Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков, табачных изделий и порядка реализации алкогольных напитков и табачных изделий установлена статьей 12.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
1. Частью 1 статьи 12.26 КоАП установлена ответственность за нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков, выразившееся в ее размещении (распространении) в местах, где оно запрещено, либо с нарушением предусмотренных законодательными актами требований к содержанию рекламы этих напитков и пива.
1.1. Объектом правонарушения является установленный порядок рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков.
Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе» (в редакции Закона Республики Беларусь от 03.01.2013 N 15-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рекламы», вступающей в силу 10.07.2013) (далее — Закон о рекламе) под рекламой понимается информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» к алкогольным напиткам относятся водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов.
Согласно статье 1.3 КоАП под пивом понимается напиток, получаемый путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами, с объемной долей этилового спирта 0,5 и более процента.
В соответствии со статьей 1.3 КоАП и статьей 2 Закона о рекламе к слабоалкогольным напиткам относятся напитки (за исключением кисломолочных напитков, кваса и пива) с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7 процентов.
1.2. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении любого из следующих действий:
- размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков в местах, где оно запрещено;
- размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков с нарушением предусмотренных законодательными актами требований к содержанию рекламы этих напитков;
- размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков в местах, где оно запрещено;
- размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков с нарушением предусмотренных законодательными актами требований к содержанию такой рекламы.
1.3. Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о рекламе запрещается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков в следующих местах:
- на радио и телевидении;
- в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта;
- в аэропортах, портах, на вокзалах, остановочных пунктах общественного транспорта, станциях метрополитена;
- на транспортных средствах, в том числе находящихся в личном пользовании граждан;
- на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы;
- на первых и последних страницах газет либо на первых и последних страницах или обложках журналов, других периодических изданий;
- в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;
- на товарах спортивного назначения и (или) игрушках.
1.4. Пунктом 1 статьи 17 Закона о рекламе предъявляются определенные требования и к содержанию рекламы алкогольных напитков:
- она не должна содержать информацию о физических, химических и иных потребительских свойствах алкогольных напитков, их цене, изображение алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки), наименование видов указанных напитков, за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) в местах продажи алкогольных напитков и на сайтах их производителей в сети Интернет;
- в ней не должны использоваться образы людей или животных, в том числе рисованные, мультипликационные (анимационные), за исключением использования таких образов в товарных знаках, используемых для обозначения алкогольных напитков;
- в ней не должны использоваться образы, высказывания, внушающие, что потребление алкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека;
- она не должна иметь изображение или текст, призывающие к употреблению данных напитков.
Пунктом 2 Положения о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 N 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе», разъясняется, что:
- изображение потребительской тары (упаковки) алкогольных напитков — это изображение тары (упаковки), предназначенной для продажи и (или) потребления алкогольных напитков, а также изображение иных предметов, не предназначенных для продажи и (или) потребления алкогольных напитков, но имитирующих внешний вид такой тары (упаковки), за исключением изображения потребительской тары (упаковки) на товарных знаках и (или) знаках обслуживания, зарегистрированных для обозначения алкогольных напитков;
- образы людей или животных — это изображение людей, животных, а также литературных и иных персонажей, созданных по подобию людей, животных, за исключением изображения людей, животных, указанных персонажей на товарных знаках и (или) знаках обслуживания, зарегистрированных для обозначения алкогольных напитков.
1.5. Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о рекламе запрещается размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков в следующих местах:
- на радио и телевидении с 7.00 до 22.00;
- в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта;
- в аэропортах, портах, на вокзалах, за исключением расположенных на их территории стационарных торговых объектов общественного питания;
- на остановочных пунктах общественного транспорта, станциях метрополитена;
- на транспортных средствах, в том числе находящихся в личном пользовании граждан;
- на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы;
- на первых и последних страницах газет либо на первых и последних страницах или обложках журналов, других периодических изданий;
- в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.
На сегодняшний день указанные требования не распространяются на рекламу пива, содержащую исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива, за исключением такой рекламы в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения. Однако, следует отметить, что с 10 июля 2013 г. в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья нельзя будет размещать никакой рекламы пива и слабоалкогольных напитков, в том числе и содержащей исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках.
1.6. Пунктом 1 статьи 18 Закона о рекламе предъявляются определенные требования к содержанию рекламы пива и слабоалкогольных напитков:
- в ней не должны использоваться образы людей или животных, в том числе рисованные, мультипликационные (анимационные), за исключением использования таких образов в зарегистрированных товарных знаках, используемых для обозначения пива;
- в ней не должны использоваться образы, высказывания, внушающие, что потребление пива или слабоалкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека;
- в ней не должны использоваться образы, высказывания, создающие впечатление о том, что пиво или слабоалкогольные напитки безвредны или полезны для здоровья либо являются одним из способов утоления жажды;
- она не должна призывать к употреблению пива или слабоалкогольных напитков либо дискредитировать воздержание от их употребления.
1.7. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.
Субъектами правонарушения являются: индивидуальный предприниматель; должностное лицо юридического лица.
Санкция: штраф в размере от пятидесяти до ста базовых величин.
1.8. Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные должностные лица: органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; налоговых органов; органов внутренних дел; органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов.
Дела об административных правонарушениях рассматривают: органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; налоговые органы; районный (городской) суд.
2. Частью 2 статьи 12.26 КоАП установлена ответственность за нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков, выразившееся в использовании при организации и проведении гуманитарных мероприятий наименований видов и торговых марок алкогольных напитков, бесплатном (безвозмездном) распространении алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в том числе в предоставлении более пяти литров таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари, либо в организации и проведении таких мероприятий в целях стимулирования реализации алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков.
2.1. Объектом правонарушения является установленный порядок рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков.
2.2. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении любого из следующих действий:
- использование при организации и проведении гуманитарных мероприятий наименований видов и торговых марок алкогольных напитков;
- бесплатное (безвозмездное) распространение алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в том числе предоставление более пяти литров таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари;
- организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков.
2.3. В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона о рекламе запрещается при организации и проведении культурных, образовательных, спортивных и других гуманитарных мероприятий размещение (распространение) рекламы, содержащей наименования видов (например, «водка», «ликер», «вино», «коньяк», «настойка» и др.) и торговые марки алкогольных напитков.
2.4. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 и пунктом 2 статьи 18 Закона о рекламе запрещается бесплатное (безвозмездное) распространение алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в том числе предоставление более пяти литров таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари.
Порядок проведения дегустации в маркетинговых целях установлен Положением о порядке проведения дегустаций алкогольных напитков и (или) пива в маркетинговых целях, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2003 N 193.
Согласно пункту 2 указанного Положения под дегустацией алкогольных напитков и (или) пива в маркетинговых целях понимается бесплатное (безвозмездное) предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями алкогольных напитков и (или) пива участникам дегустации для органолептической оценки качества и внешнего оформления указанных напитков и (или) пива в целях изучения потребительского спроса для их дальнейшей реализации.
2.5. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 и пунктом 2 статьи 18 Закона о рекламе запрещаются организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков.
Стимулирующими реализацию алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков являются такие рекламные мероприятия, которые выражаются, например, в оформлении рекламных листовок, ценников на указанные напитки с перечеркнутой информацией о старой (более высокой) цене, ярко выделенной информацией о новой (более низкой) цене и (или) о размере скидки, информацией «Акция! %» и т.п.
2.6. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.
Субъектами правонарушения являются: индивидуальный предприниматель; должностное лицо юридического лица.
Санкция: штраф в размере от пятидесяти до ста базовых величин.
2.7. Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные должностные лица: органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь; налоговых органов; органов внутренних дел; органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов.
Дела об административных правонарушениях рассматривают: органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; налоговые органы; районный (городской) суд.