Статья 69 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) в целях обеспечения безопасности участников уголовного процесса устанавливает возможность применения технических средств контроля и прослушивания переговоров.
Орган, осуществляющий меры безопасности, может использовать технические средства контроля при наличии явной угрозы жизни, здоровью, имуществу защищаемого лица по его заявлению или с его письменного согласия. Оборудование жилища и имущества защищаемого лица техническими средствами контроля производится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органа, осуществляющего меры безопасности.
На практике применение таких мер встречается реже и, как правило, требует значительного финансового обеспечения.
Применение технических средств контроля подразумевает использование информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих вреда здоровью людей и окружающей среде.
Применение данных технических средств связано с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре организаций, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи.
Согласно постановлению Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств N 10-12 «О модельном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (принято в г. Санкт-Петербурге 06.12.1997):
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений — просмотр письменной и иной зафиксированной на материальном носителе корреспонденции с целью обнаружения сведений о преступной деятельности изучаемого лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению конкретных задач оперативно-розыскной деятельности;
- прослушивание телефонных переговоров — получение и фиксация с помощью технических средств акустической информации, передаваемой по линиям телефонной связи, или односторонних сообщений с целью обнаружения сведений о преступной деятельности изучаемого лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению конкретных задач оперативно-розыскной деятельности;
- слуховой контроль — получение и фиксация акустической информации в помещениях, сооружениях, транспортных средствах и на местности для решения задач оперативно-розыскной деятельности;
- снятие информации с технических каналов связи — получение, преобразование и фиксация с помощью технических средств различных видов сигналов, передаваемых по любым техническим каналам связи, для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Более конкретно случаи санкционированного прослушивания и записи переговоров раскрыты в ч. 1, 2 ст. 214 УПК, в соответствии с которыми прослушивание и запись переговоров осуществляются по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Однако целью данной деятельности, осуществляемой на основании ст. 69 УПК, является не собирание доказательств по уголовному делу, а обеспечение личной безопасности защищаемых лиц.
Прослушивание и запись переговоров являются следственным действием, которое производится по необходимости собирания доказательств по делам о преступлениях, а также по необходимости обеспечения личной безопасности свидетеля, потерпевшего и их близких. Контроль и запись телефонных и иных переговоров предполагают использование современных технических средств связи.
Под телефонными переговорами понимаются переговоры абонентов по городской, междугородной и международной телефонной связи, а также с использованием радиотелефонной и радиорелейной, высокочастотной (ВЧ) и космической связи, а под иными переговорами — переговоры, ведущиеся с других переговорных аппаратов (устройств), как то: селекторных, проводных, радио- и иных технических средств передачи речевой информации.
Контроль и запись переговоров между любыми лицами осуществляются независимо от их процессуального положения в данном уголовном деле.
Контроль и запись переговоров являются чисто технической деятельностью и УПК не регламентируются.
За нарушение тайны телефонных переговоров или иных сообщений ст. 203 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) предусматривает наказание в виде общественных работ или штраф, или исправительные работы на срок до одного года, или арест на срок до трех месяцев. Те же деяния, совершенные с использованием технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо должностным лицом с использованием своих должностных полномочий, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет.
Мерами по обеспечению безопасности защищаемого лица согласно ст. 70 УПК являются личная охрана, охрана жилища и имущества.
Исходя из пункта 8 Положения о порядке применения мер по обеспечению безопасности некоторых участников уголовного процесса и других лиц, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 N 130 (далее — Положение N 130), личная охрана защищаемого лица обеспечивается органом, осуществляющим меры безопасности, по постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс. Перечень подразделений, непосредственно задействованных в обеспечении личной охраны защищаемого лица, порядок привлечения сотрудников других подразделений, режим несения службы (выполнения служебных обязанностей), а также перечень оснащения и вооружения этих подразделений определяются руководителем органа, осуществляющего меры безопасности.
