Решение экономического суда Могилевской области от 24.02.2015 (дело N 29-1/2015)

Название документа: Решение экономического суда Могилевской области от 24.02.2015 (дело N 29-1/2015)

Требование: О признании недействительным дополнительного решения налогового органа о доначислении налога на прибыль, пеней.

Обстоятельства: Нормы расходования топливно-энергетических ресурсов плательщиком не утверждались, в результате чего затраты по электроэнергии были завышены. В связи с этим была занижена налоговая база по налогу на прибыль, что повлекло его неполную уплату.

Решение: Требование не удовлетворено, поскольку доводы плательщика о том, что он являлся научно-исследовательским учреждением и соответственно имел право включать в состав затрат сверхнормативные расходы по электроэнергии, являлись ошибочными.

Примечание к документу: Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Могилевской области от 25.06.2015 (дело N 29-1/2015/43А) данное решение оставлено без изменения.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

24.02.2015 Дело N 29-1/2015

Г. Могилев

Экономический суд Могилевской области, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «С» (далее — ООО «С») к инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — ИМНС) по району г. Могилева о признании недействительным дополнительного решения от 02.02.2015 в части доначисления налога на прибыль за 2013 год в сумме 67 045 789 руб. и штрафных санкций в сумме 14 112 372 руб., с участием представителей заявителя, заинтересованного лица

Установил:

В заявлении указано о признании недействительным дополнительного решения от 02.02.2015 в части доначисления налога на прибыль за 2013 год в сумме 67 045 789 руб. и штрафных санкций в сумме 14 112 372 руб.

В обоснование требований ООО «С» ссылается на акт проверки 19.09.2014 ИМНС по району г. Могилева, согласно которому проведена плановая проверка соблюдения налогового законодательства ООО «С» за период с 2012 по 2013 годы. По результатам проверки составлен акт проверки от 19.09.2014, принято решение от 30.10.2014 на взыскание с ООО «С» 12 929 609 руб., в том числе налога на прибыль за 2013 — 2014 годы 3 746 990 руб., пеней 9 182 619 руб. В последующем ИМНС были внесены изменения от 28.11.2014 и 18.12.2014 в акт проверки в части дополнительного доначисления с ООО «С» налога на прибыль за 2013 год в сумме 67 045 789 руб., пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 14 112 372 руб.

02.02.2015 года ИМНС принято дополнительное решение о взыскании с ООО «С» суммы 94 087 769 руб. как суммы доначисленного за 2013 — 2014 годы налога на прибыль и суммы штрафных санкций за несвоевременное перечисление налогов.

Принятое ИМНС дополнительное решение от 02.02.2015 в части доначисления и взыскания с ООО «С» за 2013 год суммы налога на прибыль в размере 67 045 789 руб. и санкций за несвоевременную уплату налога в размере 14 112 372 руб. является, по мнению заявителя, необоснованным и незаконным по тем основаниям, что ИМНС необоснованно сослалась на подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) (ред. от 26.10.2012), согласно которой к затратам не относятся расходы на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством.

Подпункт 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь является отсылочной нормой и не определяет ни конкретные топливно-энергетические ресурсы, подлежащие нормированию, ни размер этих норм, а также ни сам порядок установления норм ТЭР.

Общее правило по нормированию ТЭР, в соответствии с законодательством, определяет, что нормированию подлежат расходуемые на основные и вспомогательные нужды организациями топливо, электрическая и тепловая энергия независимо от источников энергообеспечения

В соответствии с п. 37 Положения о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденного постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 19.11.2002 N 9 (далее — Положение), разработка норм расхода ТЭР осуществляется организациями самостоятельно или с привлечением специализированных организаций, при этом решение о необходимости проведения согласования принимается руководителем самостоятельно, под свою ответственность.

В соответствии с п. 41 Положения разработанные самостоятельно нормы согласовываются Комитетом по энергоэффективности (областными городскими управлениями по надзору за рациональным использованием ТЭР) посредством проведения экспертизы представленных материалов (документов).

