Незаконное использование либо распространение информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг (ст. 226-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь) (часть 2)

Тенденции глобализации экономики, расширение сферы рынка ценных бумаг в отечественном сегменте национальной экономики, возможность пресечения противоправных деяний в финансово-бюджетной сфере, а также другие обстоятельства заставили отечественного законодателя ввести в мае 2007 г. в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее — УК) ст. 226-1 (Незаконное использование либо распространение информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг), а в 2010 году изменить содержание и название указанной правовой нормы (Незаконные использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг). Сегодня согласно диспозиции ст. 226-1 УК уголовно-противоправным признается «незаконные использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным образом до сведения неограниченного круга лиц, совершенные лицом, которому такие сведения или информация известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, и повлекшие причинение ущерба в крупном размере».

Как видно, белорусский законодатель при конструировании ст. 226-1 УК отказался от таких терминов, как инсайдер, инсайдерская деятельность, инсайдерская информация и т.п., скорее всего, потому, что эти понятия для нас чужие и во многом непонятны, они больше свойственны западно-европейскому праву.

Как указывают отечественные правоведы, вопрос о перспективах и тенденциях применения ст. 226-1 УК напрямую зависит от состояния фондового рынка страны. Если такой рынок есть и он соответствующим образом работает, то вполне очевидно, что имеется и почва для совершения рассматриваемого преступления. При отсутствии этих условий распространенность деяний, предусмотренных ст. 226-1 УК, незначительна. В этом отношении можно было бы рассматривать введение уголовной ответственности за незаконные использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг как чисто формальное: раз имеются нормы, определяющие порядок обращения на рынке инсайдерской информации, то должна быть и ответственность за нарушение этого порядка. Однако в связи с наметившейся либерализацией фондового рынка <1> ст. 226-1 УК «приобретает перспективу востребованного средства противодействия общественно опасному поведению нечистоплотных участников рынка ценных бумаг» <2>.

<1> Состояние развития фондового рынка Республики Беларусь показывает, что использование субъектами хозяйствования возможностей выпуска и размещения ценных бумаг как одного из способов привлечения инвестиций становится более популярным в последние годы, поскольку в данной ситуации эмитенты имеют возможность самостоятельно определять наиболее приемлемые условия привлечения таких инвестиций. См.: Лихачевский, В.В. Раскрытие информации на рынке корпоративных ценных бумаг / В.В.Лихачевский, А.А.Шаршун.

<2> См.: Лукашов, А. Об уголовной ответственности за незаконное использование или распространение информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг / А.Лукашов // БНПИ. Юридический мир. — 2008. — N 7. — С. 100; Марчук, В.В. Терминологические и иные коррекции некоторых норм Уголовного кодекса Республики Беларусь в 2010 году / В.В.Марчук.

Общественная опасность данного преступления заключается в возможных злоупотреблениях на финансовом рынке, возникающих в условиях, когда инвесторы прямо или косвенно лишаются преимуществ из-за лиц, которые используют публично не раскрытую информацию для себя или третьих лиц. В этом отношении незаконная инсайдерская деятельность (незаконные использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг) по существу является одним из орудий ограничения свободы конкуренции <3>. Инсайдеры своим поведением подрывают рыночные принципы честной состязательности, разрушают деловую репутацию компаний, а в крупных масштабах — национальные фондовые рынки в целом, что в конечном итоге приводит к дестабилизации экономических отношений.

<3> См.: Карпович, О.Г. Правила квалификации преступлений, совершаемых в кредитно-финансовой сфере: теория и практика применения / О.Г.Карпович. — М., 2011. — С. 89 — 90.

Итак, предметом преступления, установленного ст. 226-1 УК, является информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг, т.е. любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, подлежащая раскрытию (опубликованию) в соответствии с действующим законодательством. Лица, обладающие указанной информацией в силу профессиональной или служебной деятельности, находятся в преимущественном положении по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. Предметом данного преступления также будут являться сведения, внесенные в реестр владельцев ценных бумаг. В обобщенном смысле реестр владельцев ценных бумаг — это часть системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев.

Эмитент ценных бумаг — юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги и обязуется выполнить обязательства, вытекающие из условий выпуска ценных бумаг (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.03.1992 N 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» (далее — Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах»)). Результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг — это совокупность внутренних и внешних данных, характеризующих ведение экономической деятельности организации, характеристика оборота денежных средств и т.п. (сведения о бухгалтерском балансе, счетах прибылей и убытков на конец отчетного периода, данные и формировании и использовании резервных и других специальных фондов).

Согласно подпункту 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 N 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» (далее — Указ N 277) юридические лица, являющиеся эмитентами акций, обязаны принимать меры по обеспечению защиты сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, и вправе предоставлять такие сведения только организациям, осуществляющим аудит эмитента, государственным органам, юридическим или физическим лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, в том числе судам (судьям) по делам, находящимся в их производстве, а также по исполнительным документам, прокурору или его заместителю, с санкции прокурора или его заместителя — органам дознания и предварительного следствия по находящимся в их производстве уголовным делам, Комитету государственного контроля и его органам, налоговым органам, нотариусам — для совершения нотариальных действий, а также республиканскому органу государственного управления, осуществляющему государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Указанные лица (в том числе должностные лица государственных органов и иных государственных организаций), а также лица, входящие в состав коллегиальных органов управления и контроля эмитента, и иные лица, имеющие (имевшие) в силу служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора доступ к сведениям, внесенным в реестр владельцев ценных бумаг, не вправе передавать такие сведения третьим лицам, за исключением случаев, установленных актами законодательства, или иным образом использовать их в личных целях.

Подпунктом 1.4 пункта 1 Указа N 277 также определено, что юридические лица, являющиеся эмитентами акций, обязаны вести работу с реестром владельцев ценных бумаг в соответствии с регламентом, утвержденным этими юридическими лицами с учетом требований, определенных республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг. В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 04.09.2009 N 111 «О требованиях к регламенту работы акционерного общества с реестром владельцев ценных бумаг» регламентом работы акционерного общества с реестром владельцев ценных бумаг должны быть определены порядок и условия (не противоречащие действующему законодательству) предоставления доступа к сведениям, содержащимся в реестре владельцев ценных бумаг, а также их передачи органом или должностным лицом акционерного общества, ответственным за сохранность данных сведений.

Информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента до ее опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным способом до сведения неограниченного круга лиц признается закрытой информацией на рынке ценных бумаг (подп. 1.6 п. 1 Указа N 277). В соответствии со ст. 39 Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах» ни одно лицо, которое в силу своего должностного положения получило доступ к конфиденциальной информации, относящейся к эмитенту или ценным бумагам, и которое может повлиять на рыночную стоимость ценной бумаги, не может использовать эту информацию для целей личной выгоды или для передачи ее третьим лицам, а также не может давать на основе этой информации советы третьим лицам по операциям с ценными бумагами.

Из смысла уголовной правовой нормы видно, что наказуемыми являются следующие действия, т.е. объективную сторону ст. 226-1 УК составляют:

  1. незаконное использование сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации — принятие во внимание находящейся у субъекта информации или сведений, имеющих ограниченный доступ, в целях совершения сделок с ценными бумагами для удовлетворения личного интереса;
  2. незаконное разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации — передача соответствующей информации или сведений без надлежащего разрешения третьим лицам или ее оглашение, которые в результате этого получают возможность использовать соответствующую информацию или сведения в гражданском обороте в своих интересах;
  3. незаконное доведение иным образом до сведения неограниченного круга лиц сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации — передача или раскрытие в любой форме указанной информации или сведений третьим лицам для совершения последними сделок с ценными бумагами.

