Краткий комментарий составов административных правонарушений, по которым таможенные органы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. Глава 18. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Статья 18.20. Эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Комментарий к статье 18.20

1. Эксплуатация в дорожном движении транспортного средства без заключения его владельцем договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

4. Участие в дорожном движении в Республике Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за ее пределами, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеющего силу на территории Республики Беларусь.

1) Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.20 КоАП, является установленный законодательством порядок эксплуатации транспортных средств, участвующих в дорожном движении.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в противоправном действии — эксплуатации в дорожном движении транспортного средства без заключения его владельцем договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Эксплуатация представляет собой использование транспортного средства по его прямому назначению (передвижение) либо иному его назначению, предусмотренному законодательством (ремонтные работы, эвакуация и т.п.).

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусматривается абзацем 3 подпункта 4.1 пункта 4 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности».

Эта же обязанность установлена в абзаце 5 части 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 313-З «О дорожном движении» (далее — Закон N 313-З).

Эта обязанность вытекает из общих обязанностей участников дорожного движения (в данном случае водителя транспортного средства) знать и соблюдать относящиеся к ним Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее — ПДД) (абзац 2 части 3 статьи 4 Закона N 313-З). Согласно подпункту 12.1.4 пункта 12 ПДД водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и предъявлять документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (договор внутреннего страхования, либо договор комплексного внутреннего страхования, либо договор пограничного страхования, либо договор страхования «Зеленая карта», действительный на территории Республики Беларусь).

Кроме того, согласно пункту 208 ПДД должностным и иным лицам транспортных и других организаций, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать их к участию в дорожном движении и допускать водителей к управлению транспортными средствами с нарушением требований, установленных ПДД и иными актами законодательства. Таким образом, обязанность соблюдать наличие у водителя договора обязательного страхования гражданской ответственности возложена и на юридические лица, и на индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию транспортных средств.

Состав данного административного правонарушения формальный, т.е. оно считается оконченным с момента начала противоправного действия.

Субъектом данного административного правонарушения являются физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. Следует учитывать то, что указанные лица могут нести административную ответственность лишь при наличии статуса владельца соответствующего транспортного средства (т.е. субъект данного административного правонарушения специальный).

Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в прямом умысле или небрежности.

2) Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.20 КоАП, является установленный законодательством порядок эксплуатации транспортных средств, участвующих в дорожном движении.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в противоправном действии — участии в дорожном движении в Республике Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за ее пределами, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеющего силу на территории Республики Беларусь.

Согласно подпункту 12.1.4 пункта 12 ПДД водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и предъявлять документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (договор внутреннего страхования, либо договор комплексного внутреннего страхования, либо договор пограничного страхования, либо договор страхования «Зеленая карта», действительный на территории Республики Беларусь).

Таким образом, указанная норма содержит перечень документов, подтверждающих факт заключения договора гражданской ответственности владельца транспортного средства, кроме того, указывает на требование о его действительности на территории Республики Беларусь.

Состав данного административного правонарушения формальный, т.е. оно считается оконченным с момента начала противоправного действия.

Субъектом данного административного правонарушения являются физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в прямом умысле или небрежности.

Статья 18.42. Осуществление международной автомобильной перевозки без разрешения или международного сертификата технического осмотра

Комментарий к статье 18.42

Осуществление водителем транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, международной автомобильной перевозки пассажиров или грузов по территории Республики Беларусь без разрешения на осуществление таких перевозок или без наличия действующего международного сертификата технического осмотра транспортного средства, если такие разрешение или сертификат в соответствии с законодательством обязательны.

Объектом данного административного правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления международной автомобильной перевозки.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в противоправном действии — осуществлении водителем транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, международной автомобильной перевозки пассажиров или грузов по территории Республики Беларусь без разрешения на осуществление таких перевозок или без наличия действующего международного сертификата технического осмотра транспортного средства, если такие разрешение или сертификат в соответствии с законодательством обязательны.

