Название документа: Решение экономического суда Гродненской области от 03.03.2015 (дело N 39-12/2015)
Обстоятельства: Поскольку заявителем были приняты к учету первичные документы не имеющие юридической силы, налоговым органом было принято решение о доначислении в бюджет суммы налогов и пени. В удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа отказано
Примечание к документу: Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Гродненской области от 02.04.2015 (дело N 39-12/2015/28А) данное решение оставлено без изменения.
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
03.03.2015 Дело N 39-12/2015
Г. Гродно
Экономический суд Гродненской области с участием представителей лиц, участвующих в деле: от заявителя, от заинтересованного лица, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ф» (г. Л.), заинтересованное лицо — Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району (г. Л.), о признании недействительным решения Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району по акту дополнительной проверки от 06.01.2015,
Установил:
Заявитель просит признать недействительным решение Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району по акту дополнительной проверки от 06.01.2015 о доначислении и взыскании с заявителя налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, пеней в сумме 3 238 775 908 рублей.
По мнению заявителя, недоказанным является факт неосуществления им операций по закупке растительного дикорастущего сырья у конкретных граждан, а также использование заинтересованным лицом недопустимых доказательств при принятии обжалуемого решения.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление и в судебном заседании требования не признало, указывает на соответствие принятого решения действующему законодательству, несоблюдение заявителем требования о достоверности первичных документов, положенных в основу совершения расходных операций.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
В судебном заседании заинтересованное лицо требования не признало.
Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, допросив свидетелей, экономический суд установил следующее.
Инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району совместно с МО УДФР КГК Республики Беларусь по Гродненской области на основании предписания от 27.05.2014 была проведена выездная проверка заявителя по вопросам соблюдения налогового законодательства, а также иных вопросов в период с 01.01.2011 по 31.03.2014, по вопросам соблюдения иного законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы за период с 01.01.2012 по 31.03.2014, по вопросам исполнения налогового обязательства налоговым агентом за период с 01.12.2011 по 26.05.2014.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 14.07.2014, на который заявителем были поданы возражения, оставленные заключением от 08.08.2014 без удовлетворения. На основании названного акта налоговым органом вынесено решение от 13.08.2014 о доначислении и взыскании с заявителя налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, пеней в сумме 3 238 775 908 рублей.
Решение заинтересованного лица было обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган, решением от 12.09.2014 которого отменено и назначена дополнительная проверка. Заинтересованным лицом выдано предписание от 14.10.2014 на проведение дополнительной проверки по вопросам соблюдения налогового законодательства, а также иных вопросов, связанных с уплатой платежей в бюджет в период с 01.01.2011 по 31.03.2014, по вопросам соблюдения иного законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы за период с 01.01.2012 по 09.07.2014, по вопросам исполнения налогового обязательства налоговым агентом за период с 01.12.2011 по 26.05.2014.
По результатам дополнительной проверки, проведенной с использованием материалов, предоставленных МО УДФР КГК Республики Беларусь в рамках совместно проведенной проверки (акт проверки от 14.07.2014), составлен акт от 03.11.2014.
На акт дополнительной проверки заявителем были поданы возражения от 24.11.2014, оставленные заключением от 10.12.2014 без удовлетворения. На основании названного акта налоговым органом вынесено решение от 06.01.2014 о доначислении и взыскании с заявителя налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, пеней в сумме 3 238 775 908 рублей, обжалуемое по настоящему делу.
Решение заинтересованного лица было обжаловано заявителем 19.01.2015 в вышестоящий налоговый орган, решением от 16.02.2015 которого оставлено в силе.
Как следует из материалов проверки, основным видом деятельности заявителя в проверяемый период являлась переработка (заморозка, соление) дикорастущих грибов и ягод, которая осуществлялась в период сезона заготовок (июль — октябрь), в остальной период предприятие осуществляло производство деревянной тары, а также распиловку древесины для собственных нужд.