Организация, тактика, формы и методы работы по обеспечению личной охраны защищаемого лица определяются в пределах компетенции задействованных для этих целей подразделений на основании сведений о защищаемом лице.
Для обеспечения самообороны и личной безопасности защищаемого лица орган, осуществляющий меры безопасности, в случае необходимости может выдавать защищаемому лицу специальные средства индивидуальной защиты (оружие самообороны), связи и оповещения об опасности. В качестве специальных средств индивидуальной защиты (оружия самообороны) могут выдаваться бронежилет, электрошоковое устройство, аэрозольное устройство, снаряженное веществами слезоточивого или раздражающего действия, разрешенными к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Тип выдаваемых специальных средств индивидуальной защиты (оружия самообороны) определяется в соответствии с перечнями специальных средств, состоящих на вооружении органа, осуществляющего меры безопасности.
Для обеспечения защищаемого лица средствами связи и оповещения об опасности орган, осуществляющий меры безопасности, в случае необходимости может выдать защищаемому лицу переносную портативную приемопередающую радиостанцию, телефонный аппарат сотовой подвижной электросвязи.
Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты (оружия самообороны), связи и оповещения об опасности производится в соответствии с нормативными правовыми актами органа, осуществляющего меры безопасности.
Орган, осуществляющий меры безопасности, обязан провести обучение или инструктирование защищаемого лица по правилам хранения, ношения и применения специальных средств индивидуальной защиты (оружия самообороны), связи и оповещения об опасности, а также осуществлять контроль за соблюдением защищаемым лицом правил обращения с указанными средствами.
Защищаемое лицо, получившее специальные средства индивидуальной защиты (оружие самообороны), связи и оповещения об опасности, обеспечивает их сохранность. Продажа, залог или передача третьим лицам указанного имущества, выданного в пользование защищаемому лицу для обеспечения его безопасности, а равно его утрата или порча влекут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.
Оказание Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь охранных услуг по охране защищаемого физического лица осуществляется в соответствии с договором, разработанным на основании формы типового договора, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2012 N 632 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. N 17» (далее — форма типового договора).
Охрана жилища и имущества защищаемого лица при наличии реальной угрозы их уничтожения или повреждения обеспечивается органом, осуществляющим меры безопасности, путем заключения договора с подразделениями Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице.
В случае отсутствия в регионе подразделений Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также недостаточности в указанных подразделениях сил и средств по решению руководителя органа, осуществляющего меры безопасности, к обеспечению охраны жилища и имущества защищаемого лица могут привлекаться иные подразделения этого органа.
При обращении органа, осуществляющего меры безопасности, подразделения Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь принимают меры к первоочередному оснащению жилища защищаемого лица средствами охранной и тревожной сигнализации с подключением к пультам централизованного наблюдения.
В случае отсутствия технической возможности организации централизованной охраны жилище защищаемого лица оборудуется средствами автономной сигнализации. Для принятия мер по оснащению жилища защищаемого лица средствами охранной и тревожной сигнализации на договорной основе могут привлекаться организации, имеющие лицензию на осуществление охранной деятельности.
Подразделения Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь при обеспечении мероприятий по охране жилища и имущества защищаемого лица немедленно информируют орган, осуществляющий меры безопасности, о каждом случае угрозы или попытки осуществить противоправные действия в отношении жилища и имущества защищаемого лица.
Применение такой меры по обеспечению безопасности, как изменение паспортных данных и замена документов, осуществляется по постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс, в случае, когда безопасность защищаемого лица не может быть обеспечена применением других мер безопасности. На применение такой меры требуется согласие защищаемого лица.
Следует отметить, что сама процедура замены документов является весьма трудозатратным мероприятием, как правило, связанным с разработкой для защищаемого лица соответствующей «легенды» (легендированием лица) и привлечением большого количества субъектов, обеспечивающих подтверждение подлинности документов. При этом нельзя не учитывать и то обстоятельство, что изготовленные документы могут оказаться уязвимыми на предмет их возможных проверок. Этому способствует не только компьютерный учет всех выдаваемых документов и, как следствие, возможный нелегальный оборот соответствующих информационных баз данных, но и широкое развитие социальных сетей, существование которых значительно осложняет разработку устойчивой к проверкам «легенды» защищаемого лица <1>.
