Ответственность за организованные формы преступной деятельности в уголовном законодательстве некоторых стран Содружества Независимых Государств

Уголовно-правовая регламентация ответственности за организованные формы преступной деятельности в ряде стран Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) носит главным образом схожий характер. На основании анализа уголовных кодексов Российской Федерации <1>, Украины <2>, Армении <3>, Кыргызской Республики <4>, Узбекистана <5>, Таджикистана <6> и Казахстана <7> можно выделить общие тенденции установления ответственности за организованные формы преступной деятельности, а также определить некоторые особенности.

<1> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г.: в ред. Федер. закона от 29.12.2009.

<2> Уголовный кодекс Украины // Юридические услуги Online [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/kodeks/013.php. — Дата доступа: 20.08.2010.

<3> Уголовный кодекс Армении: принят 18 апр. 2003 г.: по состоянию на 1 июня 2010 г. // База данных «Законодательство стран СНГ — СоюзПравоИнформ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.base.spinform.ru/show.fwx?Regnom=7472. — Дата доступа: 20.08.2010.

<4> Уголовный кодекс Кыргызской Республики: принят 18 сент. 1997 г.: по состоянию на 12 марта 2002 г. / Ассоц. «Юрид. центр»; предисл. А.П.Стуканова, П.Ю.Константинова. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. — 352 с. — (Законодательство зарубежных стран).

<5> Уголовный кодекс Республики Узбекистан // Национальная база данных Республики Узбекистан «LexUz» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lex.uz/guest/irs_html.winlav?pid=111457. — Дата доступа: 20.08.2010.

<6> Уголовный кодекс Таджикистана // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/codecs/. — Дата доступа: 20.08.2010.

<7> Уголовный кодекс Республики Казахстан: принят 16 июля 1997 г.: по состоянию на 17 июля 2009 г. // e.gov. Электронное правительство Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.e.gov.kz/wps/portal/Content?contentPath=/library2/1_kazakhstan/kr/zakony%20rk/article/kodexy%20rk&lang=ru. — Дата доступа: 20.08.2010.

Что касается общетеоретических положений, касающихся организованной группы, то здесь следует отметить следующее. В уголовных кодексах Российской Федерации, Армении, Таджикистана, Казахстана, Украины и Кыргызстана содержится фактически идентичное определение организованной группы, включающее в себя такие признаки, как предварительная договоренность, устойчивость, а также определение цели, заключающейся в совершении одного или нескольких преступлений. Некоторые особенности содержатся в уголовных кодексах Узбекистана, Украины и Кыргызстана, касающиеся, прежде всего, уточнения численности участников: два или более лиц в уголовных кодексах Узбекистана и Кыргызстана, три и более — в Уголовном кодексе Украины. Таким образом, подходы законодателей стран СНГ к определению признаков организованной группы не содержат существенных различий и характеризуются единообразием.

В отношении описания признаков преступного сообщества (преступной организации) в уголовных кодексах стран СНГ такого тождества мнений не наблюдается, хотя в целом преступное сообщество также характеризуется определенными общими чертами. В качестве такого признака выступает организованность, различия состоят лишь в том, каким образом данный признак нашел свое отражение в уголовных кодексах. Так, законодатели Российской Федерации, Армении, Таджикистана установили, что это структурированная организованная группа или объединение организованных групп, Узбекистана — объединение двух или более организованных групп, Украины — объединение трех или более лиц, Кыргызстана — объединение двух или более лиц или групп. Такие признаки, как устойчивость и предварительное согласование деятельности, сохраняют свое значение и для понятия преступного сообщества, однако не во всех уголовных кодексах они прямо указаны. Преступное сообщество создается главным образом в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды. Такая позиция характерна для большинства рассматриваемых уголовных кодексов, за исключением Уголовного кодекса Узбекистана, не делающего такой конкретизации, а просто констатирующего преступный характер деятельности преступного сообщества.

Такой признак, как структурированность сообщества, характеризующий его иерархическое построение, вытекает из многих определений преступного сообщества в уголовных кодексах стран СНГ. Преступное сообщество отличается от организованной группы в первую очередь именно своей иерархической структурой.

Преступное сообщество обладает повышенной общественной опасностью, что учтено законодателями ряда стран СНГ путем криминализации в качестве самостоятельного преступления организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (уголовные кодексы Российской Федерации, Кыргызстана, Узбекистана, Армении, Таджикистана, Казахстана, Украины). Причем, как правило, объективная сторона данного преступления может выражаться в нескольких формах:

  • а) создании преступного сообщества (преступной организации);
  • б) руководстве таким сообществом (организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями;
  • в) координации преступных действий;
  • г) создании устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разделе сфер преступного влияния и преступных доходов между ними;
  • д) участии в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп.

Помимо изложенного выше в уголовных кодексах ряда стран СНГ наряду с ответственностью за создание преступного сообщества и участие в нем дополнительно установлена ответственность за следующие формы организованной преступной деятельности.

