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (пункт 22 Перечня N 510).

Из контролирующих (надзорных) органов, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, исключены Департамент по авиации, Департамент «Белавтодор», республиканское унитарное сервисное предприятие «Белтехосмотр» и государственное объединение «Белорусская железная дорога».

К сферам контрольной (надзорной) деятельности непосредственно Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь отнесены:

  • контроль в области транспортной деятельности;
  • контроль за соблюдением порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств на диагностических станциях;
  • контроль за соблюдением порядка предоставления услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей и лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами.

18. Указом N 332 так же изменен перечень контролирующих органов, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также в их сферы контроля (пункт 23 Перечня N 510).

В сферу контроля непосредственно Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь входят следующие вопросы:

  • надзор за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении;
  • надзор за соблюдением законодательства о занятости населения;
  • надзор за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

В сферу контроля Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и его территориальных органов входит контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании, в сферу контроля Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и его территориальных подразделений — надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

19. Внесен ряд дополнений в сферы контрольной (надзорной) деятельности контролирующих органов, подведомственных Министерству финансов Республики Беларусь (пункт 24 Перечня N 510).

Уточнено, что Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы осуществляют контроль за состоянием ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Также перечень сфер контрольной (надзорной) деятельности Министерства финансов Республики Беларусь и его территориальных органов дополнен следующими вопросами:

  • контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами — индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, за исключением контроля за соблюдением законодательства об аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах;
  • контроль за соблюдением законодательства, регулирующего лотерейную деятельность и деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, и условий проведения лотерей и электронных интерактивных игр;
  • контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж;
  • контроль за деятельностью лиц, осуществляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

К сферам контрольной (надзорной) деятельности Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь дополнительно отнесен контроль за деятельностью лиц, осуществляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

20. В перечень сфер контрольной (надзорной) деятельности Министерства экономики Республики Беларусь дополнительно включены (пункт 25 Перечня N 510) контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг), а также контроль за целевым использованием средств, выделяемых из республиканского бюджета в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

21. К контролирующим (надзорным) органам отнесены Комитет государственной безопасности Республики Беларусь и его территориальные органы, сферой контрольной (надзорной) деятельности которых определен контроль за соблюдением установленного порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи (пункт 28 Перечня N 510).

22. В сферу контрольной (надзорной) деятельности Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь дополнительно включен контроль за ходом выполнения венчурных проектов (пункт 29 Перечня N 510).

Под венчурным проектом понимается комплекс работ по созданию и реализации инноваций, организации и (или) развитию производства высокотехнологичных товаров (работ, услуг), в том числе путем создания инновационной организации (пункт 2 Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 N 1).

23. В сферу контрольной деятельности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и таможен включен контроль не только за соблюдением требований таможенного законодательства Республики Беларусь, но и таможенного законодательства Таможенного союза (пункт 30 Перечня N 510).

24. Из сферы контрольной деятельности Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь и входящих в его систему государственных организаций исключен контроль за использованием и охраной земель (пункт 31 Перечня N 510). Данная сфера контроля находится теперь в компетенции местных исполнительных и распорядительных органов (пункт 32 Перечня N 510).

25. В отдельную группу контролирующих органов выделены местные исполнительные и распорядительные органы (пункт 32 Перечня N 510).

Обозначен конкретный перечень сфер контрольной (надзорной) деятельности областных, Минского городского исполнительного комитета, структурных подразделений областных, городских (кроме городов районного подчинения), районных исполнительных комитетов, местных администраций, который включает:

  • контроль за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию продукции товаров (работ, услуг), законодательства о ценах и ценообразовании, антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях;
  • контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет средств местных бюджетов;
  • контроль за соблюдением законодательства при проведении культурно-зрелищных мероприятий;
  • контроль за целевым использованием организациями физической культуры и спорта средств, полученной безвозмездной (спонсорской) помощи в случаях, установленных законодательными актами, а также товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь с предоставлением льгот;
  • надзор за соблюдением законодательства о занятости населения, пенсионном обеспечении, об охране труда;
  • контроль за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • контроль за соблюдением законодательства об оплате труда;
  • контроль за соблюдением временными (антикризисными) управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве);
  • соблюдение законодательства при оказании юридических услуг гражданам и организациям;
  • надзор в области ветеринарии, обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • контроль за использованием и охраной земель;
  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из местных бюджетов, по всем направлениям и видам расходов;
  • контроль за целевым использованием средств, выделяемых из местных бюджетов в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • контроль за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о книге замечаний и предложений;
  • контроль за соблюдением законодательства в области охраны историко-культурного наследия;
  • контроль за деятельностью, в том числе финансово-хозяйственной, организаций застройщиков, товариществ собственников, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок;
  • контроль за деятельностью садоводческих товариществ;
  • контроль за соблюдением жилищного законодательства;
  • контроль в области жилищного строительства;
  • контроль за обеспечением качества образования.

К сферам контрольной (надзорной) деятельности областных, городских (включая Минский городской), районных исполкомов отнесен также контроль в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламной деятельности.

26. Внесены изменения в сферы контрольной (надзорной) деятельности контролирующих органов, подчиненных Государственному комитету по стандартизации Республики Беларусь (пункт 33 Перечня N 510). Так, в сферу контрольной (надзорной) деятельности органов государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов включены контроль (надзор) за выполнением требований законодательства об оценке соответствия, касающихся обязательного подтверждения соответствия, а также надзор за соблюдением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

27. К контролирующим (надзорным) органам отнесена Государственная служба медицинских судебных экспертиз, сферой контрольной (надзорной) деятельности которой является надзор за качеством оказания медицинской помощи организациями здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности и используемых для этих целей средств и аппаратуры (пункт 36 Перечня N 510).

28. Расширена сфера контрольной (надзорной) деятельности лицензирующих органов (пункт 37 Перечня N 510). К ней относится контроль (надзор) за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности.