Проводим выбор подрядной организации для выполнения работ по текущему ремонту

Правовое регулирование:

  1. Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон N 300-З);
  2. Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее — Указ N 591);
  3. Положение о порядке проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 N 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее — Положение);
  4. постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 N 14 «Об установлении формы дефектного акта»;
  5. перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 N 1387 (далее — Перечень);
  6. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 N 1450 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда»;
  7. Инструкция о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденная постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 N 11 (далее — Инструкция);
  8. технический кодекс установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (ТКП 45-1.04-206-2010 (02250)), утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 N 267 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — ТКП 45-1.04-206-2010).

Общие положения о текущем ремонте

В соответствии с абзацем 29 статьи 1 Закона N 300-З ремонт объекта — это совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации и (или) улучшению конструктивных, инженерных, технических, эстетических качеств объекта, в том числе по устранению его мелких повреждений и неисправностей, а также предупреждению его износа, не относящихся к реконструкции объекта. Ремонт бывает текущим и капитальным. В свою очередь, текущий ремонт объекта — это совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта (абзац 38 статьи 1 Закона N 300-З). Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 N 17 установлен перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности. Приложением А к ТКП 45-1.04-206-2010 установлен перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений. Так, например, к работам по текущему ремонту относятся работы по заделке трещин, расшивка швов, восстановление облицовки отдельных участков площадью до 2 кв.м, герметизация стыков элементов полносборных зданий и заделка выбоин и трещин на поверхности блоков и панелей, пробивка (заделка) отверстий, гнезд, борозд и ряд иных видов строительно-монтажных работ.

Разрешительная документация

По общему правилу для производства строительно-монтажных работ на объекте необходимо разрешение на производство строительно-монтажных работ, выдаваемое инспекцией Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь по областям и г. Минску, специализированными инспекциями Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Производство строительно-монтажных работ на объектах строительства может быть начато только после получения заказчиком, застройщиком разрешения в органах государственного строительного надзора, за исключением объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ (пункт 4 Инструкции).

Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается на бесплатной основе в течение срока, установленного законодательством, заказчику, застройщику органами государственного строительного надзора, определенными законодательными актами, при наличии документов, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (часть 1 статьи 23 Закона N 300-З).

В соответствии с пунктом 2 Перечня не требуется получение разрешения на строительно-монтажные работы, отнесенные в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами к работам по текущему ремонту зданий, сооружений и благоустройству.

Проектно-сметная документация

Согласно пункту 4.8 ТКП 45-1.04-206-2010 при выполнении работ по текущему ремонту объектов разработка проектной документации и ее экспертиза не требуются. Составляется только сметная документация на основании дефектных актов, подготовленных при необходимости на основании технических заключений. Аналогичная норма содержится в пункте 4 статьи 51 Закона N 300-З. В настоящее время используется дефектный акт формы С-1, установленной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 N 14. Указанная форма С-1 подлежит применению организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальными предпринимателями; применяется организациями для обоснования принятия решения о проведении текущего ремонта и служит исходным документом для составления сметы на проведение строительно-монтажных работ по текущему ремонту. Дефектный акт составляется комиссией, утвержденной приказом организации, которая планирует проводить текущий ремонт.

Выбор процедуры закупки

Под строительной деятельностью (строительством) понимается деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (абзац 35 статьи 1 Закона N 300-З). Поскольку ремонтные работы входят в определение понятия «строительство», необходимо руководствоваться законодательством о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве объектов.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа N 591 закупки работ, услуг при строительстве осуществляются с учетом требований Указа N 591 путем проведения подрядных торгов либо переговоров. Проведение подрядных торгов, торгов не является обязательным в случаях, когда заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту (абзац 5 подпункта 1.6 пункта 1 Указа N 591). Это означает, что заключение договора строительного подряда, предметом которого выступают работы по текущему ремонту, происходит путем проведения переговоров.

По собственному усмотрению организатор может провести процедуру подрядных торгов. Это вытекает из пункта 7-1 Положения. Кроме этого, необходимо учитывать, что в случае полного финансирования текущего ремонта иностранным инвестором (100 % стоимости строительно-монтажных работ) договор строительного подряда заключается без процедуры закупки (пункт 7-2 Положения).

Рассмотрим более подробно заключение договора строительного подряда путем проведения переговоров.

