Приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов организационно обусловливает проведение процедур государственных закупок.
Закупки могут осуществляться получателями бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, и с точки зрения субъектного состава правоотношений такие получатели выступают в качестве заказчиков при проведении процедур государственных закупок. Заказчик вправе к проведению процедур закупок привлекать организатора, под которым понимается юридическое лицо, выполняющее от имени заказчика часть его функций по организации и проведению процедур государственных закупок (абз. 10 ст. 1, ст. 12 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон)).
Кроме того, есть особенности в субъектном составе при централизации государственных закупок. Так, если Президентом Республики Беларусь не установлено иное, в случае централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации) определяется организатор при централизации государственных закупок из числа:
- подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление;
- иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия) (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 29.12.2012 N 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»).
При этом государственный орган (организация) может выступать организатором при централизации государственных закупок.
С 1 января 2013 г. <1> государственные закупки осуществляются с применением следующих видов процедур государственных закупок:
- открытый конкурс;
- закрытый конкурс;
- электронный аукцион <2>;
- процедура запроса ценовых предложений;
- процедура закупки из одного источника;
- биржевые торги (ст. 17 Закона).
<1> С момента вступления в силу Закона.
<2> В части правового регулирования необходимо учитывать правила электронной торговой площадки, к примеру, если в качестве последней выступает ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», то следует руководствоваться Регламентом организации и проведения электронных аукционов на электронной торговой площадке ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденным протоколом заседания Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 25.02.2011 N 21 (доступен по ссылке: http://zakupki.butb.by/auctions/pravo-butb.html).
Организационно отношения в сфере государственных закупок также урегулированы:
1) постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.12.2012 N 115 «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок», которым определен порядок формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, в случае, когда:
- юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, отказались от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями, если это не связано с изменением условий процедуры государственной закупки, а также в случае, если такими юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не предоставлялось конкурсное или аукционное обеспечение;
- с юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, расторгнуты договоры в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими этих договоров, за исключением договоров, расторгнутых в связи с обстоятельствами, вызванными непреодолимой силой;
- работники (работник) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей совершили установленные вступившим в законную силу приговором суда виновные действия, связанные с проведением процедуры государственной закупки, в том числе дачу взятки, в отношении членов комиссии и (или) ответственных лиц заказчика (организатора), на которых возлагалось проведение процедуры государственной закупки, а также физические лица, которые совершили такие виновные действия (п. 1 ст. 16 Закона);
2) постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.12.2012 N 116 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения Министерством экономики Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок», которым определен порядок направления жалоб участниками и иными лицами для рассмотрения в Министерство экономики Республики Беларусь для целей защиты прав и законных интересов указанных субъектов;
3) постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 N 66 «Об утверждении Инструкции о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств», поскольку государственная закупка финансируется за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;
4) постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.12.2012 N 119 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (обратим внимание на то, что данный документ не зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, опубликован на официальном интернет-сайте Министерства экономики Республики Беларусь www.economy.gov.by, начало действия документа — 01.01.2013);
5) методическими рекомендациями Министерства экономики Республики Беларусь от 20.06.2007 «По оценке конкурсных предложений и выбору наилучшего предложения и поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь».
Следует обратить внимание на то, что с 1 января 2013 г. уточнен порядок выбора подрядчика для целей строительства объектов.
Ранее действовали нормы о том, что порядок осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, в том числе реконструкции, ремонте, реставрации зданий, сооружений, их комплексов, изменении их функционального назначения, внешнего облика и интерьеров, сносе существующих строений, благоустройстве, определялся Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 N 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь» (далее — Указ N 58) проведение подрядных торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, было обязательным при заключении договоров на строительство объектов, в том числе их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство, финансируемых:
1) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, — при стоимости строительства объектов 3000 базовых величин и более;
2) за счет иных источников, за исключением объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, — при стоимости строительства объектов 50000 базовых величин и более (п. 1 Указа N 58).
На сегодняшний день нормы Указа N 58 скорректированы, а закупка строительных работ при их финансировании за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов подчинена нормам Закона.
Так, Указом N 58 предусмотрено, что проведение подрядных торгов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, является обязательным при заключении договоров на строительство объектов, в том числе возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство объектов, снос, консервацию не завершенных строительством объектов, включая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ, финансируемых за счет:
- внешних государственных займов, внешних займов, привлекаемых под гарантии Правительства Республики Беларусь, и кредитов банков Республики Беларусь, выдаваемых под гарантии Правительства Республики Беларусь, — при стоимости строительства объекта 3000 базовых величин и более;
- иных источников, за исключением объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, а также полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, — при стоимости строительства объекта 50000 базовых величин и более.
При этом порядок закупки товаров при строительстве объектов за счет указанных выше средств устанавливается Правительством Республики Беларусь и, надо полагать, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 N 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» (далее — постановление N 235).
Одновременно ч. 4 п. 1 Указа N 58 устанавливает, что выбор подрядчиков на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, закупки товаров и услуг за счет указанных средств при строительстве объектов осуществляются в соответствии с Законом.
С учетом положений письма Министерства экономики Республики Беларусь от 27.03.2013 N 30-03/2429 «О применении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» при строительстве объектов» при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, генеральный подрядчик (субподрядчик) и иные участники строительства (кроме заказчика, финансируемого из бюджета) проводят (как и ранее) процедуры выбора контрагентов (подрядные торги и др.), предусмотренные Указом N 58 и постановлением N 235.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с законодательством могут назначаться внеплановые проверки использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки (п. 5 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).
Также интерес представляет ответственность за нарушение законодательства о порядке проведения аукционов, основания для привлечения к которой и санкции закреплены в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и в законодательном акте — Указе Президента Республики Беларусь от 16.01.2002 N 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» (далее — Указ N 40).
А. Административная ответственность.
Состав |
Правовая регламентация |
Санкция |
незаконное получение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов |
ч. 1 ст. 11.16 КоАП |
штраф в размере до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) — в размере указанных средств |
нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов |
ч. 2 ст. 11.16 КоАП |
штраф в размере от 10 до 50 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) — в размере указанных средств |
нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем материальных ресурсов, приобретенных за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов |
ч. 3 ст. 11.16 КоАП |
штраф в размере от 10 до 50 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) — до 100 процентов стоимости материальных ресурсов, приобретенных за счет указанных средств и использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства |
не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества, а равно уклонение руководителями государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в случае, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным, если в этих деяниях нет состава преступления |
ч. 4 ст. 11.16 КоАП |
штраф в размере от 10 до 50 базовых величин |
Б. Ответственность, предусмотренная законодательством.
Законодательством установлено, что нарушение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем требований законодательства о государственных закупках влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин.
Необоснованное уклонение государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки товаров для государственных нужд в случаях, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным, влечет наложение штрафа на руководителей государственных заказчиков в размере от 10 до 50 базовых величин (подп. 2.1 п. 2 Указа N 40).