Согласно нормам Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года N 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон), происходящие на товарных рынках процессы, касающиеся структурных изменений этих рынков и положения хозяйствующих субъектов в процессе экономической концентрации, в ряде случаев требуют согласования с антимонопольным органом.
Экономическая концентрация представляет собой сделки, иные действия хозяйствующих субъектов, оказывающие либо способные оказать влияние на состояние конкуренции.
Проанализируем необходимость получения согласия антимонопольного органа при осуществлении функций по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с подп. 1.12 п. 1 ст. 9 Закона в случае:
- создания коммерческих организаций;
- совершения сделок по приобретению акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов и сделок по приобретению прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности;
- реорганизации коммерческих организаций;
- создания объединений хозяйствующих субъектов.
Создание коммерческой организации
Согласие антимонопольного органа на создание коммерческой организации необходимо, если:
- вкладом в уставный фонд создаваемой коммерческой организации служат акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации либо создаваемая организация приобретает акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации на основании передаточного акта, разделительного баланса и Закон предусматривает контроль в отношении действий с этими акциями (долями в уставном фонде);
- балансовая стоимость активов одного из учредителей создаваемой коммерческой организации — юридического лица, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, превышает 100000 базовых величин, или объем выручки от реализации товаров одного из учредителей — юридического лица по итогам отчетного года, предшествующего году создания коммерческой организации, превышает 200000 базовых величин, или один из учредителей включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий;
- хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на определенном товарном рынке, приобретает акции (доли в уставном фонде) другого субъекта, осуществляющего деятельность на том же товарном рынке;
- хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, приобретает 25% и более акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а также совершает иные сделки, в результате которых у такого субъекта или физического лица появляется возможность оказывать влияние на принятие решений хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке;
- хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, приобретает (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) акции (доли в уставном фонде) хозяйствующего субъекта и получает право распоряжаться более чем 25% его акций (долей в уставном фонде), при условии что до этого такой субъект или физическое лицо не распоряжались акциями (долями в уставном фонде) хозяйствующего субъекта — продавца или распоряжались не более чем 25% акций (долей в уставном фонде), а также если акции (доли в уставном фонде) хозяйствующего субъекта приобретает хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, распоряжающимся не менее чем 25% и не более чем 50% акций (долей в уставном фонде) данного хозяйствующего субъекта, в результате чего получает право распоряжаться более чем 50% акций (долей в уставном фонде).
Сделки с акциями (долями в уставных фондах)
Согласие антимонопольного органа необходимо в случаях, указанных в абзацах шестом — девятом подп. 1.12 п. 1 ст. 9 Закона, а именно при приобретении:
- хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на определенном товарном рынке, акций (долей в уставном фонде) другого хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на том же товарном рынке;
- хозяйствующим субъектом (физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам) 25% и более акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а также при совершении иных сделок, в результате которых у хозяйствующего субъекта (физического лица) появляется возможность оказывать влияние на принятие решений хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке;
- хозяйствующим субъектом (физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам), в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения, акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, при котором данный хозяйствующий субъект (физическое лицо) получает право распоряжаться более чем 25% акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, если до этого он не распоряжался акциями (долями в уставном фонде) хозяйствующего субъекта или распоряжался не более чем 25% его акций (долей в уставном фонде), а также если распоряжался не менее чем 25% и не более чем 50% акций (долей в уставном фонде) и в результате приобретения получает право распоряжаться более чем 50% таких акций (долей в уставном фонде);
- права участия в органах управления хозяйствующих субъектов, на условиях, указанных в абзаце девятом подп. 1.12 п. 1 ст. 9 Закона (приобретение права участия одних и тех же хозяйствующих субъектов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке взаимозаменяемых (аналогичных) товаров при наличии возможности определять условия ведения предпринимательской деятельности данными субъектами).
В отношении сделок с акциями (долями), предусмотренными абзацами шестым — девятым подп. 1.12 п. 1 ст. 9 Закона, п. 1 ст. 18 Закона предусматривает, что согласие антимонопольного органа требуется, если превышаются пороговые значения по стоимости активов и выручке от реализации, аналогичные пороговым значениям, установленным для других сделок, связанных с экономической концентрацией. Нахождение хозяйствующих субъектов в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственном реестре субъектов естественных монополий Закон в качестве необходимого условия для согласования сделок с антимонопольным органом не закрепляет.
