Название документа: Постановление экономического суда Гродненской области от 26.01.2015 (дело N 25-4Ап/2015) «О наложении административного взыскания»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
26 января 2015 г. (дело N 25-4Ап/2015)
О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ
Судья экономического суда Гродненской области с участием лица, в отношении которого ведется административный процесс, — индивидуального предпринимателя Г. (далее — ИП Г.) и должностного лица органа, ведущего административный процесс, — К., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, поступившего из инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — ИМНС) по району Гродненской области, в отношении ИП Г., проживающей по адресу: г. Г., ул. Н. (замужем, имеет одного иждивенца 12.06.2011 г. р.), по ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Ранее ИП Г. привлекалась к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.17 КоАП и постановлением о наложении административного взыскания по делу N 2-8Ап/2014 от 13.01.2014 подвергнута штрафу в доход государства в размере 2 базовых величин в сумме 260 000 рублей с конфискацией имущества, указанного в протоколе описи от 20.12.2013 на сумму 39 550 000 рублей,
Установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 12.01.2015 следует, что ИП Г. осуществлялась хранение товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих приобретение, поступление, перемещение), а именно: в нарушение подп. 1.12 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь, ст. 10 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07.2013 N 57-3, п. 2 гл. 1 Инструкции по заполнению типовых форм учетных документов ТТН-1 «товарно-транспортная накладная», ТН-2 «товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов РБ от 18.12.2008 N 192 (с изменениями и дополнениями), подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 N 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами», 07.11.2014 в 10 часов 30 минут на торговом месте рынка «Ю», расположенном по адресу: г. Г., ул. И. осуществлялось хранение (женских шуб из натурального меха) в количестве 89 штук и (женских кожаных дубленок) в количестве 6 штук (протокол описи арестованного и изъятого имущества от 24.12.2014) без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих их приобретение, и 37 штук (женских шуб из натурального меха) без наличия требуемых в предусмотренных случаях документов, подтверждающих их перемещение на территории Республики Беларусь, т. е. с места хранения — г. Г. ул. Л. к месту реализации — рынок «Ю» (протокол описи арестованного и изъятого имущества от 24.12.2014), всего хранилось с нарушением действующего законодательства 126 единиц меховых изделий (женские шубы из натурального меха) и 6 женских дубленок на общую сумму 1 317 456 000 (один миллиард триста семнадцать миллионов четыреста пятьдесят шесть тысяч) белорусских рублей. В ходе проведения проверки ИП Г. были предоставлены опись остатков товаров по состоянию на 01.07.2014, свидетельствующая о приобретении женских шуб в количестве 89 единиц из искусственного меха, товарная накладная РФ от 27.10.2014 ООО «Т» г. М., свидетельствующая о приобретении женских шуб в количестве 40 единиц. Внутренняя товарная накладная на перемещение женских шуб в количестве 40 единиц с ул. г. Г. на торговое место на рынке «Ю» г. Г. предоставлена не была. На хранимый товар (женские кожаные дубленки) в количестве 6 штук документов предоставлено не было. Согласно протокола опроса ИП Г. от 07.11.2014 установлено, что женские шубы из искусственного меха в количестве 126 штук и женские дубленки в количестве 6 штук, хранившиеся на торговом месте на рынке «Ю» без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих их приобретение и перемещение, приобретены в Российской Федерации. Кроме вышесказанного ИП Г. указала, что все женские шубы, которые находятся у нее в торговом месте, являются изделиями из искусственного меха, а почему на изделиях имеются бирки со сведениями по уходу за изделиями из натурального меха ничего пояснить не смогла. По поводу отсутствия товарной накладной на перемещение женских шуб в количестве 37 штук с ул. Л., на рынок «Ю» г. Г. ИП Г. пояснить ничего не смогла. 11.11.2014 по материалу проверки была назначена 31 биологическая экспертиза, проведение которой было поручено управлению судебно-биологических экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь. Согласно полученным заключениям эксперта все изделия, предоставленные на экспертизу в количестве 31 единицы, являются изделиями из натурального меха. 24.12.2014 по протоколу описи арестованного и (или) изъятого имущества, составленному 07.11.2014, ИМНС по району было вынесено постановление об отмене данного протокола описи в связи с недостоверностью указанной стоимости арестованного имущества и невозможностью внести изменения в протокол описи арестованного и (или) изъятого имущества, а вместо него был составлен 24.12.2014 новый протокол описи арестованного и (или) изъятого имущества.
Таким образом, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.17 КоАП.
