Ликвидация филиала по инициативе налогового органа

В настоящей статье будет рассмотрена ситуация, когда организация (г. Минск, розничная торговля) имеет филиал, расположенный вне места ее нахождения (в районном центре).

Районная инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту нахождения обособленного подразделения филиал ликвидировала по своей инициативе без уведомления организации.

Субъект хозяйствования узнал о данном факте только после попытки сдать соответствующую отчетность в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Фонд социальной защиты населения), в котором ему сообщили, что «филиал снят с учета в связи с ликвидацией его инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь».

Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Начать необходимо с законодательного определения термина «филиал», которое содержится в ст. 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь: «Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства». Представительством же, в свою очередь, является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.

Ни представительство, ни филиал юридическими лицами не являются. Они наделяются имуществом собственника, которое учитывается отдельно на балансе создавшего их юридического лица, действуют на основании утвержденных таким лицом положений и указываются в уставе создавшего их юридического лица.

Создавая такое обособленное подразделение, юридическое лицо обязано осуществить постановку его на учет в различных инстанциях.

Так, постановка на учет в налоговом органе производится в срок не позднее десяти рабочих дней со дня создания такого обособленного подразделения (подп. 1.9.4 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)) по месту нахождения такого обособленного подразделения (ст. 66 НК) на основании сообщения юридического лица о его создании. К сообщению прилагается копия положения о филиале (представительстве, ином обособленном подразделении) с одновременным предъявлением налоговому органу для сверки оригинала такого положения (п. 7 ст. 66 НК). Форма заявления о постановке на учет в налоговом органе и сообщения <1> юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, а также порядок их заполнения устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (ст. 65 НК).

<1> Об установлении форм заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица, утверждении Инструкции о порядке заполнения заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица, Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, о внесении изменения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 ноября 2003 г. N 103, признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь: постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, 31 дек. 2010 г., N 96 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2013.

Постановка на учет в качестве плательщиков обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения осуществляется в соответствии с нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2009 N 917 «Об утверждении Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов» (далее — постановление N 917).

Так, для постановки на учет в органах Фонда социальной защиты населения плательщики подают соответствующее заявление и положение о представительстве, филиале (подп. 3.2 п. 3 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденного постановлением N 917 (далее — Положение N 917)). Орган Фонда социальной защиты населения в течение 2 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления со всеми необходимыми документами осуществляет постановку плательщика на учет; вносит сведения о плательщике в электронную базу данных плательщиков; присваивает учетный номер плательщика в Фонде социальной защиты населения; формирует учетное дело плательщика; выдает извещение о постановке плательщика на учет по форме <2>, определяемой правлением Фонда социальной защиты населения.

<2> Об утверждении форм документов, необходимых для постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: постановление Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 21 авг. 2009 г., N 12 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2013.

Датой постановки плательщика на учет считается день подачи им в орган Фонда социальной защиты населения заявления со всеми необходимыми документами.

Регистрация обособленных подразделений на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с Положением о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 N 1294 (далее — Положение N 1294), по месту нахождения обособленного подразделения (п. 4 Положения N 1294) в месячный срок со дня наделения такого подразделения юридического лица правом на уплату страховых взносов (п. 5 Положения N 1294).

Для регистрации представляются: заявление по форме, установленной Министерством финансов Республики Беларусь <3>; копии положения об обособленном подразделении юридического лица и решения юридического лица о наделении обособленного подразделения правом на уплату страховых взносов (если такое право не предусмотрено в положении об обособленном подразделении юридического лица) (п. 8 Положения N 1294) без нотариального удостоверения с предъявлением их оригиналов (п. 11 Положения N 1294).

<3> О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2008 г. N 783: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 15 июля 2008 г., N 117 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2013.

Факт регистрации страхователей, прошедших регистрацию у страховщика по заявлению, подтверждается выдачей свидетельства о регистрации (п. 12 Положения N 1294).

Рассмотрим приведенные выше нормативные правовые акты на предмет порядка ликвидации / снятия с учета обособленных подразделений (филиалов, представительств) юридического лица.

Так, НК не содержит оснований и порядка ликвидации филиала по инициативе налогового органа.