Так, в уголовных кодексах Российской Федерации, Кыргызстана, Армении, Таджикистана, Казахстана, Украины установлена ответственность за бандитизм, под которым понимается создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, руководство такой группой (бандой), а также участие в банде или совершаемых ею нападениях. Главной особенностью данной разновидности организованной группы является признак вооруженности.

Следующей формой организованной преступной деятельности является организация незаконного вооруженного формирования, под которым, как правило, понимается организованное объединение с внутренней дисциплиной, управлением, распределением обязанностей, субординацией, установленными нормами поведения, формализованными отношениями и общими отличительными признаками (формой, опознавательными знаками и т.д.). Ответственность за данное деяние как самостоятельное преступление предусмотрена почти во всех рассматриваемых уголовных кодексах стран СНГ, за исключением Украины и Узбекистана.

Помимо всего вышеизложенного в уголовных кодексах стран СНГ предусмотрено, что совершение преступления организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) является отягчающим обстоятельством (если это обстоятельство не учтено при квалификации содеянного) и влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных законом. Также совершение преступления организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) в ряде случаев выступает в качестве квалифицированного вида некоторых преступлений.

В уголовных кодексах стран СНГ предусмотрены также поощрительные нормы, функция которых заключается в воздействии на поведение граждан, в стимулировании совершения ими определенных действий, направленных на социальную переориентацию лиц, в том числе являющихся участниками организованных преступных групп и преступных сообществ. Данные нормы нашли свое отражение в уголовном законодательстве стран СНГ как в Общей части (уголовные кодексы Узбекистана, Таджикистана), так и в Особенной части (уголовные кодексы Российской Федерации, Кыргызстана, Казахстана, Украины, Армении). При этом в Уголовном кодексе Таджикистана указанные нормы закреплены как в Общей, так и в Особенной части.

Включение норм об освобождении от уголовной ответственности и наказания в Общую часть говорит об их общем характере и распространении их действия на любые статьи Особенной части. Так, например, в Уголовном кодексе Таджикистана установлено, что не подлежит наказанию участник организованной группы или преступного сообщества, добровольно явившийся в органы власти и оказавший активное содействие в раскрытии преступных замыслов до того, как будет совершено преступление, если фактически совершенное им деяние не содержит состава иного преступления. В Уголовном кодексе Узбекистана есть некоторые исключения, касающиеся тяжести совершенного преступления. Так, лицо, являвшееся членом организованной группы либо преступного сообщества, может быть освобождено судом от наказания, если оно лично или через своего представителя явилось с повинной в органы власти, чистосердечно раскаялось, оказало содействие в предотвращении, раскрытии преступления или в выявлении и изобличении организаторов либо других соучастников, при условии, если оно непосредственно не принимало участие в совершении тяжких или особо тяжких преступлений.

Что же касается норм, закрепленных в Особенной части, то они размещаются либо непосредственно в конкретной статье (уголовные кодексы Украины, Армении), либо в виде примечания к статье (уголовные кодексы Российской Федерации, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана). При этом круг преступных деяний, предусматривающих возможность освобождения от уголовной ответственности и наказания за организованные формы преступной деятельности, различается. Так, например, подобные поощрительные нормы в уголовных кодексах Российской Федерации и Таджикистана предусмотрены в качестве примечания к статьям, устанавливающим ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования и участие в нем и за организацию преступного сообщества и участие в нем. В уголовных кодексах Кыргызстана и Казахстана освобождение от уголовной ответственности и наказания предусмотрено только за организацию незаконного вооруженного формирования и участие в нем. В уголовных кодексах Украины и Армении — только за организацию преступного сообщества (преступной организации) и участие в нем.

Следует отметить, что законодатели стран СНГ дифференцированно подошли к освобождению участников организованных групп от уголовной ответственности и наказания. Так, что касается условий освобождения от ответственности и наказания за организацию преступного сообщества (преступной организации), то в уголовных кодексах стран СНГ в качестве таковых предусмотрены следующие. Во-первых, добровольное заявление о создании, руководстве либо участии в преступном сообществе (Армения, Таджикистан, Украина (за исключением организаторов или руководителей)) либо добровольное прекращение участия в преступном сообществе (Российская Федерация). Во-вторых, активное способствование раскрытию или пресечению этого преступления (Армения, Таджикистан, Украина, Российская Федерация). В-третьих, в действиях лица не содержится иного состава преступления. Последнее условие указано в уголовных кодексах Армении, Таджикистана, Российской Федерации и не содержится в Уголовном кодексе Украины.

В отношении освобождения от уголовной ответственности и наказания за создание незаконных вооруженных формирований и участие в них подходы законодателей стран СНГ более унифицированы. Таковыми являются прекращение участия в незаконном вооруженном формировании, сдача оружия и отсутствие в действиях лица иного состава преступления.