Новое в порядке расследования несчастных случаев на производстве

С 14 ноября 2015 г. вступила в силу Инструкция о порядке заполнения, ведения и хранения документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — Инструкция), утвержденная совместным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.08.2015 N 51/94 (далее — совместное постановление). Совместным постановлением установлены также формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно приложениям 1 — 15.

Согласно абз. 2 п. 3 совместного постановления утратило силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.01.2004 N 5/3 «Об установлении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Совместным постановлением введены две новые формы документов — форма журнала учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму (приложение 1), и форма заключения о тяжести производственной травмы (приложение 2).

В целом формы документов не претерпели существенных изменений. Термин «наниматель» в новых формах документов изменен на термин «страхователь». Обусловлено такое изменение в том числе последней редакцией Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда), в которой вместо термина «наниматель» применяется более широкое понятие «работодатель» (абз. 16 ч. 1 ст. 1 Закона об охране труда).

Страхователь — организации (включая иностранные), их обособленные подразделения, а также физические лица, которые в соответствии с законодательством предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, проживающим в Республике Беларусь, или привлекают к работе таких граждан, или обеспечивают их деятельность (абз. 3 п. 271 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности»).

Если ранее пояснения о порядке заполнения документов приводились после формы документа, то в настоящее время порядок заполнения систематизирован в единую Инструкцию.

В главе 1 Инструкции приведены общие положения, регулирующие порядок заполнения документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Так, пунктом 3 Инструкции установлено, что документы, необходимые для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не относятся к документам с определенной степенью защиты. Бланки документов можно распечатывать на обычном принтере.

При оформлении документов допускается внесение исправлений. Внесенные исправления указываются на левом поле документов и заверяются подписью руководителя организации, страхователя (страхователя — физического лица) и печатью (при ее наличии).

Документы оформляются с помощью компьютерной техники (печатной машинки) или от руки, но только синими или черными чернилами. Записи производятся на русском или белорусском языке, разборчиво и четко (п. 5 Инструкции).

Заполнение пунктов в документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществляется путем ответов на поставленные вопросы.

Не допускается употребление:

  • просторечия и экспрессивных форм разговорной речи;
  • иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в белорусском или русском языке;
  • нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор;
  • аббревиатур, кроме общеизвестных или расшифрованных в тексте документа;
  • ненормативной лексики.

С 6 сентября 2015 г. действует новая редакция Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — Правила), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 N 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Рассмотрим основные нововведения по сравнению с предыдущей редакцией Правил.

1. В п. 1-1 Правил приводится определение термина «производственная травма» — повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве.

2. Из Правил исключен пункт 2.1, согласно которому действие Правил распространялось в том числе на нанимателей. Такое изменение отнюдь не означает, что новая редакция Правил не распространяется на нанимателей.

Пунктом 2.2 Правил установлено, что их действие распространяется в том числе на страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (страхователей).

Определение термина «страхователь» приводится в данной статье выше. Страхователями являются в том числе организации (включая иностранные), их обособленные подразделения.

Таким образом, любой наниматель будет являться одновременно и страхователем в отношении своих работников. Пункт 2.1 исключен ввиду ненадобности.

Необходимо отметить, что термин «наниматель» исключен и из других пунктов Правил.

3. Согласно новой редакции пункта 3 Правил в отношении лиц, на которых распространяется действие Правил, может применяться термин «работающие».

Определение термина «работающие» приводится в ст. 1 Закона об охране труда.

Более широкий термин «работающие» заменил термин «работники» в других пунктах Правил.

4. Исключение пункта 3.9 Правил обусловлено отсутствием в настоящее время обязанности нанимателя по осуществлению контроля за соблюдением лицами, выполняющими работы по гражданско-правовым договорам, норм и правил по охране труда, если иное не предусмотрено в самих гражданско-правовых договорах.

Действие Правил будет распространяться на работающих вне зависимости от вида заключенного с ними договора, если работы выполнялись на территории или в ином месте, предоставленном страхователем (п. 3.1).

5. Согласно абзацу 5 пункта 8 Правил должностное лицо организации, страхователя немедленно сообщает страхователю о происшедшем несчастном случае.

6. Как уже упоминалось, совместным постановлением установлена новая форма документов согласно приложению 1 — журнал учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму. Указанная форма введена для организаций здравоохранения.

