Постановление апелляционной инстанции экономического суда Гомельской области от 23.02.2015 (дело N 321-11/2014-19А)

Название документа: Постановление апелляционной инстанции экономического суда Гомельской области от 23.02.2015 (дело N 321-11/2014-19А)

Обстоятельства: В связи с неисполнением обязательства по уплате арендной платы за земельный участок решение экономического суда о взыскании с ИП задолженности перед бюджетом по арендной плате, пени за просрочку уплаты арендной платы и пени за просрочку уплаты налога при упрощенной системе налогообложения является законным и обоснованным

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

23 февраля 2015 г. (дело N 321-11/2014-19А)

Апелляционная инстанция экономического суда Гомельской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Б. (г. Г.) на решение экономического суда Гомельской области от 19.01.2015 по делу N 321-11/2014 по исковому заявлению инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району г. Г. к индивидуальному предпринимателю Б. (г. Г.) о взыскании 60 961 259 рублей за счет имущества плательщика,

Установила:

Решением экономического суда Гомельской области от 19.01.2015 по делу N 321-11/2014 исковые требования истца удовлетворены в полном объеме.

Индивидуальный предприниматель Б. с принятым судом первой инстанции решением не согласился и в своей апелляционной жалобе просит отменить его как незаконное и необоснованное, принять новое постановление об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов по апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Б. указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, договор аренды земельного участка с ним не заключался. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ N 101) им самостоятельно исчислена и уплачена в 2014 году арендная плата за земельный участок в размере 9 602 650 рублей.

В судебном заседании индивидуальный предприниматель Б. (далее — ответчик) поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Инспекция МНС Республики Беларусь по г. Г. (далее — истец) в отзыве на апелляционную жалобу указывает на несостоятельность ее доводов по тем основаниям, что согласно заявлению индивидуального предпринимателя Б. произведена государственная регистрация перехода 245/264 (0,7173 га) доли в праве на земельный участок (право аренды), а в соответствии со статьей 55 Кодекса Республики Беларусь о земле при переходе прав на капитальные строения или долей их приобретателям переходят права на земельные участки, на которых они расположены, на оставшийся срок аренды соответствующего земельного участка.

Представитель истца в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Проверив в полном объеме законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба — удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Б. зарегистрирован городским исполнительным комитетом 29.08.2011 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальный предприниматель Б. является плательщиком единого налога.

По договору купли-продажи от 27.10.2011 индивидуальный предприниматель Б. приобрел у индивидуального предпринимателя И. изолированные помещения, расположенные по адресу: г. Г., пр-т Р., и ему также перешло право аренды земельного участка площадью 0,7173 га.

В связи с неуплатой в установленные сроки индивидуальным предпринимателем Б. арендной платы за земельный участок инспекция МНС Республики Беларусь по району г. Г. обратилась в суд с иском о взыскании 60 961 259 рублей задолженности перед бюджетом по арендной плате за земельный участок за счет его имущества.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) плательщик обязан уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины).

Из свидетельства о государственной регистрации РУП «Агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» следует, что за индивидуальным предпринимателем Б. произведена государственная регистрация перехода доли 245/264 в праве на земельный участок (право аренды) площадью 0,7173 га.

При проведении государственной регистрации регистратором на договоре аренды земельного участка от 09.11.2009 учинена надпись «Права и обязанности арендатора на 245/264 доли перешли к индивидуальному предпринимателю Б., дата государственной регистрации 27.10.2011».

Таким образом, индивидуальный предприниматель Б. является плательщиком арендной платы за зарегистрированный за ним земельный участок.

Апелляционной инстанцией отклоняется по причине несостоятельности довод ответчика о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, поскольку договор аренды земельного участка им не заключался, а соответственно, не наступили обязательства по оплате арендной платы за земельный участок, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 55 Кодекса Республики Беларусь о земле при переходе прав на капитальные строения (здания, сооружения) к их приобретателям переходят права на земельные участки, на которых они расположены. При переходе прав на капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на арендуемых земельных участках, к их приобретателям переходят права и обязанности по соответствующим договорам аренды земельного участка на оставшийся срок аренды соответствующего земельного участка.