В то же время Положение устанавливает исключение из общего правила по требованию о необходимости согласования организациями норм расходов ТЭР с управлением по энергоэффективности.

Все необходимые нормы потребления ТЭР в 2012 — 2013 годах у ООО «С» имелись, были утверждены руководителем общества, но только не проходили утверждение (согласование) в управлении в силу законодательства.

В 2012 — 2013 годах ООО «С» выполняло по договору от 19.10.2010 опытно-конструкторские, опытно-технологические работы по монтажу и наладке оборудования новой линии для создания научно-технической продукции. При этом указанные работы с целью оптимальной наладки оборудования под минимальный объем закладки сырья, снижения расходов электроэнергии и освоение серийного выпуска продукции с 2012 года проводились с запусками сырья и выходом продукции. Полная приемка здания с готовым к выпуску серийного производства отливок новым методом литья была запланирована согласно вышеуказанному договору на 4-й квартал 2014 года.

Таким образом, заявитель считает, что в период 2012 — 2013 годов общество относилось к организациям, которые в соответствии с законодательством имели право планировать и нормировать потребление ТЭР на опытно-технологические и экспериментальные работы самостоятельно, не согласовывая их в установленном для других лиц порядке.

В соответствии со ст. ст. 126, 130 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) (ред. от 26.10.2012) при определении объекта налогообложения налогом на прибыль учитываются затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

При этом затраты на научные исследования и (или) опытно-конструкторские и опытно-технологические работы отражаются в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг) в случае, если результатом их выполнения не стало создание амортизируемого имущества (нематериальных активов).

Тем самым затраты ООО «С» по производству и реализации товаров (работ, услуг) в 2012 — 2013 годах в соответствии с указанными нормами законодательства учитывали и затраты ТЭР на научные исследования и (или) опытно-конструкторские и опытно-технологические работы и должны были быть учтены и приняты ИМНС как затраты при определении (уменьшении) налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль.

Заключение ИМНС о якобы нарушении ООО «С» п. 39 Положения со ссылками на доводы, изложенные в письме областного управления надзора за рациональным использованием ТЭР от 29.09.2014, является также, по мнению заявителя, необоснованным и незаконным.

Заявитель в судебном заседании уточнил требования — вместо «штрафных санкций в сумме 14 112 372 руб.» — «пени в сумме 14 112 372 руб.», поддержал доводы в полном объеме и просит признать недействительным дополнительное решение по изложенным доводам.

Заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении заявления по изложенным основаниям в отзыве, считая решение законным, и ссылается на ст. ст. 126, 130, 131, 141, 143 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

ИМНС по району г. Могилева проведена выездная плановая проверка ООО «С» по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.11.2010 по 30.06.2014, по вопросам исполнения налогового обязательства налоговым агентом в части подоходного налога за период с 10.12.2010 по 19.08.2014, по вопросам исполнения налогового обязательства налоговым агентом в части налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство за период с 01.11.2010 по 30.06.2014, по вопросам соблюдения иного законодательства, контроль за которыми возложен на налоговые органы за период с 01.01.2011 по 25.08.2014, что отражено актом проверки от 19.09.2014.

По результатам проверки контролирующим органом сделан вывод о том, что в нарушение ст. 130, подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь ООО «С» завышены затраты в 2013 году, по причине отнесения расходов по электроэнергии, израсходованной сверх норм за 2013 год. В результате, в нарушение п. 1 ст. 126, п. 1 ст. 141, пп. 2, 7 ст. 143 Налогового кодекса Республики Беларусь заявителем занижена налоговая база по налогу на прибыль, что повлекло неполную уплату налога на прибыль за 2013 год в сумме 67 045 789 руб., и как следствие — начислены пени за несвоевременное налоговое обязательство на сумму 14 112 372 руб.

