Охрана жизни и здоровья работников — первостепенная задача и государства, и работодателя, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав человека (принята в г. Нью-Йорке 10.12.1948), конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Республики Беларусь, Конституции Республики Беларусь.
Это находит отражение в статье 41 Конституции Республики Беларусь, которая гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Закрепление этого конституционного принципа в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее — ТК) обязывает работодателя в первую очередь обеспечить своим работникам безопасные условия труда вне зависимости от того, в какой отрасли производства работник занят, и вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности организации.
Понятие «охрана труда» содержится в статье 221 ТК и означает систему обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Согласно п. 6 ст. 222 ТК каждый работник имеет право на отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.
Вопросам охраны труда, безопасности и дисциплины посвящена Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 N 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», которая предусматривает немедленное расторжение контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, за причинение государству, юридическим или физическим лицам имущественного ущерба, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями — за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо за непривлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством.
Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» в качестве дополнительных оснований досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя предусматривает нарушение работником возложенных на него трудовых обязанностей, приведшее к нарушению правил по охране труда и технике безопасности, повлекшее увечье или смерть другого работника.
Помимо указанных нормативных правовых актов (НПА) данную сферу общественных отношений также регулируют Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З «Об охране труда», Закон Республики Беларусь от 22.04.1992 N 1605-XII «О профессиональных союзах», Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее — УК), Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности» и др.
В числе подзаконных НПА следует отметить постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 N 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — постановление N 30), постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.01.2004 N 5/3 «Об установлении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и другие НПА.
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь 28.09.2005 принял постановление N 8 «О судебной практике по делам о нарушении правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда и пожарной безопасности (статьи 302 — 306 УК)», в котором разъяснил порядок привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, квалифицированных по статьям 302 — 306 УК.
Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда установлена в статье 306 УК, административная — в статье 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Общественная опасность преступления, предусмотренного статьей 306 УК, заключается в нарушении конституционного права граждан на здоровые и безопасные условия труда (статья 41 Конституции Республики Беларусь).
Безопасными считаются такие условия труда, когда соблюдены все предусмотренные в законе требования <1> (правила, нормы, критерии и процедуры, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах).
<1> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 N 150 «О государственных нормативных требованиях охраны труда в Республике Беларусь».
Основным объектом посягательства являются общественные отношения, обеспечивающие правила охраны труда, в том числе и правила техники безопасности, дополнительным — здоровье человека или его жизнь. Потерпевшими могут быть как работники предприятия, так и иные лица, постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством.
Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 статьи 306 УК, заключается в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если указанные действия (бездействие) повлекли причинение человеку тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо наступление профессионального заболевания.
Объективная сторона преступления представлена тремя обязательными признаками:
- деяние в форме нарушения (действия или бездействия) правил техники безопасности или иных правил охраны труда;
- наступившие последствия в виде вреда здоровью человека;
- причинная связь между нарушением и наступившими последствиями.
Состав преступления материальный. Для квалификации деяния по статье 306 УК требуется фактическое наступление указанных в ней последствий.
Нарушение техники безопасности и других правил охраны труда, не повлекшее причинение указанных в законе последствий, не образует состава покушения, так как оно не входит в предмет уголовно-правового регулирования.
Диспозиция статьи 306 УК — бланкетная, и для признания в деянии лица наличия состава преступления необходимо установить, требования каких норм соответствующих нормативных правовых актов (правил, положений, инструкций, государственных стандартов, строительных норм и правил и т.п.), содержащих правила безопасности или охраны труда, были нарушены виновным и в чем конкретно выразились нарушения.
В данном случае следует иметь в виду, что система нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, норм охраны труда, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, государственных стандартов, строительных норм, правил технической безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов.
В части 2 статьи 306 УК установлена ответственность за нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, в части 3 установлена ответственность за нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
По делам данной категории необходимо всесторонне исследовать вопрос о причинной связи между допущенными нарушениями и наступившими последствиями. При неустановлении непосредственной причинной связи уголовная ответственность лица, допустившего нарушения, исключается.
Предусмотренная законом ответственность за нарушение правил охраны труда и безопасности работ для лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работали.
Преступление считается оконченным с момента причинения вреда здоровью человека. В каждом конкретном случае обязательным является проведение судебно-медицинской экспертизы для определения тяжести телесных повреждений.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожным отношением виновного (в виде легкомыслия или небрежности) к причинению вреда здоровью человека. Если будет доказано, что виновный имел умысел на наступление указанных последствий, речь должна идти об ответственности за умышленные преступления против жизни и здоровья человека.