Для объективной стороны данного административного правонарушения, таким образом, характерно наличие двух таких противоправных деяний, как:

  • осуществление водителем транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, международной автомобильной перевозки пассажиров или грузов по территории Республики Беларусь без разрешения на осуществление таких перевозок, если такое разрешение в соответствии с законодательством обязательно;
  • осуществление водителем транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, международной автомобильной перевозки пассажиров или грузов по территории Республики Беларусь без наличия действующего международного сертификата технического осмотра транспортного средства, если такой сертификат в соответствии с законодательством обязателен.

В соответствии с различными международными договорами в сфере международных перевозок устанавливается право каждого из государств — членов договоров определять порядок осуществления международных перевозок по его территории. В случае если иностранным перевозчиком осуществляется международная перевозка по территории Республики Беларусь в регулярном порядке, то международными договорами разрешение предусмотрено в обязательном порядке. При нерегулярных перевозках разрешение также может требоваться с учетом особенностей маршрута, груза, транспортного средства. Если же иностранный перевозчик уже имеет зарегистрированное обособленное подразделение на территории Республики Беларусь, то он уже может пользоваться правами национального перевозчика.

Международный сертификат технического осмотра транспортного средства является тем документом, который в соответствии с международным правом подтверждает технические характеристики транспортного средства, обеспечивающие безопасность его эксплуатации по назначению. Этот сертификат признается всеми государствами — членами соответствующих международных договоров и требуется при отсутствии соответствующих документов о прохождении технического осмотра в соответствии с национальным законодательством Республики Беларусь.

Состав данного административного правонарушения формальный, т.е. оно считается оконченным с момента начала осуществления противоправного действия.

Субъектом данного административного правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. С учетом специфики объективной стороны субъект состава специальный, т.е. только водитель транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, при осуществлении международной автомобильной перевозки (без учета гражданства водителя).

Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в прямом умысле или небрежности.

Статья 18.43. Нарушение порядка участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств

Комментарий к статье 18.43

Управление тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством, или с нарушением условий, определенных в таком разрешении, или отклонение от маршрута, указанного в этом разрешении, а равно допуск такого транспортного средства к участию в дорожном движении его владельцем (пользователем) без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством, или с нарушением условий, определенных в таком разрешении.

Объектом данного административного правонарушения является установленный законодательством порядок участия в дорожном движении тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.

В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Инструкции о порядке участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.08.2011 N 50, при участии в дорожном движении таким транспортным средствам запрещается двигаться без наличия специального разрешения или с нарушением условий, указанных в таком специальном разрешении.

В соответствии с пунктом 5.21 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», выдача таких разрешений осуществляется республиканским унитарным предприятием «Белорусский дорожный инженерно-технический центр». Срок действия таких разрешений — не более 30 дней (для многоразовых специальных разрешений — не более 12 месяцев).

В таком разрешении кроме параметров транспортного средства и груза указываются также маршрут движения, вид сопровождения, особые условия движения и др. Также в специальном разрешении указываются согласовавшая организация и водитель.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в таких альтернативных противоправных действиях, как:

  • управление тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством;
  • управление тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством с нарушением условий, определенных в таком разрешении;
  • отклонение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства от маршрута, указанного в специальном разрешении, выдаваемом в порядке, установленном законодательством;
  • допуск тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства к участию в дорожном движении его владельцем (пользователем) без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством;
  • допуск тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства к участию в дорожном движении его владельцем (пользователем) с нарушением условий, определенных в таком разрешении.

Состав данного административного правонарушения формальный, т.е. оно считается оконченным с момента начала совершения любого из указанных противоправных действий.

Субъектом данного административного правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Однако при допуске указанного транспортного средства к участию в дорожном движении законодателем указан специальный субъект — собственник или пользователь такого транспортного средства.

Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в прямом умысле или небрежности.