<1> Иванов, И.С. Административно-правовое обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства в России / И.С.Иванов // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф» [Электронный ресурс]. — М., 2014. Куницына, Е.В. Некоторые аспекты обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства: правовое регулирование и направления развития / Е.В.Куницына // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2014.
Так, в соответствии с пунктом 9 Положения N 130 перечень документов, подлежащих замене, определяется органом, осуществляющим меры безопасности, в зависимости от обстоятельств и степени опасности, угрожающей защищаемому лицу. Среди таких документов могут быть документы, удостоверяющие личность, документы об образовании, документы гражданско-правового характера, документы, выдаваемые органами социальной защиты, документы, подтверждающие специальные права, трудовая книжка и другие документы, выдаваемые государственными органами и организациями.
При изменении данных документа, удостоверяющего личность, и замене иных документов защищаемого лица орган, осуществляющий меры безопасности, обязан обеспечить установление подлинности заменяемых документов. При этом данный орган несет ответственность за достоверность сведений о защищаемом лице, предоставляемых в государственные органы, местные исполнительные и распорядительные органы и иные организации, отвечающие за замену и выдачу документа, удостоверяющего личность, и иных документов, а также за соблюдение конфиденциальности сведений о защищаемом лице.
Замена и выдача документа, удостоверяющего личность, и иных документов защищаемого лица осуществляются организациями, ответственными за их замену и выдачу, в установленном порядке, за исключением особенностей, предусмотренных Положением N 130.
Постановление (определение) об избрании меры безопасности в виде изменения данных документа, удостоверяющего личность, и замене этого документа вместе с документами, необходимыми для его выдачи в соответствии с законодательными актами, органом, осуществляющим меры безопасности, направляется начальнику управления (отдела) внутренних дел городского, районного исполнительного комитета (местной администрации) или его заместителю по месту жительства защищаемого лица, который на основании представленных документов дает письменное указание начальнику подразделения по гражданству и миграции территориального органа внутренних дел о выдаче защищаемому лицу документа, удостоверяющего личность, с измененными анкетными данными.
Оформление документа, удостоверяющего личность, и его вручение защищаемому лицу осуществляются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Беларусь.
Замена и выдача защищаемому лицу документа, удостоверяющего личность, и иных документов производятся в сроки, определяемые органом, осуществляющим меры безопасности, в пределах сроков, установленных законодательством Республики Беларусь для организаций, ответственных за замену и выдачу документов. Организации, ответственные за замену и выдачу документов, не вправе отказать в их замене и выдаче органу, осуществляющему меры безопасности.
При изменении данных документа, удостоверяющего личность, и замене иных документов защищаемое лицо передает свои документы на хранение органу, осуществляющему меры безопасности. Учет и хранение замененных документов защищаемого лица обеспечиваются органом, осуществляющим меры безопасности, в течение всего периода применения меры безопасности. Порядок их хранения и обеспечения соблюдения конфиденциальности сведений о защищаемом лице определяется органом, осуществляющим меры безопасности.
При отмене указанной меры безопасности возврат защищаемому лицу документов с его прежними анкетными данными производится на основании постановления органа, осуществляющего меры безопасности. Одновременно изымаются документы с измененными анкетными данными, которые уничтожаются в установленном порядке.
Учет сведений о замене и выдаче документов, удостоверяющих личность, и иных документов производится с соблюдением требований, предъявляемых к конфиденциальности информации.
Часть 1 статьи 72 УПК определяет, что в случае применения мер безопасности в отношении участников уголовного процесса и их близких для представителей органа, ведущего уголовный процесс, и должностных лиц, обеспечивающих применение мер безопасности, установлен запрет на разглашение и выдачу сведений о защищаемых лицах.