В данном случае не требуется принятие решения областного, городского, городского (города областного, районного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета об изъятии и предоставлении земельного участка или переходе права на него либо доли в праве на земельный участок в случае перехода права на расположенное на нем капитальное строение (здание, сооружение), если при этом не изменяются целевое назначение земельного участка, вид вещного права на него, его размер и границы. В этих случаях государственная регистрация перехода права на земельный участок осуществляется в установленном законодательством порядке на основании документов, представленных для осуществления государственной регистрации перехода права на такое капитальное строение (здание, сооружение).

В силу подпункта 1.72 пункта 1 Указа N 101 юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения, исчисляют и уплачивают арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в соответствии с настоящим Указом, если общая площадь земельных участков, указанных в абзацах втором — четвертом настоящей части, превышает 0,5 гектара.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 32 Кодекса Республики Беларусь о земле пользование земельными участками в Республике Беларусь является платным. Формами платы за пользование земельными участками являются земельный налог или арендная плата. Размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в частной собственности граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, определяется договором аренды земельного участка.

Согласно подпункту 1.8 пункта 1 Указа N 101 основанием для исчисления арендной платы за земельные участки являются решение местного исполнительного комитета, администрации свободной экономической зоны о предоставлении земельного участка в аренду (далее — решение), свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, подтверждающее переход права аренды на земельный участок (доли в праве аренды на земельный участок) в результате государственной регистрации перехода права на расположенное на нем капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение, изолированное помещение в капитальном строении, в котором возникло совместное домовладение и управление недвижимым имуществом которого осуществляется непосредственно, или доли в праве на данные объекты к другому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину на основании совершенной сделки либо иного юридически значимого действия, а также договор аренды земельного участка, заключенный с победителем аукциона либо единственным участником несостоявшегося аукциона, и соглашение об изменении договора аренды земельного участка, зарегистрированные в установленном законодательством порядке.

Арендная плата за земельный участок определена в п. 10, п. 13 договора аренды от 09.11.2009, согласно которым годовая арендная плата за земельный участок составляет 132 126,66 доллара США и перечисляется в местный бюджет района г. Г.

Имеющиеся в деле доказательства с достоверностью свидетельствуют, что ответчик обязательство по уплате арендной платы исполнил не в полном объеме, в связи с чем истцом обоснованно заявлены требования о взыскании 60 436 450 рублей арендной платы.

Ввиду изложенного апелляционной инстанцией отклоняется довод ответчика о том, что он является плательщиком налога при упрощенной системе налогообложения, который заменяет уплату арендной платы за земельные участки, по причине противоречия данного довода нормам права.

На основании статьи 52 Налогового кодекса Республики Беларусь в связи с допущенной ответчиком просрочкой в уплате арендной платы истец обоснованно заявил требования о взыскании пени в сумме 235 219 рублей за период с 18.11.2014 по 24.11.2014.

Также ответчиком допущена просрочка в уплате налога при упрощенной системе налогообложения в сумме 5 587 500 рублей за I квартал 2014 года, в связи с чем истец правомерно исчислил пеню в размере 289 590 рублей за период с 10.06.2014 по 11.09.2014 в связи с просрочкой указанного налогового обязательства.

При таких обстоятельствах решение экономического суда Гомельской области от 19.01.2015 по делу N 321-11/2014 является законным и обоснованным, установленных статьей 280 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь оснований для изменения или его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 133, 279, 281 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, апелляционная инстанция

Постановила:

Решение экономического суда Гомельской области от 19.01.2015 по делу N 321-11/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Постановление суда апелляционной инстанции, рассматривающего экономические дела, вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца с момента вступления его в законную силу.