Новшества в регламентации правоотношений в сфере антимонопольного регулирования

В апреле 2015 г. вступили в силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь:

  • от 20.03.2015 N 23 «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках» (далее — постановление N 23);
  • от 20.03.2015 N 24 «Об утверждении Инструкции о порядке определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов» (далее — постановление N 24).

Указанные нормативные правовые акты разработаны в целях обеспечения полноты регламентации правоотношений в сфере антимонопольного регулирования и единообразного применения законодательства и приняты на основании абзацев второго и четвертого подпункта 2.2 пункта 2 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон), подпункта 6.1 пункта 6 Положения о Министерстве экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь».

Согласно Закону и указанному Положению антимонопольный орган в соответствии с предоставленными полномочиями разрабатывает и в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, в том числе:

  • определяет порядок определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта;
  • определяет порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Постановлением N 23 утверждено Положение о порядке формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее — Положение о реестре).

В Положении о реестре использованы термины и их определения в значениях, установленных Законом. Кроме того, для целей вышеуказанного нормативного правового акта введены следующие определения:

  • Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее — Государственный реестр), — перечень индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и (или) имеющих право на ее осуществление на территории Республики Беларусь и занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь по определенной товарной позиции (абзац второй части второй пункта 1 Положения о реестре);
  • товарная позиция — конкретный товар, по которому хозяйствующий субъект включен в Государственный реестр (абзац третий части второй пункта 1 Положения о реестре).

Положением о реестре четко установлено, что:

— целью формирования и ведения Государственного реестра является определение перечня хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в отношении которых антимонопольным органом будет осуществляться контроль за объемом производства, уровнем цен (тарифов) и иными показателями деятельности, а также выработка и реализация мер в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции;

— включение хозяйствующего субъекта в Государственный реестр осуществляется на основании установления его доминирующего положения на товарном рынке в установленном законодательством порядке;

— основаниями для исключения хозяйствующего субъекта из Государственного реестра являются:

  • утрата доминирующего положения на товарном рынке;
  • ликвидация (прекращение деятельности) хозяйствующего субъекта.

Формирование и ведение Государственного реестра осуществляется антимонопольным органом по установленной форме (приложение к Положению о реестре).

Постановлением N 24 утверждена Инструкция о порядке определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее — Инструкция).

Принятие постановления N 24 обусловлено необходимостью приведения в соответствие с Законом нормативных положений, регулирующих порядок определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

В соответствии со статьей 5 Закона:

  • доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет 35 и более процентов или менее 35 процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены (тарифа) на товар и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок, периода существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке;
  • не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает 15 процентов, за исключением случая признания доминирующего положения субъекта естественной монополии.

В Инструкции отражены подходы и методология определения антимонопольным органом количественных и качественных параметров товарного рынка (товарные границы; состав потребителей и продавцов; географические границы; емкость товарного рынка; доля хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) на товарном рынке).

При этом при определении доминирующего положения группы лиц, с учетом того что согласно п. 3 статьи 1 Закона группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект, рассчитывается суммарная доля хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц и осуществляющих деятельность на однородных товарных рынках.

Согласно нормам Инструкции основным показателем для расчета емкости товарного рынка и доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке является объем реализации на рассматриваемом товарном рынке.

Вместе с тем по аналогии с нормативными актами Евразийского экономического союза в случаях, когда объем реализации невозможно установить либо когда это позволит более точно охарактеризовать положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке, могут использоваться такие показатели, как:

  • объем потребления;
  • объем поставок (отгрузок);
  • объем выручки (доходов);
  • объем перевозок;
  • объем производства;
  • объем производственных мощностей;
  • объем запасов ресурсов;
  • объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Инструкцией установлено также, что доля хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товаров, поставленных (приобретенных) данным хозяйствующим субъектом на товарный рынок за определенный период, к показателю, характеризующему общий объем товарного рынка за тот же период, что позволит антимонопольному органу выявить хозяйствующие субъекты, доминирующие не только по поставке (реализации) товара, но и по приобретению (покупке) товара, в том числе осуществляющие деятельность в условиях монополии.

При этом Инструкцией отдельно конкретизировано, что:

  • для хозяйствующего субъекта розничной торговли доля на товарном рынке рассчитывается как отношение объема розничного товарооборота данного хозяйствующего субъекта к общему объему розничного товарооборота в пределах установленных географических границ товарного рынка;
  • для хозяйствующего субъекта общественного питания доля на товарном рынке рассчитывается как отношение валового товарооборота (розничный товарооборот и оптовый товарооборот по отпуску продукции собственного производства иным хозяйствующим субъектам) данного хозяйствующего субъекта к общему валовому товарообороту в пределах установленных географических границ товарного рынка;
  • для хозяйствующего субъекта оптовой торговли доля на товарном рынке рассчитывается как отношение объема оптового товарооборота данного хозяйствующего субъекта к общему объему оптового товарооборота в пределах установленных географических границ товарного рынка;
  • для хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке страховых услуг, доля на товарном рынке рассчитывается как отношение суммы страховых взносов данного хозяйствующего субъекта к общей сумме страховых взносов всех хозяйствующих субъектов, оказывающих страховые услуги в пределах установленных географических границ товарного рынка.

В то же время Инструкция не предусматривает особого подхода к определению количественной оценки положения хозяйствующих субъектов на рынке банковских услуг, в связи с чем доли банковских организаций будут рассчитываться исходя из общих подходов, отраженных в пункте 8 и части первой пункта 10 Инструкции, на основании информации об объеме выручки (доходов) от конкретных банковских услуг.

Данные нововведения и изменения позволят более корректно определить показатели, характеризующие положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке, в зависимости от сферы его деятельности и вида поставляемого товара (оказываемых услуг).

Со вступлением в силу постановления N 23 и постановления N 24 признаны утратившими силу:

  • постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 07.07.2000 N 13 «Об утверждении Положения о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках»;
  • постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 N 229 «Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь».