Название документа: Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 22.12.2014 (дело N 210-14/2014/253А/1231К)
Требование: О признании недействительным акта транспортной инспекции.
Обстоятельства: Было зарегистрировано нарушение ИП порядка оплаты проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам (использование устройства электронной оплаты, не персонализированного для данного транспортного средства). В связи с выявленным фактом транспортной инспекцией в отношении ИП был составлен акт, содержавший требование о внесении платы в увеличенном размере.
Решение: Требование не было удовлетворено, поскольку составленный акт соответствовал требованиям законодательства.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22 декабря 2014 г. (дело N 210-14/2014/253А/1231К)
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя П. (далее — ИП П.) на решение экономического суда Минской области от 19.09.2014 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 05.11.2014 по делу N 210-14/2014 по заявлению ИП П. к государственному учреждению «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (далее — Транспортная инспекция), государственному учреждению «Б» (далее — РУП «Белавтострада») и иностранному обществу с ограниченной ответственностью «К» (далее — ИООО «К») о признании недействительным акта от 09.04.2014, с участием представителей
Установила:
Решением экономического суда Минской области от 19.09.2014 заявителю — ИП П. отказано в удовлетворении заявленного требования: о признании недействительным акта Транспортной инспекции от 09.04.2014.
Постановлением апелляционной инстанции этого суда от 05.11.2014 решение от 19.09.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИП П. просит отменить вышеуказанные судебные постановления и принять новое — об удовлетворении заявленного требования. По его мнению, судебные инстанции неправильно истолковали нормы материального права, нарушили нормы процессуального права, не учли все обстоятельства дела и приняли незаконные и необоснованные судебные постановления. Считает выводы судебных инстанций не соответствующими материалам и фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание явились представители сторон.
Представители заявителя в судебном заседании судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь пришла к выводу о том, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Согласно имеющимся в материалах дела документам заявителю — ИП П. принадлежит грузовой специальный автомобиль МАЗ 551605 271, регистрационный знак АН 0001-5.
20.12.2013 ИП П. и РУП «Белавтострада» (ныне — ГУ «Белавтострада») заключили договор пользования платной дорогой, в приложении N 1 к которому регистрационный знак вышеназванного автомобиля был указан как FY 0001-5. При этом из текста договора следует, что подтвердил, что он не только ознакомлен с содержанием правовых актов, касающихся обязанности внесения платы за проезд, связанных с этим прав и обязанностей, но и то, что содержание правовых актов ему как собственнику (владельцу) транспортного средства понятно (пункт 3 общих условий договора).
Во исполнение данного договора оператор — ИООО «К» — выдал заявителю для размещения на специальном автомобиле МАЗ 551605 271, регистрационный знак АН 0001-5, устройство электронной оплаты, персонализированное под транспортное средство с регистрационным номером FY 0001-5.
В связи с тем, что бортовое устройство оказалось не персонализированным под грузовой автомобиль с регистрационным знаком АН 0001-5, 08.04.2014 при пересечении автомобилем контрольного пункта, оборудованного видеокамерами системы электронного сбора платы (то есть контрольного пункта, на котором система соотносит номер автомобиля, зафиксированный видеокамерой, с номером автомобиля, внесенным в устройство электронной оплаты), системой было зарегистрировано нарушение порядка оплаты за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь (ЕТС-Система), совершение которых влечет плату в увеличенном размере (12-й тип нарушения — использование устройства электронной оплаты, не персонализированного для данного транспортного средства). На основании сведений о нарушении, поступивших от ЕТС-Системы, 09.04.2014 Транспортной инспекцией был составлен акт.
ИП П., полагая, что данный акт не соответствует законодательству, а также нарушает его законные права и интересы, обратился в экономический суд с заявлением, в котором просит признать его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Взимание платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь или на отдельных их участках, эксплуатация системы электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь, а также вопросы взаимодействия организаций, обеспечивающих взимание данной платы, урегулированы Положением об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 N 426 (далее — Положение), а также Положением о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 N 340.