А значит, такое решение о ликвидации филиала или иного обособленного подразделения есть не что иное, как инициатива, волеизъявление самой организации, оформленное надлежащим образом. Этот тезис подтверждается и закрепленной в п. 14 ст. 66 НК обязанностью юридического лица сообщить в налоговый орган информацию о ликвидации своего филиала: «В случае принятия организацией решения о ликвидации своего филиала или иного обособленного подразделения снятие с учета филиала или иного обособленного подразделения производится налоговым органом в течение десяти рабочих дней со дня получения налоговым органом сообщения юридического лица о ликвидации обособленного подразделения».

О ликвидации обособленного подразделения (филиала) организация обязана сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет в срок не позднее десяти рабочих дней со дня его ликвидации (возникновения обстоятельства, в связи с которым прекращается обязанность обособленного подразделения юридического лица Республики Беларусь по исполнению налоговых обязательств этого юридического лица), в срок не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения такого обстоятельства (подп. 1.9.4 п. 1 статьи 22 НК).

Таким образом, действия инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь незаконны. Ликвидация филиала по инициативе налогового органа неправомерна.

Рассмотрим теперь возможность, порядок и последствия снятия с учета ликвидированного филиала как плательщика обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения.

Пункт 7 Положения N 917 регулирует этот порядок следующим образом: юридические лица, их представительства и филиалы подлежат снятию с учета в качестве плательщиков в органах Фонда социальной защиты населения в течение двух рабочих дней с даты получения органами Фонда социальной защиты населения уведомления (в произвольной форме) от них о прекращении своей деятельности (ликвидации, реорганизации, закрытии представительства и (или) филиала). Датой снятия с учета является дата получения органами Фонда социальной защиты населения соответствующего уведомления.

Таким образом, видим, что снятие с учета по причине ликвидации обособленного подразделения также производится на основании поданного юридическим лицом заявления, т.е. инициативу должна проявить сама организация, а не инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Такой вывод следует из формулировки пункта 7 Положения N 917 (получения органами Фонда социальной защиты населения уведомления (в произвольной форме) от них (здесь: юридических лиц, их представительств, филиалов)).

Следовательно, можно сделать вывод, что снятие филиала с учета как плательщика обязательных страховых взносов на основании сообщения инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь органами Фонда социальной защиты населения также произведено неправомерно, т.к. заявления о таком снятии с учета от юридического лица (его представительства, филиала) не поступало.

Несмотря на то, что до снятия с учета филиала как страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рассматриваемой ситуации не дошло, логично было бы рассмотреть такой порядок для того, чтобы могла сложиться полная картина по рассматриваемому вопросу.

Так, в соответствии с нормами Положения N 1294 снятие страхователей с регистрационного учета осуществляется страховщиком в случаях:

  • получения уведомления регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации юридического лица, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, решение о которых принято в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»;
  • получения письменного сообщения о ликвидации юридического лица, кроме случая, указанного в абзаце втором пункта 18 Положения N 1294;
  • получения письменного сообщения о реорганизации юридического лица (за исключением реорганизации в форме преобразования);
  • получения письменного сообщения юридического лица о лишении обособленного подразделения права на уплату страховых взносов или ликвидации обособленного подразделения юридического лица;
  • получения письменного сообщения о непродлении срока деятельности либо принятии решения о прекращении деятельности представительства;
  • получения письменного сообщения о возбуждении в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя ликвидационного производства;
  • истечения срока действия или досрочного прекращения трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных страхователем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, с физическими лицами, подлежащими обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (кроме случаев, указанных в части второй пункта 6 Положения N 1294);
  • получения документального подтверждения о смерти (об объявлении умершим) страхователя — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя (п. 18 Положения N 1294).

Как видим, и здесь для снятия с учета обособленного подразделения (филиала) необходимо получение письменного сообщения юридического лица о лишении обособленного подразделения права на уплату страховых взносов или ликвидации обособленного подразделения юридического лица, т.е. инициатива также должна исходить от самого юридического лица.

Не стоит и говорить, что такая абсурдная ликвидации филиала юридического лица инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по собственной инициативе может повлечь для организации целый ком юридических проблем в дальнейшем: от нарушения обязательств по уплате налогов (сборов) и соблюдения законодательства о труде до несвоевременного внесения изменений в специальное разрешение (лицензию) (п. 41 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривает, что лицензия должна содержать сведения об обособленных подразделениях, в том числе о филиалах (наименование и местонахождение) с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг для каждого обособленного подразделения, в том числе филиала).

На наш взгляд, необходимо направить в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь запрос с требованием разъяснить сложившуюся ситуацию, иначе отсутствуют правовые основания воспользоваться правом на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц, порядок и сроки которого регулируются главой 11 НК.