В соответствии с ч. 4 ст. 3.31 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) дела об административных таможенных правонарушениях (далее — АТП) рассматриваются судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении.
Данная норма является специальной по отношению к ч. 1 ст. 3.31 ПИКоАП, предусматривающей альтернативные подходы к определению места рассмотрения иных дел, — по месту совершения, обнаружения или выявления административного правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, по месту жительства (нахождения) лица, в отношении которого ведется процесс, или большинства свидетелей.
Согласно подп. 30 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза, подп. 1.33 п. 1 ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь и ч. 1 п. 2 Положения о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21.04.2008 N 228 «О некоторых вопросах таможенных органов», таможенными органами Республики Беларусь являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и подчиненные ему таможни.
С учетом императивности и безальтернативности нормы ч. 4 ст. 3.31 ПИКоАП, а также того, что данная норма является специальной по отношению к ч. 1 ст. 3.31 ПИКоАП, правовые основания для рассмотрения дел об АТП в судах не по месту нахождения таможен и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь отсутствуют.
Из приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2007 N 742 «Об определении зон оперативной деятельности таможен» (далее — постановление N 742) усматривается, что в настоящее время в Республике Беларусь действуют 11 таможен: Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская региональная, Минская региональная, «Минск-2», Минская центральная, Могилевская, Мозырская, Ошмянская и Пинская. Дела об АТП указанных таможен рассматривают соответственно суды Московского района г. Бреста, Октябрьского района г. Витебска, Центрального района г. Гомеля, Октябрьского района г. Гродно, Октябрьского района г. Минска (дела Минской региональной таможни и таможни «Минск-2»), Партизанского района г. Минска, Ленинского района г. Могилева, Мозырского района, Ошмянского района, Пинского района и г. Пинска.
Наличие специальной нормы о месте судебного рассмотрения дел с учетом существующей системы таможен привело к тому, что в некоторых случаях дела рассматриваются за сотни километров от места ведения должностным лицом таможни административного процесса, что удорожает его ведение (например, в случае подготовки дела к рассмотрению должностными лицами таможенных постов бывшей Полоцкой таможни <1>, в зону оперативной деятельности которой входили Браславский, Верхнедвинский, Глубокский, Докшицкий, Лепельский, Миорский, Полоцкий, Россонский, Ушачский и Шарковщинский районы Витебской области <2>).
<1> Ликвидирована с 01.01.2010.
<2> Согласно приложению к постановлению N 742 в редакции, действовавшей до 01.01.2010. В настоящее время постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1752 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2007 г. N 742», вступившим в силу с 01.01.2010, указанные районы отнесены к зоне деятельности Витебской таможни.
Однако рассмотрение дел об АТП в судах не по месту нахождения таможни будет возможно только после внесения соответствующих изменений в ч. 4 ст. 3.31 ПИКоАП. Генеральная прокуратура Республики Беларусь считает целесообразным ввести альтернативу рассмотрения дел об АТП также и в судах по месту нахождения таможенных постов таможен.