В ходе проведения проверки установлено, что в октябре 2010 года был заключен договор от 19.10.2010 на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Заказчиком является областной исполнительный комитет, исполнителем — ГНУ «И», изготовителем — ООО «С». Согласно календарному плану работ (приложение N 2 к договору) с 4-го квартала 2010 года по 2011 год организацией проводились следующие работы: разработка конструкторской документации на составные части технологического оборудования; изготовление составных частей технологического оборудования; разработка конструкторской документации на установку получения литейных пенополистироловых моделей и на систему пескооборота, входящую в состав технологического оборудования и ее изготовление; проведены патентные исследования; проведен монтаж, ввод в эксплуатацию технологического оборудования; разработан на основании исходных данных и экспериментальных исследований технологический процесс получения отливок из железоуглеродистых сплавов по газифицируемым моделям.

В соответствии с СТБ 1080-2011 «Порядок выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по созданию научно-технической продукции» все вышеперечисленные работы относятся к опытно-конструкторским и опытно-технологическим работам по монтажу и наладке оборудования новой линии.

Из изложенного следует, что на 2010 — 2011 годы ООО «С» имело право самостоятельно утверждать нормы расхода электрической энергии (предельные уровни потребления) на период проведения опытно-технологических работ, монтажа и пуско-наладочных работ оборудования получения отливок из железоуглеродистых сплавов по газифицируемым моделям, согласно п. 19 Положения.

По календарному плану работ к договору от 19.10.2010 в 2012 году ООО «С» начало освоение серийного производства с заданными объемами выпуска продукции на 2012 год 100 тонн отливок из чугуна и стали. Согласно представленным ООО «С» материалам объемы производства чугунного и стального литья за 2012 год составили 230,3 тонны, т. е. запланированные объемы выполнены. Выручка от реализации готовой продукции за 2012 год составила 5 733 271 703 рубля, за 2013 — 11 143 917 413 рублей.

Согласно СТБ 1218-2000 «Разработка и постановка продукции на производство», пункт 3.4.24: «освоение производства: составная часть постановки продукции на производство, включающая отработку и проверку подготовленного технологического процесса и овладение практическими приемами изготовления продукции со стабильными значениями показателей и в заданном объеме выпуска».

Согласно акту проверки установлено, что в 2012 — 2013 годах организацией не утверждались нормы топливо-энергетических ресурсов на производство продукции.

В соответствии с подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 N 1582 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии» (далее — постановление N 1582) расходуемые на основные и вспомогательные нужды организациями топливо, электрическая и тепловая энергия подлежат нормированию независимо от источников энергообеспечения.

В соответствии с ч. 2 подп. 1.3 п. 1 постановления N 1582 для иных организаций нормы расхода топлива и энергии утверждаются Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации либо по его поручению областными, городским управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Государственного комитета по стандартизации.

В соответствии с п. 39 Положения нормы расхода ТЭР для организаций и индивидуальных предпринимателей ежегодно утверждаются соответствующими (по принадлежности) республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами. При этом нормы для организаций и индивидуальных предпринимателей с суммарным годовым потреблением их в пересчете в условное топливо 1 тыс. тонн и более и для котельных производительностью 0,5 Гкал/ч и выше предварительно согласовываются с Комитетом по энергоэффективности (областными, городским управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов). Для иных организаций и индивидуальных предпринимателей нормы расхода ТЭР утверждаются Комитетом по энергоэффективности (областными, городским управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов).

Согласно ответу областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов в адрес ИМНС по району г. Могилева, фактическое потребление топливно-энергетических ресурсов за 2011 и 2012 год превышает 100 тонн условного топлива, следовательно, согласно постановлению N 1582 предприятие обязано иметь нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на 2012 — 2013 годы, утвержденные в установленном порядке. ООО «С» обращалось в областное управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов с заявкой на утверждение норм на 3 — 4 кварталы 2013 года. Областное управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов в связи с обнаружением грубых ошибок отказало в осуществлении административной процедуры по утверждению удельных норм расхода ТЭР на выпуск единицы продукции.