При этом соблюдать вышеназванные пороговые значения при приобретении прав, указанных в абзаце девятом подп. 1.12 п. 1 ст. 9 Закона, необходимо лишь в случае, когда эти права возникают в результате приобретения акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта. На иные случаи приобретения прав участия данные пороговые значения не распространяются.
Реорганизация
При реорганизации коммерческих организаций согласование антимонопольного органа требуется только в отношении слияния и присоединения.
Иными словами, контролю и согласованию подлежат те действия хозяйствующего субъекта, которые позволят ему занять или усилить доминирующее положение и монополизировать товарный рынок.
Причем согласованию подлежит слияние и присоединение только тех хозяйствующих субъектов, в отношении которых определяются условия, установленные п. 1 ст. 17 Закона.
Реорганизация в форме выделения не подлежит контролю и согласованию с антимонопольным органом, т.к. не приводит к концентрации и монополизации, а также возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке.
Обратите внимание
Если в процессе выделения происходит создание коммерческой организации на условиях, установленных абзацами четвертым, шестым — восьмым подп. 1.12 п. 1 ст. 9 Закона, такие действия с учетом норм п. 1 ст. 17 Закона подлежат согласованию с антимонопольным органом.
Создание объединений хозяйствующих субъектов
Создание объединений хозяйствующих субъектов в форме холдингов, ассоциаций, союзов, государственных объединений требует контроля и согласования антимонопольного органа в соответствии с абзацем пятым подп. 1.12 п. 1 ст. 9 Закона и с учетом требований п. 1 ст. 17 Закона.
Во всех случаях, когда необходимо согласование с антимонопольным органом сделок по экономической концентрации, размер базовой величины определяется на день подачи в антимонопольный орган заявления на получение согласования.
Исходя из п. 8 ст. 17 и п. 8 ст. 18 Закона в случаях, предусмотренных абзацами третьим — девятым подп. 1.12 ст. 9 Закона, согласия антимонопольного органа не требуется, если создание коммерческих организаций и объединений хозяйствующих субъектов, реорганизацию, сделки с акциями (долями в уставных фондах) осуществляют лица, входящие в одну группу лиц по признаку, указанному в абзаце втором подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона. При этом необходимо обязательное письменное уведомление антимонопольного органа не позднее одного месяца со дня этих действий. Отметим, что официальной формы уведомления в настоящее время нет. Единственное требование — уведомление должно содержать информацию:
- о наименовании заинтересованных лиц, месте нахождения, почтовом адресе, расчетном счете;
- размере уставных фондов заинтересованных лиц, балансовой стоимости активов и выручке за год, предшествующий реорганизации, и за отчетный период текущего года;
- аффилированных лицах и их доле в уставных фондах хозяйствующих субъектов;
- основных видах товаров, поставляемых на товарные рынки Республики Беларусь, географических границах деятельности;
- форме экономической концентрации и ее дате.
Уведомление о действиях по экономической концентрации следует направить в антимонопольный орган по месту нахождения:
- создаваемой коммерческой организации;
- объединения хозяйствующих субъектов;
- реорганизуемого хозяйствующего субъекта;
- хозяйствующего субъекта, в отношении которого осуществляется сделка с акциями (долями) в уставном фонде.
Все вышеописанные действия являются экономической концентрацией и в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» относятся к административным процедурам, осуществляемым Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь либо управлениями антимонопольной и ценовой политики облисполкомов (Мингорисполкома). Названное постановление содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления в антимонопольный орган.
Инструкция о порядке проведения административной процедуры «Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц», утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30 ноября 2009 г. N 188, закрепляет порядок обращения в антимонопольный орган за согласованием.
Непредставление в антимонопольный орган информации, которая требуется для осуществления контроля за экономической концентрацией, — это административное правонарушение, которое влечет ответственность, установленную законодательством, в частности Указом Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2012 г. N 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля», и предусматривает наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин.