Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 24.12.2014 (дело N 121-16/2014/136А/1222К)

Название документа: Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 24.12.2014 (дело N 121-16/2014/136А/1222К)

Требование: Об отказе в признании недействительным решение налогового органа.

Обстоятельства: Обществу были предоставлены горный отвод для разработки месторождения природного ресурса, а также земельный участок для строительства автомобильной дороги. Для ОАО были утверждены лимиты добычи грунта, с учетом которых организация уплачивала налог. По результатам камеральной проверки налоговым органом обществу было вынесено решение о доначислении к уплате в бюджет суммы налогов, в том числе налога на добычу (изъятие) природных ресурсов, а также суммы пеней.

Решение: Требование не было удовлетворено, так как налоговым органом неправильно определен объект налогообложения и необоснованно применены ставки налога.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

24 декабря 2014 г. (дело N 121-16/2014/136А/1222К)

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району г. Могилева (далее — ИМНС Республики Беларусь по району г. Могилева) на постановление апелляционной инстанции экономического суда Могилевской области от 30.10.2014 по делу N 121-16/2014/136А по заявлению открытого акционерного общества «Д» (далее — ОАО «Д») о признании недействительным решения ИМНС Республики Беларусь по району г. Могилева от 21.03.2014, с участием представителей,

Установила:

Решением экономического суда Могилевской области от 21.07.2014 в удовлетворении заявления ОАО «Д» о признании недействительным решения ИМНС Республики Беларусь по району г. Могилева от 21.03.2014 отказано.

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Могилевской области от 30.10.2014 решение суда первой инстанции от 21.07.2014 отменено, решение ИМНС Республики Беларусь по району г. Могилева от 21.03.2014 признано недействительным.

В кассационной жалобе ИМНС Республики Беларусь по району г. Могилева просит отменить постановление апелляционной инстанции от 30.10.2014, оставив в силе решение суда первой инстанции от 21.07.2014. Налоговый орган не согласен с выводами суда апелляционной инстанции о том, что ОАО «Д» осуществляло добычу песчаных грунтов (а не строительного песка), на добычу которых законодательством не установлено лимитов, указывает на отсутствие компетенции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды) в вопросах определения налоговой базы для исчисления и уплаты налога на добычу (изъятие) природных ресурсов. В судебном заседании представители ИМНС Республики Беларусь по району г. Могилева доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.

ОАО «Д» в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании указывают на необоснованность жалобы, просят оставить постановление апелляционной инстанции экономического суда Могилевской области от 30.10.2014 без изменения (отзыв в деле).

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения экономическим судом норм материального и процессуального права, пришла к выводу о том, что жалобу ИМНС Республики Беларусь по району г. Могилева надлежит оставить без удовлетворения исходя из следующего.

Решением ИМНС Республики Беларусь по району г. Могилева от 21.03.2014, вынесенным по результатам камеральной проверки ОАО «Д» (акт камеральной проверки от 10.01.2014), обществу доначислено к уплате в бюджет 1 970 297 044 рубля, в том числе налог на добычу (изъятие) природных ресурсов в десятикратном размере установленной ставки в сумме 1 344 025 780 рублей и 626 271 258 рублей пени.

Согласно акту проверки и решению ОАО «Д» в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 22 и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) не произведены исчисление и уплата налога на добычу (изъятие) природных ресурсов в части добычи песка строительного для использования в дорожном строительстве. Добыча (изъятие) организацией песка из месторождения «Ключикское» Белыничского района в 2011 — 2012 годах производилась без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов).

Как следует из материалов дела, протоколом государственной экспертизы геологической информации по объекту «Детальная разведка юго-восточной части месторождения песка «Ключикское» Белыничского района Могилевской области», утвержденным приказом Минприроды от 24.12.2010 N 464-ОД, запасы песка юго-восточной части месторождения «Ключикское» в количестве 879,7 тыс. куб. м по категории С1 утверждены в качестве сырья, пригодного в природном виде для отсыпки земляного полотна автомобильных дорог и дополнительных слоев дорожных одежд в соответствии с требованиями ТКП 45-3.03-19-2006 (02250) «Автомобильные дороги. Нормы проектирования».

Решением Могилевского облисполкома от 25.04.2011 N 7-8 ОАО «Д» предоставлен горный отвод для разработки месторождения песков «Ключикское», а решением от 14.07.2011 N 10-23 — во временное пользование сроком на 2 года земельный участок площадью 14,41 га для строительства объекта «Автомобильная дорога М-4 Минск — Могилев, км 140,0 — км 150,0».

Решениями Белыничского районного Совета депутатов от 31.03.2011 N 9-6 и от 31.01.2012 N 17-7 для ОАО «Д» утверждены лимиты добычи грунта в 2011 — 2012 годах соответственно, с учетом которых организация уплачивала налог.

Суд первой инстанции признал решение ИМНС Республики Беларусь по району г. Могилева от 21.03.2014 соответствующим законодательству. Исходя из содержания приказа Минприроды от 24.12.2010 N 464-ОД, решения Могилевского облисполкома от 14.07.2011 N 10-23, проектной и строительной документации, товарно-транспортных накладных и иных документов суд согласился с выводами налогового органа о том, что из месторождения «Ключикское» ОАО «Д» добывался строительный песок.

Суд апелляционной инстанции, оценивая указанные выше доказательства по делу, получив мнение Минприроды о полезном ископаемом, добываемом ОАО «Д» в месторождении «Ключикское» (письмо от 22.09.2014), пришел к обратным выводам. В постановлении от 30.10.2014 апелляционная инстанция указала, что при строительстве республиканской автомобильной дороги М-4 Минск — Могилев, 140,7 — 150,0 км ОАО «Д» использовался песчаный грунт из месторождения «Ключикское», а не строительный песок. Таким образом, налоговой инспекцией неправильно определен объект налогообложения и необоснованно применены ставки налога на песок строительный.

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь оснований, установленных статьей 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, для отмены или изменения постановления апелляционной инстанции экономического суда Могилевской области от 30.10.2014 не усматривает исходя из следующего.

В соответствии со статьей 211 НК объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов (в том числе): песка формовочного, стекольного, строительного; грунта для земляных сооружений.

В соответствии со статьей 23 Кодекса Республики Беларусь о недрах (далее — Кодекс о недрах) пески (кроме песка, используемого в качестве формовочного, для производства стекла, фарфоро-фаянсовых изделий, огнеупорных материалов, цемента) относятся к общераспространенным полезным ископаемым.

Однако понятие «песок строительный» законодательством не определено.

В документах инженерно-геологических изысканий, строительного проекта используются термины «пески», «песчаный грунт», «грунты» с общим выводом о том, что запасы песка юго-восточной части месторождения «Ключикское» могут быть использованы в качестве сырья, пригодного в качестве грунтов для обсыпки земляного полотна, и качество этого сырья определяется в соответствии с СТБ 943-2007 «Грунты. Классификация», а не с ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ».

В материалах государственной экспертизы геологической информации по объекту «Детальная разведка юго-восточной части месторождения песка «Ключикское» Белыничского района Могилевской области» при описании объекта применено словосочетание «месторождение строительных песков».

При таких обстоятельствах и с учетом компетенции Минприроды по государственному управлению и регулированию отношений в области использования и охраны недр, добычи полезных ископаемых, определенной Кодексом о недрах, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2013 N 503 «О некоторых вопросах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь», суд апелляционной инстанции правомерно и обоснованно при разрешении вопроса о предмете добычи (изъятия) ОАО «Д» природных ресурсов в месторождении «Ключевское» принял во внимание позицию Минприроды.

Согласно ответу Минприроды от 22.09.2014 на запрос суда апелляционной инстанции запасы песка юго-восточной части месторождения «Ключикское» не относятся к строительным пескам, но в качестве сырья пригодны в природном виде для отсыпки и ремонта земляного полотна автомобильных дорог (для земляных сооружений) и дополнительных слоев дорожных одежд.

Принимая во внимание предписания подпункта 9.1 пункта 9 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», устанавливающие, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан, апелляционная инстанция экономического суда Могилевской области пришла законному и обоснованному выводу о несоответствии решения ИМНС Республики Беларусь по району г. Могилева от 21.03.2014 законодательству (НК) и нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов ОАО «Д».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

Постановила:

Постановление апелляционной инстанции экономического суда Могилевской области от 30.10.2014 по делу N 121-16/2014/136А оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району г. Могилева — без удовлетворения.

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь вступает в законную силу с момента его принятия, но может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со статьями 300 — 304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.