Нарушение данного требования на практике нивелирует все предпринятые усилия по обеспечению безопасности защищаемых лиц, поставит под угрозу их жизнь, здоровье и имущество.
Помимо изложенного в комментируемой статье запрет на разглашение сведений о применяемых мерах безопасности содержит также часть 3 статьи 65 УПК. Однако если норма, закрепленная в ч. 3 ст. 65 УПК, содержит запрет на разглашение сведений о применяемых в отношении защищаемых лиц мерах безопасности, то требования ч. 1 ст. 72 УПК распространяются на любые сведения о защищаемых лицах, которые могут способствовать их идентификации и розыску с целью осуществления в отношении их противоправного воздействия.
Часть 2 статьи 72 УПК устанавливает запрет на выдачу сведений о личности защищаемого лица из информационно-справочных фондов правоохранительных органов, а также иных организаций.
Запрет на выдачу сведений о личности защищаемого лица из информационно-справочных фондов правоохранительных, иных государственных органов и организаций налагается органом, осуществляющим меры безопасности, путем направления соответствующим должностным лицам предупреждения о неразглашении сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении его мерах безопасности по форме, установленной приложением 3 к Положению N 130.
В первую очередь такой запрет распространяется на справочные службы: телефонные, адресно-справочные бюро и т.д. Запрет распространяется как на государственные, так и на иные информационно-справочные фонды (различного рода коммерческие справочные).
При определении информационно-справочных фондов необходимо учитывать, что электронных баз, в которые попадает информация о гражданах, существует несколько (регистр населения, база Бюро регистрации и технической инвентаризации, база налоговых органов, учетные базы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь и т.д.). Поэтому на первоначальном этапе органу, осуществляющему меры безопасности, необходимо определить перечень источников информации о лице, в которые необходимо направить данные ограничения.
Выписка из постановления немедленно направляется для исполнения в адресно-справочное бюро главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) по месту регистрации защищаемого лица, в отделы внутренних дел городов, районов и районов в городах (далее — горрайорганы внутренних дел) по месту получения паспорта защищаемым лицом, подразделения Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
При получении постановления органа, осуществляющего безопасность, о мерах в виде обеспечения конфиденциальности сведений по указанию начальника адресно-справочного бюро ГУВД, УВД адресные листки прибытия на защищаемых лиц изымаются. В общей адресно-справочной картотеке на этих лиц помещаются листки прибытия — заместители с указанием только фамилии, имени, отчества, даты и места рождения и отметкой о том, что основные адресные листки хранятся у начальника адресно-справочного бюро ГУВД в установленном порядке.
Справки с информацией об адресах защищаемых лиц не выдаются. При поступлении запросов от физических и юридических лиц (устных или письменных) об адресах защищаемых лиц работники адресно-справочного бюро ГУВД, УВД докладывают о них руководителю, который незамедлительно ставит об этом в известность работников органа, обеспечивающего безопасность, и действует по их указанию.
Начальники подразделений по гражданству и миграции горрайорганов внутренних дел или должностные лица, их замещающие, при получении от органа, осуществляющего безопасность, постановления о принятии мер в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах производят изъятие, хранение адресных листков, выдачу справок на охраняемых лиц, а также помещение этих листков в общую адресно-справочную картотеку по истечении сроков или после отмены мер безопасности.
Статья 73 УПК регламентирует порядок применения мер безопасности органом, ведущим уголовный процесс. Основания для принятия такого решения перечислены в ч. 2 ст. 65 УПК. К ним относятся:
- установление органом, ведущим уголовный процесс, обстоятельств, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности;
- получение органом, ведущим уголовный процесс, иной информации об обстоятельствах, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности;
- поступление заявления участника уголовного процесса о необходимости принятия мер безопасности.
