Нарушения режима Государственной границы Республики Беларусь, выявляемые органами пограничной службы Республики Беларусь, и некоторые вопросы их квалификации по части 1 статьи 23.31 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

В соответствии с требованиями части 1 статьи 3.11 и пунктом 52 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях сотрудники органов пограничной службы Республики Беларусь (органы пограничной службы) наделены полномочиями по ведению административного процесса и рассмотрению дел об административных правонарушениях за нарушения режима Государственной границы Республики Беларусь (далее — Государственная граница).

Согласно определению, изложенному в абзаце 24 части 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь» (далее — Закон), а также положениям главы 5 Закона режим Государственной границы включает в себя порядок содержания Государственной границы, пересечения Государственной границы физическими лицами и транспортными средствами, перемещения через Государственную границу товаров, пропуска через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров, взлета и посадки воздушных судов при выполнении международных полетов, захода и пребывания водных судов в принадлежащей Республике Беларусь части вод пограничных рек, озер и иных поверхностных водных объектов, разрешения пограничных инцидентов, а также порядок осуществления на Государственной границе хозяйственной и иной деятельности.

Нарушение вышеуказанного порядка влечет административную ответственность по различным частям статьи 23.31 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). В частности, по части 1 статьи 23.31 КоАП ответственность наступает за нарушение физическим лицом порядка пересечения Государственной границы и пропуска через Государственную границу.

Порядок пересечения Государственной границы регламентирован статьей 25 Закона и заключается в фактическом перемещении через линию Государственной границы физических лиц, транспортных средств и товаров. При этом Закон обязывает физических лиц после пересечения ими Государственной границы либо непосредственно перед ее пересечением прибыть в пункт пропуска через Государственную границу (пункт пропуска) для прохождения пограничного и при необходимости иных видов контроля.

В свою очередь, согласно положениям статьи 26 Закона пропуск через Государственную границу физических лиц осуществляется в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения физическими лицами Государственной границы в случае въезда в Республику Беларусь либо в разрешении на ее пересечение для выезда в иное государство. Основанием для пропуска через Государственную границу физических лиц является наличие предусмотренных международными договорами Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь действительных документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь.

Из содержания названных норм следует, что понятия «пересечение» и «пропуск» тесно взаимосвязаны. Для того чтобы пересечь Государственную границу на законных основаниях, лицо обязано прибыть в пункт пропуска и представить для проверки документ, дающий право на законное пересечение Государственной границы, после чего получить от сотрудников органов пограничной службы разрешение (пропуск) на пересечение Государственной границы. Только после этого оно считается легально пересекшим Государственную границу.

Для граждан Республики Беларусь перечень документов, дающих право на пересечение Государственной границы, содержится в частях 1, 2 статьи 6 Закона Республики Беларусь от 20.09.2009 N 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (далее — Закон N 49-З).

Общие требования к порядку пересечения Государственной границы иностранными гражданами и лицами без гражданства (иностранцами) изложены в статье 27 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее — Закон N 105-З).

При этом перечень документов для пересечения Государственной границы может определяться и международными договорами, как, например, в приложении к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о безвизовых поездках граждан (заключено в г. Киеве 12.06.2009).

На практике органами пограничной службы нарушения режима Государственной границы, влекущие ответственность по части 1 статьи 23.31 КоАП, выявляются как в пунктах пропуска, так и на «зеленой» границе, т.е. вне установленных мест ее пересечения.

В пунктах пропуска в основном выявляются факты предъявления пограничным нарядам для проверки недействительных документов.

В пункте 8 Положения о документах для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 N 294 «О документировании населения Республики Беларусь» (далее — Указ N 294), определены основания, при наступлении которых документ признается недействительным.

В практике преобладают случаи, когда:

  • отсутствуют необходимые реквизиты в документе;
  • истек срок его действия;
  • невозможно идентифицировать предъявителя документа с изображением на фотокарточке;
  • документ находится в ветхом состоянии, непригодном для использования;
  • в документе отсутствуют все страницы, установлено, что он расшивался и т.д.

Нередки также случаи, когда сотрудникам органов пограничной службы умышленно предъявляются чужие либо поддельные документы (например, с переклеенным фото). В таких случаях действия виновного лица подлежат квалификации по статье 23.29, части 1 статьи 23.55 КоАП (если предъявитель документа — иностранец), а также по соответствующей части статьи 380 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

С 2014 года участились случаи предъявления документов лицами, которые после вступления в брак, его расторжения либо по иным причинам изменили (переменили) фамилию, собственное имя, отчество, однако в нарушение требований пунктов 8 и 23 Положения о документах, удостоверяющих личность, утвержденного Указом N 294, не обменяли документ, удостоверяющий личность, в связи с чем через месяц он признается недействительным и не является основанием для пропуска через Государственную границу.

При этом действия граждан Республики Беларусь, пересекающих Государственную границу по недействительным документам, подлежат квалификации по части 1 статьи 23.31 КоАП с указанием в постановлении на нарушение части 3 статьи 26 Закона и соответствующего положения статьи 6 Закона N 49-З.

Действия иностранцев, пересекающих Государственную границу по недействительным документам на выезд из Республики Беларусь, квалифицируются по части 1 статьи 23.31 КоАП как нарушение требований части 3 статьи 26 Закона и соответствующего положения статьи 27 Закона N 105-З. Кроме того, поскольку иностранец находился в Республике Беларусь без действительных документов, его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 23.55 КоАП.

Также зафиксированы случаи, когда граждане Республики Беларусь при пересечении Государственной границы в пункте пропуска предъявляют недействительные документы по причине отсутствия в них подписи должностного лица территориального подразделения органов внутренних дел, выдавшего документ, либо без гербовой печати и т.п.

При таких обстоятельствах в действиях гражданина отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 23.31 КоАП, поскольку такой документ был ему выдан уполномоченным государственным органом.

Иногда граждане Республики Беларусь пересекают Государственную границу по документам, которые числятся недействительными в связи с подачей заявления об их утрате (хищении).

В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке организации работы подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел по выдаче, учету, обмену, признанию недействительным, изъятию, хранению и уничтожению паспорта гражданина Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28.06.2010 N 200, в случае утраты (хищения) паспорта гражданин подает заявление установленной формы о выдаче паспорта. При этом лицо уведомляется, что с момента подачи заявления утраченный (похищенный) паспорт является недействительным и не может использоваться в качестве документа, удостоверяющего личность. Об этом на заявлении делается соответствующая отметка.

В связи с этим действия граждан Республики Беларусь, пересекающих Государственную границу по недействительным паспортам ввиду наличия заявления об их утрате (хищении), подлежат квалификации по части 1 статьи 23.31 КоАП. При этом в обязательном порядке в качестве доказательства их вины следует приобщать к материалам дела об административном правонарушении копию заявления об утрате (хищении) паспорта с отметкой о разъяснении последствий его подачи.

Кроме того, в деятельности органов пограничной службы выявляются факты, когда граждане пересекают линию Государственной границы, например, заблудившись в лесу, собирая грибы либо ягоды. Поскольку эти действия совершены неумышленно, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 23.29 КоАП, отсутствует. При наличии же оснований лица привлекаются к административной ответственности по части 1 статьи 23.31 КоАП с указанием в постановлении на нарушение частей 1 — 3 статьи 25 Закона. Если при этом у иностранцев, неумышленно пересекших Государственную границу из сопредельного государства в Республику Беларусь вне пунктов пропуска, отсутствуют документы для выезда за границу, то дополнительная квалификация их действий по части 1 статьи 23.30 и части 1 статьи 23.55 КоАП не требуется.

Следует также отметить, что в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 10.01.2015 N 242-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения общественной и пограничной безопасности» произошли отдельные изменения в механизме квалификации действий физических лиц по части 1 статьи 23.31 КоАП.

Если ранее нарушения, связанные со стоянкой транспортных средств, посадкой и высадкой пассажиров, выполнением погрузочно-разгрузочных работ, а также нахождением физических лиц, не связанным с пересечением Государственной границы, на территории между Государственной границей и соответствующим пунктом пропуска, квалифицировались по статье 23.32 КоАП как нарушение режима в пункте пропуска со ссылкой на соответствующие положения пункта 9 Положения о режиме в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2009 N 70 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь», то с 23.07.2015 такие действия определяются как нарушения режима Государственной границы со ссылкой на часть 3 статьи 25 Закона.