ИП Г. в судебном заседании признала факт правонарушения и вину по делу только в части отсутствия документов на 6 женских дубленок. В остальной части вину не признала.
Как видно из материалов дела, ИП Г. 07.11.2014 в 10 часов 30 минут на торговом месте рынка «Ю», расположенном по адресу: г. Г., ул. И., осуществлялось хранение женских шуб из натурального меха в количестве 89 штук и женских кожаных дубленок в количестве 6 штук (протокол описи арестованного и изъятого имущества от 24.12.2014) без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих их приобретение, и 37 штук женских шуб из натурального меха без наличия требуемых в предусмотренных случаях документов, подтверждающих их перемещение на территории Республики Беларусь, т. е. с места хранения — г. Г. ул. Л. к месту реализации — рынок «Ю» г. Г., а всего хранилось с нарушением действующего законодательства 126 единиц меховых изделий (женские шубы из натурального меха) и 6 женских дубленок на общую сумму 1 317 456 000 рублей.
Должностным лицом инспекции было выписано требование на предоставление документов на товар до 12 часов 00 минут 07.11.2014. Однако по истечении указанного в требовании срока затребуемые документы представлены не были.
В ходе проведения проверки ИП Г. была предоставлена опись остатков товаров по состоянию на 01.07.2014, свидетельствующая о приобретении женских шуб в количестве 89 единиц из искусственного меха. В рамках административного процесса ИМНС была назначена 31 биологическая экспертиза, проведение которой было поручено управлению судебно-биологических экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь. Согласно полученным заключениям эксперта следует, что все из указанных шуб являются изделиями из натурального меха.
Документы, подтверждающие приобретение ИП Г. изделий из натурального меха, у последней отсутствуют, что подтверждено ей в судебном заседании.
Дополнительно ИП Г. была представлена товарная накладная Российской Федерации от 27.10.2014 ООО «Т» г. М., свидетельствующая о приобретении женских шуб в количестве 40 единиц. Согласно указанной выше ТН получателем товара является ИП Г., г. Г., ул. Л. Товарно-транспортная накладная на перемещение женских шуб в количестве 37 единиц с ул. Л. г. Г. (место хранение) на торговое место на рынке «Ю» г. Г. (место реализации) органу, ведущему административный процесс, также предоставлена не была.
В протоколе опроса от 24.12.2014 ИП Г. пояснила, что она не знает, имеются ли у нее документы на перемещение женских шуб в количестве 37 единиц с места хранения на место реализации.
На дубленки женские в количестве 6 штук документы у ИП Г. отсутствуют, что признано последней в судебном заседании.
В соответствии с п. 1.12 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами: подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, — в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке.
Согласно части первой подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 N 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — единый налог) при осуществлении розничной торговли товарами, отнесенными к товарным группам, указанным в подп. 1.1 п. 1 ст. 296 Налогового кодекса Республики Беларусь, обязаны обеспечить наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) таких товаров, в местах их хранения, реализации и при их перевозке (транспортировке).
Таким образом, индивидуальные предприниматели, независимо от применяемых ими режимов налогообложения, с 1 июля 2014 года обязаны обеспечить в местах реализации наличие документов, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при условии, что такие товарно-материальные ценности поступают напрямую от поставщика (продавца) непосредственно в места реализации, в ином случае, в местах реализации — наличие документов на отпуск товаров из мест хранения в места реализации.
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 утверждена Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная») в соответствии с которой накладные ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями (далее — организации) и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей (далее — товары) у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товары, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, принимаются на учет на основании документов, выписанных грузоотправителем. Накладная ТТН-1 предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств (далее — автомобиль), расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 199, 2/1375). Накладная ТН-2 используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным). При перемещении товаров для собственных нужд (внутреннем перемещении) наряду с накладными ТТН-1 и ТН-2 могут использоваться первичные учетные документы, составленные по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, в соответствии с законодательством.
В судебное заседание ИП Г. представила ТТН от 28.10.2014 на внутренне перемещение 40 единиц шуб женских с места хранения к месту их реализации.
Судом критически оценивается указанная выше ТТН, поскольку она не была предоставлена по требованию должностного лица ИМНС от 07.11.2014, и еще 24.12.2014 ИП Г. не могла пояснить должностному лицу органа, ведущего административный процесс, имеется ли у нее данная ТТН или нет.
Более того, предоставленная в суд ТТН от 28.10.2014 в нарушение Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192, не содержит подписей отправителя и получателя груза.