При наличии оснований для принятия мер безопасности орган, ведущий уголовный процесс, обязан в течение суток принять решение об их применении или об отказе в применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение).
Постановление (определение) о применении мер безопасности незамедлительно направляется для исполнения в орган внутренних дел или государственной безопасности по месту жительства, работы или учебы защищаемого лица (согласно ст. 70 УПК обеспечение безопасности в виде личной охраны, охраны жилища и имущества защищаемого лица осуществляют органы внутренних дел и государственной безопасности).
В случае если решение о применении мер безопасности выносилось органом, ведущим уголовный процесс, не по заявлению участника уголовного процесса, а на основании информации об обстоятельствах, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности, о принятом решении уведомляется защищаемое лицо.
Часть 2 статьи 73 УПК определяет, что государственный орган, которому поручено осуществление мер безопасности, незамедлительно устанавливает перечень необходимых для защиты лица или его имущества мер и осуществляет их реализацию.
При поступлении в установленном порядке мотивированного постановления (определения), вынесенного органом, ведущим уголовный процесс и принявшим решение о применении мер безопасности, орган, осуществляющий меры безопасности, самостоятельно устанавливает перечень необходимых мер по обеспечению безопасности защищаемого лица или его имущества, предусмотренных УПК, определяет способы их применения и выносит постановление о применении меры безопасности по форме согласно приложению 1 к Положению N 130.
С учетом характера и степени опасности угрозы жизни, здоровью либо угрозы уничтожения или повреждения имущества защищаемых лиц и их близких одновременно могут быть применены несколько мер безопасности.
О принятых мерах безопасности, их изменении и результатах применения орган, осуществляющий меры безопасности, в течение суток извещает орган, ведущий уголовный процесс и принявший решение об их применении, путем направления уведомления о применении (изменении, дополнительном применении) меры безопасности в отношении защищаемого лица.
Статья 74 УПК предусматривает порядок отмены мер безопасности и причины, влияющие на принятие такого решения.
Часть 1 статьи 74 УПК приводит два основания для отмены мер безопасности: устранение оснований для применения мер безопасности, указанных в ст. 65 УПК, и невозможность дальнейшего применения мер безопасности вследствие нарушения защищаемым лицом условий осуществления этих мер.
Устранению оснований, наличие которых стало поводом для обеспечения безопасности, может способствовать проведение работы по осуществлению мер безопасности, давшее положительный результат. Кроме того, отмене мер безопасности могут способствовать и другие причины, например: направление лица, от которого исходила опасность в применении противоправных деяний, в места лишения свободы для отбывания наказания по приговору суда; призыв на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь; лицо перестало быть общественно опасным или в силу своего физического состояния не сможет совершить акт насилия и т.д.
Отмена мер безопасности в связи с устранением оснований их применения допускается только при наличии проверенных данных, свидетельствующих о том, что необходимость в государственной защите лица отпала.
Нарушение защищаемым лицом условий осуществления этих мер может выражаться в пренебрежении защищаемого лица к условиям применения мер безопасности, предусмотренных ст. 65 УПК, их игнорировании.
В частности, согласно п. 8 формы типового договора защищаемое лицо обязано выполнять все указания сотрудников Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, связанные с обеспечением охраны защищаемого лица, не разглашать третьим лицам сведения о сотрудниках, осуществляющих охрану.
Однако, если, например, участник уголовного судопроизводства, в отношении которого обеспечена защита, покидает безопасное место, определенное ему с целью ограждения его от преступных посягательств, или сообщает о своем месте нахождения, распространяет информацию о применяемых в отношении его мерах безопасности, это может стать известным лицу, от которого исходит опасность.
Нарушение защищаемым лицом условий осуществления мер безопасности затрудняет обеспечение его защиты или делает невозможным их применение, поэтому выполнение мер безопасности может быть прекращено.
Действующий порядок не запрещает вынесение решения об отмене мер безопасности на основании письменного заявления защищаемого лица об их прекращении.
Мотивами направления такого заявления могут быть примирение сторон, нахождение защищаемого в безопасном месте, что уже является устранением угрозы, отсутствием необходимости в применении мер защиты или в установлении дополнительной защиты, сомнение защищаемого лица в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих ему защиту в качестве применения мер обеспечения безопасности, и желание самостоятельно позаботиться о своей защите (обращение в частные охранные фирмы, установка дорогих специализированных охранных устройств, сейфовых дверей и т.д.).
Обеспечение безопасности лица может продолжаться в течение всего времени рассмотрения заявления, сообщения о совершенном преступлении, предварительного расследования или рассмотрения уголовного дела в суде.
Отменить меры безопасности вправе орган, ведущий уголовный процесс, к которому согласно ст. 6 УПК относятся органы дознания, следователь, прокурор и суд.
На стадии досудебного производства орган, принимающий решение об отмене мер безопасности, должен выяснить, устранены ли основания их применения (нарушены ли защищаемым лицом условия осуществления этих мер, существенно затрудняющие или делающие невозможным их применение).
Прекращение защиты производится путем вынесения должностным лицом указанных выше органов мотивированного постановления, определения, которое незамедлительно объявляется защищаемому лицу и его близким, в отношении которых применяются меры безопасности.
В вынесенном решении о прекращении защиты разрешаются вопросы о прекращении осуществления мер безопасности как в целом, так и в отношении отдельных, дополнительных мер безопасности.
По результатам рассмотрения дела в судебном заседании данные меры могут быть отменены приговором (определением, постановлением) суда, если было установлено устранение опасности для защищаемого лица.
В соответствии со ст. 368 УПК суд одновременно с постановлением обвинительного приговора может вынести постановления (определения) о передаче детей, иждивенцев на попечение близких родственников, о принятии мер по охране имущества осужденного.
По аналогии с данными положениями и в соответствии со ст. 74 УПК одновременно с вынесением обвинительного или оправдательного приговора суд должен решить вопрос о продлении или об отмене мер безопасности по отношению к защищаемым лицам. В приговоре (определении, постановлении) суда должны быть указаны обстоятельства, согласно которым отменяются меры безопасности.
Но, с другой стороны, в ситуации, когда осуждением преступника угроза не устраняется или, наоборот, при отбывании осужденным наказания может возникнуть угроза воздействия на него со стороны оставшихся на свободе соучастников (убийство как лишнего свидетеля), применение мер обеспечения безопасности после вынесения обвинительного приговора должно быть продолжено.
Решение об отмене мер безопасности может быть обжаловано защищаемым лицом вышестоящему должностному лицу органа дознания, Следственного комитета Республики Беларусь, прокуратуры либо в суд (в зависимости от принадлежности органа, вынесшего данное решение).
Часть 3 статьи 74 УПК определяет порядок отмены мер безопасности после вступления приговора (определения, постановления) в законную силу.
Отмена мер безопасности производится по решению начальника органа внутренних дел или государственной безопасности по месту нахождения защищаемого лица.
Об отмене применяемых мер безопасности уведомляются орган, принявший решение об их применении, а также защищаемое лицо.
Прекращение договора на оказание охранных услуг осуществляется с даты получения Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь выписки из постановления об отмене меры безопасности в виде личной охраны защищаемого лица.
Статья 75 УПК определяет условия ответственности должностных лиц за невыполнение обязанностей по применению мер безопасности.
Непринятие полномочным на то должностным лицом (органом) решения об осуществлении государственной защиты, равно как и принятие недостаточных мер или ненадлежащее осуществление государственной защиты, является нарушением данным лицом (органом) его обязанностей.
При этом в зависимости от степени тяжести последствий, наступивших в результате нарушения требований по обеспечению государственной защиты, должностные лица несут ответственность в порядке, предусмотренном гражданским, уголовным, административным законодательством, либо к ним применяются меры дисциплинарного взыскания.