Кроме того, управлением на основании ст. 20.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении главного инженера ООО «С» И. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.1 КоАП: «использование топливно-энергетических ресурсов без утвержденных в установленном порядке норм их расхода (предельных уровней потребления топливно-энергетических ресурсов)», нарушены требования подп. 1.3 постановления N 1582 и п. 39 Положения.

На основании данного ответа инспекцией внесены изменения и дополнения в акт выездной плановой проверки от 19.09.2014.

В соответствии с подп. 1.7 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь при налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством.

Правомерен вывод ИМНС о том, что весь расход топливно-энергетических ресурсов ООО «С» без утвержденных норм расхода является сверхнормативным. При проведении проверки сделано распределение затрат, учитываемых при налогообложении, по отнесению расходов по электроэнергии, израсходованных сверх норм.

Согласно ответу в адрес заявителя областного управления по надзору за рациональным использованием топливо-энергетических ресурсов о нормах на 2012 — 2013 годы «… с момента изготовления установочной партии продукции в 2012 году и на 2013 год для изготовления отливок из чугуна и стали, заданных объемов, должны были быть утверждены нормы расхода электрической энергии в установленном порядке. Утверждение норм расхода для продукции основного производства не исключает наличие самостоятельно утвержденных норм расхода электроэнергии (предельных уровней потребления) для дальнейшего проведения опытно-технологических и экспериментальных работ с целью совершенствования выпускаемой продукции либо освоен выпуск новой…».

Согласно ч. 1 ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (далее в настоящей главе — затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)), представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

Согласно п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Республики Беларусь объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе — дивиденды), начисленные белорусскими организациями.

Согласно п. 1 ст. 141 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговая база налога на прибыль определяется как денежное выражение валовой прибыли, подлежащей налогообложению.

Согласно п. 2 ст. 143 Налогового кодекса Республики Беларусь отчетным периодом налога на прибыль признается календарный квартал, если иное не установлено частью второй настоящего пункта. Отчетным периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, признается календарный месяц.

Таким образом, правомерны выводы ИМНС, сделанные по результатам проверки, о том, что в нарушение ст. 130, подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь ООО «С» завышены затраты в 2013 году по причине отнесения расходов по электроэнергии, израсходованной сверх норм за 2013 год. В результате, в нарушение п. 1 ст. 126, п. 1 ст. 141, пп. 2, 7 ст. 143 Налогового кодекса Республики Беларусь занижена налоговая база по налогу на прибыль, что повлекло неполную уплату налога на прибыль за 2013 год в сумме 67 045 789 руб., и как следствие — начислены пени за несвоевременное налоговое обязательство на сумму 14 112 372 руб.

Как поясняла главный бухгалтер заявителя в судебном заседании и как следует из календарного плана работ (приложение 2), в результате вышеуказанных работ обществом получен некий продукт производства, который заявителем впоследствии реализован, и получена прибыль, которая, соответственно, облагается налогом. Надуманы доводы заявителя о том, что он является научно-исследовательским учреждением и по договору от 19.10.2010 выполнялись исключительно научные работы. Договор от 19.10.2010 является договором подряда по выполнению работ. Льгот в данном случае (при выполнении работ по данному договору) по налогообложению в 2013 году заявитель не имел.

По изложенным основаниям заявление ООО «С» удовлетворению не подлежит.

Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 133, 227, 229, 230 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд

Решил:

ООО «С» в удовлетворении заявленных требований к ИМНС по району г. Могилева о признании недействительным дополнительного решения от 02.02.2015 в части доначисления налога на прибыль за 2013 год в сумме 67 045 789 руб. и пеней в сумме 14 112 372 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию экономического суда Могилевской области в 15-дневный срок с момента его принятия