Важно также иметь в виду, что использование, разглашение или доведение иным образом сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг должны произойти до их опубликования в средствах массовой информации (речь здесь также идет не о любой информации эмитента, а о той информации, которая будет опубликована). Так, в ст. 13 Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах» определено, что эмитент ценных бумаг обязан не менее одного раза в год информировать общественность об основных данных о своем хозяйственно-финансовом положении и результатах деятельности. Эмитент направляет держателям акций или опубликовывает в двух органах печати республиканского уровня годовой отчет (не позднее трех месяцев со дня окончания финансового года, следующего за отчетным), в котором также содержится информация о наступивших или происшедших изменениях в его хозяйственной деятельности, затрагивающей стоимость ценных бумаг или доходов по ним.

Помимо этого, использование, разглашение или доведение иным образом сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг должны быть незаконными. Правомерное использование или раскрытие сведений служебного характера об эмитенте на рынке ценных бумаг не должно влечь уголовной ответственности. Так, согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 N 280-З «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь» сведения, составляющие конфиденциальную информацию о депоненте, представляются депозитарием депоненту, его представителям при наличии у них соответствующих полномочий, организациям, осуществляющим его аудит, а также другим юридическим и физическим лицам в случаях, предусмотренными законодательными актами Республики Беларусь: судам (судьям) по делам, находящимся в их производстве; прокурору; с санкции прокурора органам дознания и предварительного следствия по находящимся в их производстве уголовным делам; Комитету государственного контроля Республики Беларусь и его органам; Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь и его органам. В случае когда вышеперечисленные лица используют информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг в личных целях или передадут ее третьим лицам и это причинит ущерб в крупном размере, то ответственность для этих лиц наступит по ст. 226-1 УК.

Наряду с этим, для того чтобы состав ст. 226-1 УК имел место, использование, разглашение или доведение иным образом сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг должны повлечь за собой причинение ущерба в крупном размере (свыше 250 базовых величин, установленных на день совершения преступления). Однако, как нам представляется, данное положение будет весьма трудно применимо на практике при возбуждении и расследовании уголовных дел данной категории, т.к. необходимо будет доказать причинную связь между, например, фактом противоправного использования информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг и возникновением ущерба в крупном размере у иных участников биржевой торговли. Вопрос непременно будет касаться и проблемы расчета такого ущерба: это будет лишь прямой материальный ущерб или же он будет также слагаться из упущенной выгоды? Уголовный закон на сей счет ничего не говорит.

На наш взгляд, наиболее приемлемой была бы ситуация, где основное значение придавалось бы только самому факту совершения уполномоченным лицом, осуществляющим профессиональную или служебную деятельность, действий по незаконному использованию, распространению или доведению иным образом информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг, в результате чего и происходило бы нарушение равноправия участников рынка ценных бумаг. Иначе может оказаться, что ст. 226-1 УК будет являться «мертвой» нормой права.

Субъектом рассматриваемого преступления является лицо, которому информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг или сведения, внесенные в реестр владельцев ценных бумаг, известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью.

К сожалению, перечень субъектов преступления в диспозиции ст. 226-1 УК четко не обозначен. Им могут быть лица, которым информация известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью. В данном случае эту профессиональную и служебную деятельность можно понимать довольно широко и такими субъектами могут являться как участники рынка ценных бумаг, аудиторы, государственные биржевые инспекторы, так и адвокаты, финансовые консультанты, служащие компании-эмитента, государственные служащие и иные лица, имеющие доступ к информации финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг.

Например, можно ли будет привлечь к уголовной ответственности адвоката, которому из доверительной беседы со своим подзащитным, руководителем ОАО, стало известно, что данное ОАО находится на грани банкротства и через месяц эта информация будет опубликована, ввиду чего необходимо продавать акции ОАО?