Между тем для привлечения должностных лиц органа, обеспечивающего государственную защиту, не требуется обязательного наступления негативных последствий. Уже само по себе непринятие решения об осуществлении государственной защиты или ненадлежащее ее осуществление является прямым нарушением их обязанностей и, следовательно, должно повлечь для них наступление ответственности.
Объектом этого правонарушения являются право на жизнь, здоровье, неприкосновенность личности, а также имущественные права защищаемых лиц.
Данное правонарушение может быть совершено как по неосторожности, так и умышленно. Например, лицо может отказать в принятии мер безопасности, легкомысленно оценив угрозу как нереальную.
Объективная сторона такого правонарушения заключается в действии или бездействии (непринятие необходимых мер, принятие недостаточных мер или ненадлежащее осуществление государственной защиты и т.п.).
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть должностные лица:
- полномочные принимать решение о применении мер безопасности;
- обязанные исполнять решение о применении мер безопасности.
Должностные лица, виновные в непринятии решения по обеспечению безопасности, не осуществившие ее при наличии решения или осуществившие ненадлежащим образом, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 428 УК за халатность, то есть за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.
Привлечение к уголовной ответственности по названной статье будет возможным при наступлении преступных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерти защищаемого лица. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме неосторожности. Поэтому при умышленном непринятии решения, когда должностное лицо знало о планируемых действиях преступников в отношении защищаемого лица, его необходимо привлекать за соучастие (пособничество) в совершении преступления в отношении участника уголовного судопроизводства.
Статья 408 УК устанавливает уголовную ответственность за умышленное разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, народного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса или их близких, совершенное лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью.
Ответственность по ст. 408 УК наступает также при разглашении сведений о мерах безопасности, примененных на стадии возбуждения уголовного дела к заявителю, очевидцу, жертве преступления и иным лицам, способствующим предупреждению или раскрытию преступления, но в силу каких-либо причин, например в случае смерти, не получивших статуса участника уголовного процесса.
Запрет на разглашение сведений о применяемых в отношении защищаемых лиц мерах безопасности содержит ч. 3 ст. 65 УПК. Меры безопасности, применяемые к защищаемым лицам, указаны в ст. 66 — 72 УПК.
Основания и порядок возмещения вреда, причиненного защищаемому лицу в результате незаконных действий или бездействия органов, в компетенцию которых входит принятие решения о применении мер безопасности или осуществление защиты, регламентированы ст. 938, ч. 2 ст. 939 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК).
Вред возмещается соответственно за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы.
Согласно ч. 1, 2 ст. 954 ГК при причинении гражданину увечья или иного повреждения здоровья возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарственных средств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение технических средств социальной реабилитации, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет прав на их бесплатное получение.
При определении утраченного заработка (дохода) пенсии (кроме пенсии по инвалидности, назначенной потерпевшему в связи с соответствующим увечьем или иным повреждением здоровья), назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.
При этом суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни и увеличении базовой величины согласно ст. 960 ГК подлежат индексации в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 21.12.1990 N 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции».
К лицу, виновному в непринятии решения по обеспечению безопасности, не осуществившему его при наличии решения или осуществившему ненадлежащим образом, могут быть применены и меры дисциплинарной ответственности в соответствии с нормативным правовым актом об органе, в котором он состоит на службе.
Например, согласно п. 19 Дисциплинарного устава Следственного комитета Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.11.2011 N 518 «Вопросы Следственного комитета Республики Беларусь», к сотрудникам могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- исключение из Книги почета управления Следственного комитета Республики Беларусь по области (г. Минску);
- лишение нагрудного знака Следственного комитета Республики Беларусь;
- понижение в специальном звании на одну ступень;
- понижение в должности;
- исключение из Книги почета Следственного комитета Республики Беларусь;
- увольнение из Следственного комитета Республики Беларусь.
Схожие меры дисциплинарной ответственности могут быть применены и к должностным лицам иных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство и государственную защиту участников уголовного процесса.