Наличие судимости при приеме на работу

В правоприменительной практике зачастую возникают различные вопросы по приему на работу лиц, которые ранее привлекались к уголовной ответственности. Законодательство Республики Беларусь знает несколько подходов к разрешению данных ситуаций, в частности к приему на работу лиц, которые имеют судимость.

Согласно общему правилу, изложенному в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее — УК), под судимостью понимают предусмотренные законом правовые последствия осуждения, продолжающиеся какое-то время и определяющие особый правовой статус лица. Основные признаки судимости заключаются в том, что она:

  • является последствием осуждения за совершение преступления, которое продолжается и после отбытия наказания;
  • представляет собой особый правовой статус осужденного (имеет персональный характер и связана только с данным лицом);
  • имеет четко очерченные временные рамки, установленные УК;
  • предполагает ограничения, применяемые к лицу, имеющему судимость, и другие неблагоприятные для него правовые последствия: отказ в приеме на определенные виды работ, запрещение занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Условия истечения сроков судимости и ее уголовно-правовые последствия определены УК.

Начнем с того, что к наказаниям, исключающим продолжение работы у нанимателя, относятся арест, ограничение свободы, лишение свободы, пожизненное заключение, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Перечисленные наказания, за исключением ограничения свободы, влекут изоляцию лица от общества, тем самым препятствуют продолжению работы у нанимателя. Увольнение таких лиц производится по п. 5 ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) только после вступления в законную силу приговора суда.

Особенностью правового регулирования труда осужденных к исправительным работам, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исполнения наказания в виде ограничения свободы заключается в том, что труд таких осужденных регулируется не только трудовым законодательством, но и специальным законодательством, касающимся исполнения данных уголовных наказаний. Речь, прежде всего, идет об Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь (далее — УИК).

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления на срок от одного года до пяти лет (ст. 51 УК). Лишение права занимать определенные должности заключается в освобождении осужденного от должности, которую он занимал во время совершения преступления и лишение его права на срок, который определен в приговоре суда, занимать эту либо аналогичную должность на иных предприятиях и в учреждениях.

Применение данного наказания не означает запрета осужденному работать в той или иной отрасли хозяйства, учреждении либо на предприятии. В связи с этим суд в приговоре должен указать, какие конкретно должности и на какой срок нельзя занимать осужденному (например, должности, связанные с учетом, распоряжением, хранением или отпуском материальных ценностей).

Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрещении осужденному в течение срока, определенного в приговоре, осуществлять ту деятельность, в связи с которой было совершено преступление. При этом не имеет значения, являлась ли эта деятельность профессиональной (постоянной) или периодической (временной). Так, за незаконное производство аборта (ст. 156 УК) врач может быть лишен права заниматься врачебной деятельностью; за нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности (ст. 233 УК) лицо наказывается лишением права заниматься предпринимательством, за получение взятки (ст. 430 УК) преподаватель, например, не имеет права заниматься преподавательской деятельностью.

Уголовно-исполнительная инспекция при исполнении этого наказания ведет учет осужденных; контролирует соблюдение осужденным предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий, учреждений и организаций по месту работы осужденного, а также органами, которые обязаны аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности, запрещенной для осужденного.

Предписания приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администраций предприятия, организации или учреждения по месту работы или службы осужденного, которая обязана в связи с этим:

  • не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности или того вида трудовой деятельности, права на занятие которой он лишен; внести в трудовую книжку осужденного запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или какого рода деятельностью лишен права заниматься; направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение о выполнении предписаний приговора;
  • представить по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания;
  • в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в 3-дневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;
  • выдать лицу, отбывшему наказание либо освобожденному от него, по его просьбе, взамен трудовой книжки дубликат без внесения в него записи о наказании.

Предписания приговора суда о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности. Указанные органы не позднее 3 дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Осужденные к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны выполнять предписания приговора, предоставлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания.

Уклонение осужденного от исполнения приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью влечет уголовную ответственность по ст. 417 УК. Уголовная ответственность предусмотрена и за неисполнение должностным лицом приговора суда о лишении права занимать определенную должность либо заниматься определенной деятельностью (ст. 423 УК).

Одним из видов наказания, не связанным с лишением свободы, но налагающим на осужденного как работника определенные ограничения и обязанности, являются исправительные работы.

Исправительные работы устанавливаются на срок от шести месяцев до двух лет и отбываются на основании приговора суда по месту работы осужденного. Из заработка по основному месту работы осужденного к исправительным работам производятся ежемесячные удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, от 10 до 25%, но не менее одной базовой величины ежемесячно. Согласно ст. 37 УИК наказание в виде исправительных работ отбывается по месту работы осужденных. Исполнение исправительных работ возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту работы осужденного, а в отношении несовершеннолетних — на инспекции по делам несовершеннолетних.

Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15-дневного срока со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора.

Если осужденный к исправительным работам к моменту вступления приговора в законную силу не работает, ему предлагается устроиться на работу в течение пятнадцати дней по собственному желанию. Если осужденный не устроился на работу по истечении указанного срока, он направляется в государственную службу занятости и трудоустраивается ею в приоритетном порядке. В этом случае осужденный к исправительным работам не вправе отказываться от предложенной ему работы по месту жительства. Статьей 41 УИК установлено, что удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. Удержания производятся со всей суммы заработка без исключения из этой суммы налогов и других платежей.

Осуждение к исправительным работам влечет следующие ограничения в сфере трудовых прав:

  • в период отбывания наказания осужденным запрещается увольнение с работы по соглашению сторон или по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки оснований прекращения трудового договора. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано осужденным в суд или вышестоящий орган уголовно-исполнительной системы;
  • осужденный обязан в течение пяти дней сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства.

В случае отмены приговора суда с прекращением дела осужденному возвращаются суммы, удержанные из его заработной платы.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 50 УИК осужденные к ограничению свободы привлекаются к труду в организациях независимо от форм собственности, а также у индивидуальных предпринимателей.

Труд осужденных регулируется законодательством Республики Беларусь о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу. Время работы в период отбывания данного наказания засчитывается в трудовой стаж в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

При приеме на работу лиц, осужденных к ограничению свободы, специальными нормативными правовыми актами, регулирующими исполнение уголовного наказания в виде ограничения свободы, устанавливаются исключения из норм трудового законодательства, касающиеся правил приема, увольнения с работы и перевода на другую работу. В этих случаях нормы специального законодательства имеют приоритетное значение.

Лицо, направленное на работу в конкретную организацию либо к индивидуальному предпринимателю, обязано предъявить трудовую книжку (если она была заведена на него ранее по месту работы, предшествовавшей направлению для отбытия наказания в виде ограничения свободы). При отсутствии трудовой книжки таковая заводится новым нанимателем.

Лицо, направленное на работу администрацией исправительного учреждения открытого типа (ИУОТ), вправе представить документы, предусмотренные ст. 26 ТК. Полагаем, что указанная норма является не обязательной в отношении документов воинского учета, декларации о доходах и имуществе, документов о подтверждении иных обстоятельств, поскольку их представление не предусмотрено специальным законодательством.

Следует также обратить внимание, что некоторые нормы отечественного законодательства прямо предусматривают запрет приема на работу либо занятие определенных должностей в силу наличия у лица неснятой либо непогашенной судимости.

Так, не допускаются к адвокатской деятельности лица, ранее совершившие умышленные преступления (ст. 10 Закона Республики Беларусь от 15.06.1993 N 2406-XII «Об адвокатуре», основанием для отказа в приеме на государственную службу является наличие судимости (ст. 33 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»), не могут быть приняты на службу в органы прокуратуры и (или) находиться на указанной службе лица, имеющие судимость, ранее совершившие умышленные преступления (подп. 6.4, 6.5 п. 6 Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 181). При этом нормы некоторых нормативных правовых актов не конкретизируют отказ в принятии на работу либо занятии должности наличием судимости вообще или наличием неснятой или непогашенной судимости. Связано это, скорее всего, с тем, что прокурорские работники, адвокаты, работники милиции, судьи выполняют по роду своей деятельности специфические функции. Лица, имевшие в прошлом конфликт с уголовным законом, не имеют морального права впоследствии занимать должности, связанные с решением вопросов о привлечении к уголовной ответственности, осуждению других лиц.

Трудовое законодательство прямо предусматривает ограничение права приема на работу на определенные виды деятельности лиц, которые были осуждены за совершение некоторых видов преступления. Согласно ч. 4 ст. 348 ТК не допускается прием по совместительству на материально ответственные должности лиц, осужденных за корыстные преступления, если судимость не снята или не погашена в установленном порядке, а также на те должности или виды деятельности, которые запрещены приговором суда для отдельных категорий граждан. Если же судимость за корыстные преступления погашена или снята в установленном законом порядке, то запрет на занятие материально ответственных должностей уже не действует. Данное запрещение является общим правилом, которое распространяется как при приеме на основную работу, так и на работу по совместительству.

В заключение отметим, что для большинства лиц, выполняющих производственно-технические функции, наличие судимости не является основанием для отказа в принятии их на работу, хотя на практике наниматели зачастую таким лицам отказывают в приеме на работу.