В соответствии с законодательством ЕТС-Система передана в оперативное управление ГУ «Белавтострада», с которым собственник транспортных средств заключает договор пользования платной дорогой; управление ЕТС-Системой осуществляет оператор — ИООО «К», который обеспечивает надлежащее функционирование системы, сбор, хранение и использование для целей обеспечения работы ЕТС-Системы сведений о пользователях платной дорогой, выявляет допускаемые ими нарушения; а государственное учреждение «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» осуществляет контроль за соблюдением пользователями платных дорог установленного порядка взимания платы за проезд, включая взимание платы в увеличенном размере.
В соответствии с пунктом 12 Положения в случае фиксации факта неоплаты или неполной оплаты за проезд по платной автомобильной дороге, отсутствия на транспортном средстве устройства электронной оплаты, за исключением транспортных средств, указанных в части 3 пункта 4 Положения, использования такого устройства, не предназначенного для данного транспортного средства либо соответствующей категории транспортного средства, или использования неработающего или неисправного такого устройства оплаты плата за проезд взимается в увеличенном размере согласно порядку взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.
Согласно нормам пункта 4 Положения пользование платной автомобильной дорогой осуществляется пользователем платной автомобильной дороги после получения устройства электронной оплаты, предназначенного для идентификации транспортного средства в движении системой электронного сбора платы и оплаты проезда, выданного ИООО «К» (Республика Беларусь), осуществляющим управление работой системы электронного сбора платы, и установки его на транспортное средство в соответствии с порядком технологической эксплуатации, определяемым оператором. При этом на каждое транспортное средство в зависимости от его категории устанавливается отдельное устройство электронной оплаты, которое запрещается переустанавливать на другое транспортное средство вне зависимости от его категории.
Для идентификации транспортного средства в ЕТС-Системе используется особый набор характеристик транспортного средства, записываемый в память устройства электронной оплаты при его персонализации. Указанный набор характеристик состоит из регистрационного знака транспортного средства и страны регистрации и указывается в приложении к договору пользования платной автомобильной дорогой.
При этом другие данные о транспортном средстве для его идентификации в движении системой электронной оплаты использоваться не могут.
В силу пункта 62 Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 N 340, в случае выявления нарушения порядка оплаты системой электронного сбора платы за проезд по платным дорогам уполномоченное должностное лицо Транспортной инспекции составляет акт нарушения, содержащий требование о внесении платы в увеличенном размере и выполнении порядка взимания платы за проезд транспортных средств по платным дорогам.
Согласно пункту 64 Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 N 340, в отношении собственников (владельцев) транспортных средств — резидентов Республики Беларусь при выявлении нарушения порядка оплаты за проезд по платной дороге уполномоченное должностное лицо Транспортной инспекции направляет собственнику (владельцу) транспортного средства акт нарушения, содержащий требование о внесении платы в увеличенном размере не позднее 30 дней с момента составления акта нарушения, с приложением квитанции с указанием суммы платы в увеличенном размере.
Как усматривается из материалов дела, Транспортной инспекцией от оператора ЕТС-Системы были получены сведения о том, что в отношении автомобиля с регистрационным знаком АН 0001-5 было зафиксировано нарушение 12-го типа — использование устройства электронной оплаты, не персонализированного для данного транспортного средства, за которое постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 17.06.2013 N 21 «О некоторых вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь» установлен размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь в увеличенном размере, для автомобилей с технической допустимой общей массой более 3,5 т — 130 евро за каждое нарушение.
Таким образом, оценив в совокупности представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, судебными инстанциями был сделан обоснованный вывод о правомерности составления Транспортной инспекцией на основании вышеуказанных сведений оспариваемого акта и, как следствие, — вывод о необоснованности заявленного требования, не приняв во внимание доводы заявителя.
При таких обстоятельствах в соответствии с частью 1 статьи 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, согласно которой основаниями для изменения или отмены судебных постановлений суда, рассматривающего экономические дела, первой и (или) апелляционной инстанции являются их необоснованность, нарушение либо неправильное применение норм материального и (или) процессуального права, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь пришла к выводу о том, что оснований для изменения либо отмены вступивших в законную силу судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь судебные расходы заявителя, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, следует отнести на заявителя.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь
Постановила:
Решение экономического суда Минской области от 19.09.2014 и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 05.11.2014 по делу N 210-14/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИП П. — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 300 — 304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.