Факт совершения вменяемого правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 12.01.2015, актом внеплановой тематической оперативной проверки от 07.11.2014, протоколами опроса ИП Г. от 07.11.2014 и 24.12.2014, требованием должностного лица ИМНС по району Гродненской области от 07.11.2014, протоколом осмотра от 07.11.2014, протоколом описи от 24.12.2014, заключениями эксперта в рамках проведенных биологических экспертиз по делу и другими доказательствами по делу.
В судебном заседании рассмотрено заявление ИП Г. от 15.01.2015, адресованное в ИМНС по Гродненской области и КГК по Гродненской области. С учетом пояснения ИП Г. и анализа содержания обращения, суд приходит к выводу, что заявление не является жалобой на действие должностного лица и не подлежит рассмотрению в порядке гл. 7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Республики Беларусь, а является правовой позицией ИП Г. по административному делу. Судом при рассмотрении дела дана оценка всем доводам, изложенным в заявлении ИП Г. от 15.01.2015.
Довод ИП Г. о том, что она не торговала шубами, не может быть принят судом во внимание, поскольку согласно протоколу об административном правонарушении от 12.01.2015 ей вменяется не реализация, а хранение товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих приобретение, поступление, перемещение).
Не подтверждается материалами дела довод ИП Г. о том, что она представляла во время проверки документы о приобретении (поступлении) товара, поскольку в судебном заседании ИП Г. пояснила, что документы на 6 женских дубленок и 89 шуб из натурального меха у нее отсутствуют.
Довод о стоимости арестованного имуществ также не влияет на результаты рассмотрения дела, поскольку судом с ИП Г. не взыскивалась стоимость арестованного имущества.
Исследовав приложенные к протоколу об административном правонарушении документы, являющиеся доказательствами, опросив свидетелей по делу, суд пришел к выводу о наличии в деянии привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.17 КоАП.
В соответствии с ч. 4 ст. 12.17 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.
При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:
Факт совершения административного правонарушения и вина ИП Г. подтверждены собранными по делу доказательствами;
ИП Г. признала факт правонарушения и вину по делу только в части отсутствия документов на 6 женских дубленок, в остальной части вину не признала;
ИП Г. имеет одного иждивенца 12.06.2011 г. р., что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность; ранее ИП Г. привлекалась к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.17 КоАП и постановлением о наложении административного взыскания по делу от 13.01.2014 подвергнута штрафу в доход государства в размере 2 базовых величин в сумме 260 000 рублей с конфискацией имущества, указанного в протоколе описи от 20.12.2013 на сумму 39 550 000 рублей (исполнено 08.04.2014), что является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Поэтому с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, степени вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения будет административное наказание, предусмотренное ч. 4 ст. 12.17 КоАП, в виде штрафа в размере 10 базовых величин на сумму 1 800 000 рублей, с конфискацией имущества (шуб и дубленок женских), поименованного в протоколе описи арестованного и изъятого имущества от 24.12.2014 на сумму 1 317 456 000 рублей.
Применение наряду с административным штрафом конфискации имущества суд мотивирует необходимостью достижения задач административного процесса — неотвратимости ответственности, защиты интересов общества и государства, изобличения и привлечения виновных к административной ответственности. Кроме того, судом учитывалось, что в случае возвращения товара, на который нет никаких документов, он может быть незаконно вовлечен в экономический оборот.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,
Постановил:
ИП Г. на основании ч. 4 ст. 12.17 КоАП привлечь к административной ответственности и подвергнуть штрафу в доход государства в размере 10 базовых величин на сумму 1 800 000 рублей, с конфискацией имущества (шуб и дубленок женских), поименованного в протоколе описи арестованного и изъятого имущества от 24.12.2014 на сумму 1 317 456 000 рублей.
Штраф в сумме 1 800 000 рублей должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа.
Документы, подтверждающие уплату штрафа (подлинники) должны быть представлены в экономический суд Гродненской области не позднее 09.03.2015.
В случае непредставления лицом, подвергнутым административному взысканию, документа, подтверждающего его уплату, судом в территориальный орган принудительного исполнения будет направлено представление на принудительное взыскание штрафа.
При оформлении платежных документов в графе «назначение платежа» следует указать: «взыскано по постановлению экономического суда N 25-4Ап/2015».
Постановление о наложении административного взыскания в части конфискации товара (предмета, орудия, средства совершения административного правонарушения) исполняется в соответствии с законодательством.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение десяти суток со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии постановления по делу об административном правонарушении, а при его вынесении в присутствии лица, в отношении которого ведется административный процесс, — не позднее десяти суток со дня его объявления в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление в порядке, предусмотренном ст. ст. 12.1 — 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.