Субъект данного преступления — специальный. Это лицо, на котором лежит обязанность по соблюдению правил безопасности и иных правил охраны труда на соответствующем участке работы или контролю за их выполнением.
При этом субъектами этого преступления могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
Ответственность по статье 306 УК несут только должностные лица, на которых в силу их служебных полномочий или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы.
Руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты могут быть привлечены к ответственности по указанной статье УК, если они не приняли мер к устранению заведомо известного нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.
В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда (например, в непринятии мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил охраны труда, в неосуществлении надлежащего контроля за их соблюдением), могут нести ответственность за преступления против интересов службы.
Если нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, повлекшее наступление последствий, предусмотренных в статье 306 УК, допущено лицом, не являющимся должностным, его ответственность наступает за преступление против жизни и здоровья человека.
Административная ответственность по статье 9.17 КоАП наступает за нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение.
В отличие от уголовной ответственности, наступающей в зависимости от возникновения профессионального заболевания, причинения телесного повреждения либо смерти человека, административная ответственность возникает за совершение действий (бездействия), предусмотренных диспозицией статьи 9.17 КоАП. То есть основанием привлечения физического (юридического) лица к ответственности за данный вид правонарушений является фактическое нарушение виновным норм соответствующих нормативных правовых актов (правил, положений, инструкций, государственных стандартов, строительных норм и правил и т.п.), содержащих правила безопасности или охраны труда.
Часть 1 статьи 9.17 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, в виде штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до трехсот базовых величин.
Согласно части 2 статьи 9.17 КоАП то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от ста до четырехсот базовых величин.
На практике возникает вопрос о наложении административного взыскания на руководителя, который был привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда по части 1 статьи 9.17 КоАП в одной организации, а затем в течение одного года совершил аналогичное нарушение, являясь руководителем в другой организации.
Согласно статье 2.8 КоАП физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершит нового административного правонарушения.
Поскольку статьей 9.17 КоАП наступление административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные нарушения законодательства о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или они совершены за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по части 1 статьи 9.17 КоАП в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности в соответствии с частью 2 статьи 9.17 КоАП вне зависимости от указанных выше обстоятельств.
Согласно статье 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) правом составлять протоколы за нарушение правил по охране труда по статье 9.17 КоАП наделены уполномоченные на это должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, осуществляющих государственный санитарный надзор, осуществляющих государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов.
В соответствии с ПИКоАП протоколы за нарушение правил по охране труда по статье 9.17 КоАП рассматривают административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе, органы государственного санитарного надзора, органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В целях изучения криминологических характеристик данного правонарушения изучен ряд дел о привлечении к уголовной ответственности по статье 306 УК за нарушение правил охраны труда, рассмотренных судами республики в 2011 году.
Результаты исследования свидетельствуют, что субъектами данных преступлений являются лица, как правило, не привлекавшиеся ранее к уголовной ответственности, положительно характеризующиеся в быту и по месту работы.
Наибольшая степень криминализации в сфере нарушений правил охраны труда отмечается у мужчин (93% от общего числа изученных уголовных дел), в то время как доля женщин значительно ниже (7%).
Наивысшая криминальная активность отмечается в возрасте старше 31 года (86%), то есть в период максимальной активности основной части трудоспособного населения, занятого в сфере производства.
Анализ причин возникновения несчастных случаев показывает, что несчастные случаи и профессиональные заболевания являются следствием нарушений государственных нормативных требований охраны труда во взаимосвязи с действием опасных и вредных производственных факторов.
В общей структуре причин несчастных случаев на производстве более 60% занимают нарушения организационного характера (нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников правилам безопасности труда, нарушения трудовой дисциплины и т.д.).
Около 40% несчастных случаев произошло по причине действия вредных факторов производственной среды, обусловленных недостатками техники и технологии производств.
В целом факторы, влияющие на возникновение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, подразделяются на объективные (организационные, технические, гигиенические) и субъективные (психофизиологические).
Среди множества причин несчастных случаев основными являются <2>:
- конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств и др.;
- нарушение требований безопасности при эксплуатации машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств и др.;
- техническая неисправность машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств и др.;
- эксплуатация технически неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств и др.;
- работа с неисправными (отключенными) защитными, блокировочными предохранительными устройствами, системами, контрольно-измерительными приборами, другими приборами и устройствами безопасности;
- нарушение производственной и технологической дисциплины;
- несоответствие требованиям безопасности технологического процесса;
- нарушение (несоблюдение) технологического процесса;
- нарушение требований проектной документации;
- отсутствие, некачественная разработка проектной документации;
- неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений;
- неудовлетворительные организация и содержание рабочих мест;
- допуск к работе без обучения, проверки знаний, инструктажа по безопасности;
- невыполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по обеспечению безопасности;
- отсутствие, неприменение или неисправность выданных средств индивидуальной защиты;
- отсутствие, бездействие, неэффективная работа средств коллективной защиты;
- алкогольное опьянение, наркотическое или токсическое отравление;
- несоответствие психофизических данных или состояния здоровья потерпевшего выполняемой работе;
- противоправные действия других лиц;
- нарушение требований правил дорожного движения, пожарной безопасности и других нормативных правовых актов.
<2> Олейникова, А.В. Несчастные случаи на производстве: учет и расследование / А.В.Олейникова. — Минск: Агентство Владимира Гревцова, 2008. — 256 с.
Органами, осуществляющими контроль и надзор за обеспечением безопасных условий труда, при проведении соответствующих проверок выявляются следующие основные причины, которые способствуют увеличению количества случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:
- пренебрежение техникой безопасности;
- нарушение межотраслевых и отраслевых правил эксплуатации машин и механизмов;
- несоблюдение режима труда и отдыха;
- расстановка работающих на рабочих местах, не соответствующих их квалификации;
- необеспечение средствами (неприменение средств) индивидуальной защиты и необходимых приспособлений;
- допуск к работе лиц в состоянии алкогольного опьянения и т.д.
К причинам, которые способствуют увеличению количества случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, также относится игнорирование руководителями ряда организаций требования о нейтрализации техногенных и личностных факторов, вследствие чего производственные процессы осуществляются в состоянии высокой степени риска возникновения несчастных случаев.
В качестве причин нарушений трудовых прав граждан на безопасные условия труда необходимо назвать правовой нигилизм и некомпетентность руководителей и должностных лиц организаций в вопросах охраны труда. Руководители не в полной мере имеют представление о требованиях, предъявляемых к охране труда, и зачастую уклоняются от повышения своего профессионального уровня в данной сфере.
В связи с тем что ответственность за обеспечение безопасных условий труда зависит от наступления соответствующих последствий, существенно ослаблена профилактическая функция уголовного закона.
Одной из причин роста производственного травматизма со смертельным и тяжелым исходом в некоторых организациях республики явились недоработки в деятельности контрольных органов, которые зачастую неудовлетворительно реагируют на факты нарушений законодательства об охране труда.
Органы государственной власти и местного самоуправления ненадлежаще реализуют возложенные на них полномочия по осуществлению государственной политики и управления в области охраны труда и промышленной безопасности.
Важнейшим фактором, усугубляющим производственный травматизм, является алкоголизация населения, в том числе работников, вовлеченных в производственные процессы, требующие соблюдения личной безопасности. Согласно статистическим данным из 232 погибших в 2010 году работников 57 (25%) находились в состоянии алкогольного опьянения.
Похожая тенденция сохраняется и в настоящее время.
Состояние алкогольного опьянения потерпевшего, как правило, содействует возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью.
Например, по части 2 статьи 306 УК осужден Ш., который дал указание экскаваторщику Н. на выполнение погрузочных работ с железобетонными плитами с использованием техники, не предназначенной для такого вида работ. Н. при помощи ковша экскаватора поднял три плиты и сдвинул четвертую, которая смертельно травмировала лежащего на земле рабочего К., находящегося в состоянии алкогольного опьянения.
Указанные выше причины несчастных случаев становятся возможными вследствие совершаемых работодателями следующих нарушений законодательства об охране труда:
- нарушение государственных нормативных требований по охране труда (статья 221 ТК);
- несоблюдение требований законодательства в части обеспечения безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, на опасных производственных объектах, при осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- нарушение нормативных требований по обучению, инструктажу, проверке знаний по охране труда; неинформирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, непроведение обучения работников безопасным приемам труда, нарушение установленного порядка при проведении инструктажа и стажировки со вновь принимаемыми работниками, отсутствие программы вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, перечня профессий рабочих, работа по которым требует прохождения проверки знаний по охране труда; отсутствие разработанных инструкций по охране труда по видам работ и профессиям; непрохождение руководителями организаций обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда; отсутствие инструкций, программ инструктажей по охране труда (вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого), инструкций по охране труда; ненадлежащее ведение журналов учета инструктажей; отсутствие или фактическое бездействие экзаменационных комиссий для проверки знаний по безопасности труда (статья 226 ТК);
- допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда, без прохождения стажировки под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) после первичного инструктажа (статья 226 ТК, постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175 «Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» (далее — постановление N 175));
- непроведение периодического обучения работников правилам оказания первой помощи пострадавшим (пункт 8 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением N 175);
- отсутствие положений о распределении обязанностей, прав и ответственности должностных лиц в области охраны труда, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов по охране труда на предприятиях (пункт 32 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.05.2002 N 82);
- необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и обувью (статья 226 ТК);
- неправильная организация работ и нарушение требований по организации и осуществлению производственного контроля за производством работ, применением средств индивидуальной защиты;
- неисполнение требований по проведению экспертизы промышленной безопасности проектной документации, зданий и сооружений, предназначенных для выпуска продукции и оказания услуг, невведение должности специалиста по охране труда или несоздание службы охраны труда (статьи 221-2, 227 ТК). Нередко на производственное оборудование, инструменты и материалы не имеется деклараций соответствия или сертификатов соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда и техники безопасности. Не проводится осмотр производственных зданий и сооружений, технический осмотр машин и оборудования, их планово-предупредительный ремонт;
- недостаточное финансирование мероприятий по промышленной безопасности и улучшению условий охраны труда (статья 226 ТК). Следствием недостаточного финансирования, как правило, являются отсутствие работы по проведению медицинских осмотров, аттестации рабочих мест по условиям труда, необеспеченность средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, высокий уровень травматизма среди работников;
- отсутствие специалиста по охране труда или службы охраны труда (статья 227 ТК). На большинстве мелких и средних предприятий вообще отсутствуют специалисты по охране труда;
- непроведение медицинских осмотров (периодических или при поступлении на работу) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда (статьи 226, 228 ТК);
- невыполнение требования закона об обеспечении работников лечебно-профилактическим питанием и молоком или иными равноценными продуктами, компенсационной выплатой, соответствующим санитарно-бытовым обеспечением, медицинским и лечебно-профилактическим обслуживанием (статьи 225 — 226 ТК);
- нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения (статья 226 ТК, постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 N 35 «Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»). Лишь немногие работодатели обращаются в специализированные организации для проведения аттестации рабочих мест на предмет соответствия требованиям охраны труда и техники безопасности;
- эксплуатация технически неисправных машин и оборудования, электроустановок (несвоевременная диагностика и освидетельствование технических устройств) (статья 226 ТК);
- несоблюдение установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве (нарушение сроков, порядка расследования, извещения, оформления и учета несчастных случаев на производстве) (постановление N 30);
- неисполнение законодательства об охране труда несовершеннолетних работников и женщин, а также по вопросам рабочего времени и времени отдыха (установление рабочей смены продолжительностью более восьми часов, непредоставление дополнительных отпусков работникам предприятия за работу во вредных условиях труда, несоблюдение норм выдачи смывающего средства работникам, занятым на работах, связанных с загрязнением);
- нарушение законодательства в иных сферах, в том числе влекущее за собой травмы, заболевания, классифицируемые как производственные (нарушение правил пожарной безопасности, правил дорожного движения, санитарных норм);
- сокрытие от контролирующих органов несчастных случаев на производстве с целью ухода от ответственности (статья 9.20 КоАП).
Приведенные выше нарушения законодательства об охране труда, совершаемые работодателями, должны быть учтены заинтересованными для профилактики производственного травматизма и предотвращения несчастных случаев на производстве, осуществления контрольно-надзорной деятельности, совершенствования законодательства в этой области.
Вместе с тем обязанности по охране труда возлагаются и на самих работников (статья 232 ТК), их невыполнение также может привести к указанным выше негативным последствиям.
Таким образом, создание безопасных условий труда и их соблюдение является всеобщей задачей, отвечающей интересам государства и гражданского общества.