Сведения об эмитенте ценных бумаг и результатах его финансово-хозяйственной деятельности имеют ограниченный доступ. Однако профессиональные участники рынка ценных бумаг не могут быть привлечены к ответственности за нарушение их клиентами запрета использования сведений служебного характера об эмитенте и его финансово-хозяйственной деятельности при совершении сделок с ценными бумагами, поскольку, например, брокеры являются посредниками своих клиентов и заключают сделки исключительно на основании полученных поручений. К субъектам данного преступления будут относиться и служащие биржи, которым запрещено использовать или передавать информацию о ценных бумагах, эмитентах или сделках на бирже (за исключением регулярно публикуемой).

В этом отношении важно обратить внимание, что в соответствии с подп. 1.6 п. 1 Указа N 277 к числу лиц, располагающих информацией о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента до ее опубликования в средствах массовой информации, относятся:

  • а) руководящие работники эмитента, а также лица, входящие в состав его коллегиальных органов управления и контроля;
  • б) работники аудиторских организаций, осуществляющие аудит эмитента;
  • в) иные лица, имеющие доступ к такой информации в силу служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора <4>.

<4> Например, к числу последней категории лиц А.И.Лукашов относит: следователя, работника эмитента ценных бумаг, осуществляющего внутренний аудит, участника хозяйственного общества — эмитента ценных бумаг, получившего указанную информацию в порядке, предусмотренном законодательством о хозяйственных обществах. См.: Лукашов, А. Об уголовной ответственности за незаконное использование или распространение информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг / А.Лукашов // БНПИ. Юридический мир. — 2008. — N 7. — С. 103 — 104.

Фактически белорусский законодатель имел своей целью предусмотреть уголовную ответственность для первичных инсайдеров и оставил вне поле своего зрения вторичных, но неясность формулировки относительно субъекта преступления, предусмотренного ст. 226-1 УК, может свидетельствовать и об ином.

Характеризуя внутреннюю сторону деяния (субъективную сторону преступления), отметим, что лицо совершает перечисленные в диспозиции ст. 226-1 УК действия умышленно (причем умысел может быть как прямой, так и косвенный).

Часть 2 ст. 226-1 УК устанавливает повышенную ответственность за совершение тех же действий из корыстной или иной личной заинтересованности. Хотя, наверное, субъект по ч. 1 ст. 226-1 УК не может не использовать полученную им информацию в личных интересах. Трудно себе представить, чтобы на практике лицо использовало или разглашало данную информацию, не имея какой-либо заинтересованности.

Практика применения ст. 226-1 УК, безусловно, еще не сложилась, да и вряд ли в будущем времени нас ожидает большое количество дел данной категории. Здесь важно сделать первые правильные шаги по уяснению смысла и предназначения указанной нормы, поскольку коллизии в ее применении будут непременно возникать. Взять, например, ст. 40 Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах», где установлены ограничения на проведение операций с ценными бумагами лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации.

Опасность возможных злоупотреблений на фондовом рынке очевидна. Использование конфиденциальной информации может причинить вред не только правам и интересам участников рынка ценных бумаг, но и подорвать в целом общественное доверие к подобным социальным институтам.

Между тем факт размещения ст. 226-1 УК в главе УК о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности, вряд ли выглядит вполне бесспорным и обоснованным <5>. Раскрытие (или использование) сведений служебного характера, конечно же, влечет нарушение прав и интересов иного лица, и это является не чем иным, как злоупотреблением правом, представляющим частный случай превышения власти или служебных полномочий, и в данном случае корыстная заинтересованность — это лишь квалифицирующее обстоятельство. Одно лишь это обстоятельство заставляет относить такое противоправное деяние, как незаконные использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг, к числу преступлений против порядка осуществления экономической деятельности, т.к. нарушается установленный порядок отчуждения конфиденциальной информации в сфере экономической деятельности субъектов гражданского оборота.

<5> См.: Хилюта, В.В. Инсайдерская деятельность через призму уголовного закона / В.В.Хилюта // Фондовый рынок. — 2007. — N 7. — С. 18 — 26.