Объем выручки от реализации за проверяемый период составил 230 115 636 732 рубля. Объем затрат, относимых на себестоимость, за проверяемый период по данным заявителя составил 220 289 115 331 рубль.
В качестве подтверждения затрат в соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 (в ред. от 26.12.2007) «О бухгалтерском учете и отчетности» и статьей 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 «О бухгалтерском учете и отчетности» (вступил в силу с 01.01.2014) заявителем принимались к учету ведомости на закупку дикорастущих растений и (или) их частей, изготовленные самим заявителем и заполненные заготовителями, подписанные сдатчиками грибов и ягод.
В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 «О бухгалтерском учете и отчетности», каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:
Наименование документа, дату его составления;
Наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
Содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Формы первичных учетных документов, не включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.
Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления в соответствии с частью первой настоящего пункта.
Схожая норма была закреплена и в статье 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 (в ред. от 26.12.2007) «О бухгалтерском учете и отчетности». Согласно ей факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь, по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. При отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:
Наименование, номер документа, дату и место его составления;
Содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;
Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.
В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем организации.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции, связанные с поступлением или выплатой денежных средств, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, — непосредственно после ее совершения.
Лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.
В соответствии с пунктами 50 — 52 Правил заготовки древесных соков, сбора, заготовки или закупки дикорастущих растений и (или) их частей, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 31.08.2005 N 37/36 (в ред. от 17.06.2009, действовавшей на момент начала проверяемого периода), операции по закупке юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями дикорастущих растений и (или) их частей у граждан отражаются в ведомостях на закупку дикорастущих растений и (или) их частей у граждан по установленной форме.
Бланк ведомости на закупку дикорастущих растений и (или) их частей у граждан является первичным учетным документом и относится к бланкам строгой отчетности. Бланки ведомости на закупку дикорастущих растений и (или) их частей у граждан изготавливаются и приобретаются в порядке, установленном Инструкцией о порядке разработки, производства, учета, хранения, реализации и уничтожения бланков первичных учетных документов, регистрируемых в Государственном реестре бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства связи Республики Беларусь от 16.04.2002 N 61/47/7.
Ведомости на закупку дикорастущих растений и (или) их частей у граждан регистрируются в журнале учета закупленных дикорастущих растений и (или) их частей, оформляемом по установленной форме. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Журнал учета закупленных дикорастущих растений и (или) их частей хранится у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку, в течение трех лет со дня осуществления в нем последней записи.
В соответствии с редакцией пункта 50 Правил заготовки древесных соков, сбора, заготовки или закупки дикорастущих растений и (или) их частей, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 31.08.2005 N 37/36 (в ред. от 25.10.2011), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие заготовку (закупку) дикорастущих растений и (или) их частей, ведут учет закупленных (заготовленных) дикорастущих растений и (или) их частей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с подпунктами 1.2 — 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 N 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, определенными в данном перечне.
Формы первичных учетных документов, не указанных в перечне, утвержденном Советом Министров Республики Беларусь, могут утверждаться руководителем организации или индивидуальным предпринимателем либо республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов.
При этом организация, индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов, независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:
- Наименование документа, дату его составления;
- Наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;
- Содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);
- Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
При этом, как согласно статье 9 прежней редакции, так и согласно статье 10 новой редакции Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Таким образом, Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» предъявляет такое существенное требование к первичному учетному документу, подтверждающему совершение хозяйственной операции, как достоверность указанной в нем информации.
Указанное требование обусловлено необходимостью реализации таких основополагающих принципов бухгалтерского учета и отчетности, закрепленных в одноименном Законе, как принцип правдивости и принцип нейтральности.
Как было установлено в ходе проверки и подтверждается материалами дела, приказами заявителя от 12.07.2011, от 13.06.2012 были установлены формы бланков ведомости на закупку дикорастущих растений и (или) их частей у граждан. Согласно содержанию указанных бланков, в них должны были указываться сведения:
- Ф. И.О. сдатчика;
- адрес места жительства сдатчика;
- наименование дикорастущих растений и (или) их частей, принимаемых у сдатчика;
- масса, кг;
- цена, руб.;
- сумма к оплате;
- подпись сдатчика.