Организация и проведение переговоров

Переговоры — это форма размещения заказов на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров (абзац 15 пункта 2 Положения).

В организации переговоров принимают участие организатор переговоров и участник (участники).

Организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) могут выступать инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженер (инженерная организация), осуществляющий (осуществляющая) размещение соответствующего заказа на подрядных торгах (торгах, переговорах) (абзац 14 пункта 2 Положения). В свою очередь участник — это лицо, принимающее участие в подрядных торгах (торгах, переговорах) на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы и конкурсное предложение (предложение для переговоров) по предмету заказа (абзац 26 пункта 2 Положения). Таким образом, статус участника организация приобретает с момента подачи предложения для переговоров.

Остановимся на действиях заказчика, выступающего в качестве организатора процедуры переговоров.

Для начала процедуры переговоров по выбору подрядной организации для выполнения работ по текущему ремонту необходимо наличие проектной, в том числе сметной, документации. В рассматриваемом случае это дефектный акт и смета. Перед началом процедуры переговоров необходимо определиться, каким образом будет проходить процедура: с предварительным квалификационным отбором (обязателен для подрядных торгов, торгов, для переговоров носит факультативный характер) или без предварительного квалификационного отбора. Процедура предварительного квалификационного отбора при проведении переговоров проводится аналогично процедуре предварительного квалификационного отбора в подрядных торгах (пункт 65 Положения). Это означает, что критерии для допуска участников к процедуре переговоров должны соответствовать критериям, изложенным в пункте 20 Положения. Данные критерии императивны, их обязательно нужно учитывать при проведении предварительного квалификационного отбора. Кроме этих критериев организатор может предусмотреть с учетом специфики заказа и иные критерии.

В последующем организатор издает приказ, распоряжение или иной документ о проведении процедуры переговоров, содержащий сведения о дате их проведения, порядке извещения участника (участников) о проведении переговоров. При издании документа о проведении процедуры переговоров необходимо определить, кто будет проводить переговоры: конкурсная комиссия или лицо, ответственное за проведение переговоров. В случае если переговоры проводит конкурсная комиссия, необходимо приказом также утвердить регламент работы конкурсной комиссии с подробной регламентацией деятельности каждого члена комиссии. Если приказом назначается лицо, ответственное за проведение процедуры переговоров, необходимо в приказе изложить все выполняемые им действия и их последовательность.

Действия организатора изложены в пункте 63 Положения. Особое внимание необходимо уделить документации для переговоров.

Документация для переговоров — это комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета заказа, а также об условиях и процедуре проведения переговоров (абзац 4 пункта 2 Положения).

Информация, которая должна быть изложена в документации, закреплена в пункте 68 Положения. Необходимо отметить, что проект договора строительного подряда — обязательный элемент документации для переговоров. Кроме этого, в обязательном порядке в документации для переговоров необходимо указать о наличии или отсутствии процедуры снижения цены заказа и порядке ее проведения. Порядок проведения процедуры снижения цены заказа изложен в пункте 77 Положения.

Перед началом процедуры переговоров необходимо определиться со способом проведения переговоров. В соответствии с пунктом 66 Положения организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения. Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) публикует его в любых средствах массовой информации.

Это означает, что можно выделить следующие формы проведения процедуры переговоров: путем направления приглашений, путем направления приглашений и размещения извещения о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) публикации его в любых средствах массовой информации. Информация, которая должна быть изложена в приглашении, указана в пункте 67 Положения.

В срок, указанный в документации для переговоров, участники готовят и представляют организатору предложение для переговоров. Предложение для переговоров — это комплект документов по объявленным переговорам, подготовленный участником в соответствии с документацией для переговоров (абзац 18 пункта 2 Положения).

Комиссия либо лицо, ответственное за проведение процедуры переговоров, проводит оценку предложений в соответствии с критериями оценки победителя переговоров, их значимостью и порядком определения такого победителя. По результатам оценки предложений определяется победитель или процедура переговоров признается несостоявшейся. После определения победителя участники извещаются о результатах процедуры переговоров. Законодательством установлена форма такого извещения: письменная и (или) электронная. С победителем процедуры переговоров в срок не позднее десяти календарных дней после завершения размещения заказа и утверждения протокола о проведении переговоров заключается договор строительного подряда в соответствии с проектом договора, являющимся неотъемлемой частью конкурсной документации.