Согласно пункту 9 Правил на основании журнала учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму, организации здравоохранения информируют:

  • в течение одного рабочего дня страхователей о лицах, которым была оказана медицинская помощь в связи с производственными травмами, а в случае получения производственной травмы работающим, направленным страхователем для выполнения его задания либо для исполнения своих обязанностей в другую организацию, — организацию, на территории которой произошло травмирование;
  • ежемесячно до 10-го числа письменно соответствующие структурные подразделения Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент государственной инспекции труда) о лицах, которым оказана медицинская помощь в связи с травмами на производстве.

7. Согласно дополнениям, внесенным в пункт 10 Правил, страхователь при получении сообщения о несчастном случае в том числе сообщает о произошедшем родственникам потерпевшего, профсоюзу (иному представительному органу работников).

Сообщать страховщику о несчастном случае теперь необходимо в течение одного рабочего дня после получения заключения о тяжести производственной травмы потерпевшего с направлением копии заключения о тяжести производственной травмы, а о групповом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом — в течение одного рабочего дня после получения сообщения о несчастном случае.

Важное нововведение установлено пунктом 10-1 Правил. Установлен срок, в который организация здравоохранения обязана направить организации, страхователю заключение о тяжести производственной травмы установленной формы.

По запросу страхователя, страховщика в письменной форме и (или) в виде электронного документа, оформленного в соответствии с законодательством об электронных документах и электронной цифровой подписи, в связи с проведением расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания организации здравоохранения в течение пяти рабочих дней предоставляют дополнительную информацию о фактах обращения потерпевшего за медицинской помощью и состоянии его здоровья, сведения о наличии заболеваний, диагнозе, а в случае смерти — и информацию о результатах патологоанатомического исследования.

8. Вместо термина «несчастный случай с тяжелым исходом» в новой редакции Правил введен термин «несчастный случай, приведший к тяжелым производственным травмам».

9. Дополнения внесены в пункт 16 Правил. Установлено, что представлять интересы потерпевшего можно иному лицу, но только на основании доверенности, оформленной в установленном законодательством порядке, либо одному из близких родственников погибшего.

10. С целью соответствия Закону об охране труда внесены изменения в п. 18 Правил. Согласно ч. 1 ст. 20 Закона об охране труда для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

11. Пунктом 27 Правил установлен срок, в течение которого в случае реорганизации организации, страхователя правопреемником по заявлению потерпевшего или лица, представляющего его интересы, должно быть проведено расследование несчастного случая. Срок проведения такого расследования — в течение месяца.

12. Внесены изменения в порядок проведения специального расследования несчастных случаев на производстве.

Конкретизированы структурные подразделения организаций здравоохранения, в которые можно обратиться с целью обжалования заключения о тяжести производственной травмы: в главные управления, управления (отделы) здравоохранения областных исполнительных комитетов, комитет по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета и Министерство здравоохранения Республики Беларусь, после чего — в суд.

О несчастных случаях, приведших к тяжелым производственным травмам, организация, страхователь в течение одного рабочего дня информирует указанные в части 1 пункта 41 Правил органы и организации после получения заключения организации здравоохранения о тяжести производственной травмы потерпевшего.

13. Пунктом 46 Правил закреплена возможность привлечения при необходимости к проведению специального расследования представителя иного уполномоченного органа надзора. Привлечение осуществляется по согласованию между главным государственным инспектором труда Республики Беларусь (лицом, исполняющим его обязанности) и руководителем (заместителем руководителя) данного уполномоченного органа надзора.

Представители уполномоченных органов надзора, принимающих участие в проведении специального расследования, представляют государственному инспектору труда акт (заключение) о технических причинах несчастного случая, лицах, допустивших нарушения требований технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, о мерах по предупреждению аналогичных несчастных случаев (далее — акт уполномоченного органа надзора).

14. Важные изменения в порядок проведения специального расследования внесены пунктом 51 Правил. Так, установлено, что датой окончания проведения специального расследования является дата подписания заключения государственным инспектором труда.

Лица, принимавшие участие в проведении специального расследования, удостоверяют свое участие в расследовании подписями на заключении. В случае отказа данных лиц от подписания заключения государственным инспектором труда, проводившим специальное расследование, в этом заключении делается соответствующая запись.

15. Важные изменения, призванные гарантировать соблюдение прав работающих, внесены в п. 53 Правил. В настоящее время в случае отказа страхователя от составления и утверждения акта формы Н-1 или акта формы НП (приложения 4 и 5 к совместному постановлению соответственно) он составляется государственным инспектором труда и утверждается главным государственным инспектором труда области (г. Минска).

На практике встречались случаи, когда страхователи по различным причинам отказывались или затягивали составление таких актов. В результате потерпевший не мог обратиться за получением пособий, предусмотренных законодательством о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.