При этом, как было с достоверностью установлено заинтересованным лицом и не оспорено в судебном заседании заявителем, содержащиеся в принятых к учету ведомостях на закупку в проверяемом периоде сведения о сдатчиках не соответствовали действительности. В частности, заготовителем в ведомостях были указаны данные о несуществующих, умерших гражданах, гражданах, которые не подтвердили сдачи ягод и грибов заявителю в проверяемом периоде. В части ведомостей отсутствуют подписи сдатчиков.
Указанное обстоятельство подтверждается протоколами опросов названных граждан (в случае существования данных граждан), сведениями из АИС «Паспорт» в части отсутствующих граждан, а также объяснениями заготовителей Я., В., А., иных штатных работников заявителя, данных в ходе проверки.
Пояснения свидетелей — заготовителей заявителя Я. и В., измененные ими в судебном заседании, суд оценивает критически по причине состояния свидетелей в гражданско-правовых отношениях с самим заявителем и наличия по данной причине оснований для заинтересованности.
Согласно ответам на запросы местных сельских, поселковых органов власти, не был подтвержден факт закупки представителями заявителя грибов и ягод на территории соответствующих административно-территориальных единиц, а также сдача грибов и ягод указанными в ведомостях гражданами. Более того, подтвержден факт выбытия, отсутствия на территории соответствующих административно-территориальных единиц большинства граждан, указанных в ведомостях в качестве сдатчиков.
В соответствии с заключенными заявителем с заготовителями А., В., Я. договорами поручения, последние обязались нести ответственность за достоверность сведений, указанных в документации на заготовку (закупки) дикорастущей продукции, а также обеспечивать правильность заполнения ведомостей и других документов.
Довод заявителя о том, что указанная обязанность выражалась в правильном указании сведений со слов сдатчиков, поскольку сдатчики в лесу не имели документов, удостоверяющих личность, не может быть принят во внимание по причине того, что данное обстоятельство не освобождает участников сделки по закупке грибов и ягод проверять сведения о контрагенте. Контрагент (заготовитель) вправе воздержаться от совершения сделки с неустановленным лицом в случае, если указанное обстоятельство повлечет недостоверность сведений о хозяйственной операции.
При этом суд отмечает, что в ходе проверки сдатчиками не было подтверждено ни одного факта сдачи дикорастущих растений заготовителям заявителя.
С учетом изложенного, заинтересованным лицом был сделан обоснованный вывод о принятии заявителем к учету первичных документов, содержащих недостоверные сведения о хозяйственной операции, т. е. документов, не имеющих юридической силы для целей налогообложения.
Согласно статье 62 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В связи с необоснованным принятием заявителем к учету первичных документов, не имеющих юридической силы для целей налогообложения, заинтересованным лицом правомерно были доначислены налоговые платежи, сборы (пошлины), иные платежи в бюджет, пени на сумму неподтвержденных затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), отраженных в названных первичных учетных документах.
С учетом изложенного, решение Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району по акту дополнительной проверки от 06.01.2015 о доначислении и взыскании с заявителя налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, пеней в сумме 3 238 775 908 рублей является законным и обоснованным, соответствующим действующему законодательству и принятым заинтересованным лицом в пределах его полномочий.
В связи с изложенным, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
На основании статьи 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь расходы по госпошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 86 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, статьями 190 — 194, 201 — 204, 207, 229, 230 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, экономический суд
Решил:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Ф» (г. Л.) о признании недействительным решения Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району по акту дополнительной проверки от 06.01.2015 отказать.
Принятые меры по обеспечению поданного заявления по делу сохранить до вступления в законную силу настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию хозяйственного суда Гродненской области в течение 15 дней после его принятия.
До обращения с жалобой в вышестоящие судебные инстанции обязательно прохождение стадии апелляционного обжалования.