В целях сокращения количества проверок Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510) введены контрольные списки вопросов (чек-листы) как одна из форм отражения информации в процессе проведения проверки — исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством контролирующим (надзорным) органом.
Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. N 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 332) внес в Указ N 510 ряд изменений. Так, перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), применяющих чек-лист, утверждает Совет Министров Республики Беларусь, а формы контрольного списка вопросов (чек-листа) — республиканские органы государственного управления, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь. Данные формы размещаются на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в сети Интернет.
Указом N 332 Совету Министров Республики Беларусь поручено определить требования к форме чек-листа, утвердить перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), в которых применяются контрольные списки вопросов. В связи с этим принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2012 г. N 1147 (далее — постановление N 1147) <1>. Согласно постановлению N 1147 чек-листы обязаны применять 13 контролирующих (надзорных) органов, среди них Управление делами Президента Республики Беларусь, ряд министерств, государственные комитеты по имуществу и по стандартизации, Белорусский государственный концерн по нефти и химии, а также Государственная служба медицинских судебных экспертиз.
<1> Вступило в силу 15 января 2013 г.
При планировании проверок контролирующий (надзорный) орган может использовать контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группам риска, для получения информации в целях определения необходимости назначения плановой проверки. Однако если Совет Министров Республики Беларусь предусматривает использование контролирующим (надзорным) органом и (или) в сфере контроля (надзора) контрольного списка вопросов (чек-листа), он обязателен при планировании и проведении плановых проверок.
Проверяемый субъект должен представить информацию по контрольному списку вопросов не позднее 10 рабочих дней со дня его получения.
Согласно Указу N 510 плановые проверки субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска — не назначаются, если по результатам анализа имеющейся информации (в том числе представленной по контрольному списку вопросов (чек-листу)) не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства.
Чек-листы также могут применяться и при проведении внеплановой проверки.
Форма чек-листа должна включать титульный лист, содержащий сведения о контролирующем (надзорном) органе (в том числе указание на сферы контроля (надзора), а также на вид проверки), о проверяемом субъекте, а также перечень предъявляемых к нему требований. Этот перечень не может иметь общий или отсылочный характер и формируется контролирующим (надзорным) органом со ссылкой на структурные элементы нормативных правовых актов, в том числе технических, устанавливающих требования к проверяемому субъекту. Формулировки таких требований должны исключать возможность различного толкования и предусматривать однозначные ответы (да, нет, не требуется) либо указание количественного показателя.
В названном перечне для отражения сведений о соблюдении проверяемым субъектом предъявляемых к нему требований должны содержаться следующие позиции:
- если предъявляемое требование реализовано в полном объеме — позиция «Да»;
- если предъявляемое требование не реализовано или реализовано не в полном объеме — позиция «Нет»;
- если предъявляемое требование не подлежит реализации проверяемым субъектом и (или) контролю (надзору) — позиция «Не требуется»;
- если предъявляемое требование подлежит количественной оценке — позиция «Количественный показатель»;
- если предъявляемое требование реализовано не в полном объеме, необходима поясняющая запись — позиция «Примечание».
Форма контрольного списка вопросов должна также включать позиции для проставления подписи, инициалов, фамилии, должности проверяющего (руководителя проверки) и представителя проверяемого субъекта, даты подписания чек-листа, перечень нормативных правовых актов, в том числе технических, в соответствии с которыми предъявлены требования к проверяемому субъекту, а также пояснения по заполнению.
Чек-лист или его часть по вопросам, подлежащим проверке, заполняются проверяющим (руководителем проверки) и являются неотъемлемой частью акта (справки) проверки.
Местные исполнительные и распорядительные органы будут применять формы контрольных списков вопросов (чек-листов), утвержденные республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в соответствующей сфере контроля (надзора).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г. N 1105 «Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера» <2> содержит наименования контролирующих (надзорных) органов, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, объектов, в отношении которых осуществляются мероприятия, а также их периодичность. Право на проведение указанных мероприятий предоставлено, в частности, 15 республиканским органам государственного управления.
<2> Вступило в силу 9 декабря 2012 г.
Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера — это особая форма контроля (надзора), которая будет применяться в сферах экономической деятельности (в первую очередь при осуществлении производственных и технологических процессов), создающих угрозу национальной безопасности, здоровью населения и окружающей среде. Задача этих мероприятий — упреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, аварий, массовых заболеваний посредством проведения постоянного превентивного контроля (надзора).
Например, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь будет обследовать объекты жилищно-коммунального хозяйства независимо от форм собственности на предмет подготовки к работе в осенне-зимний период и отопительный сезон один раз в месяц в межотопительный сезон и один раз в неделю в отопительный. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь — расследовать причины загрязнения компонентов природной среды, гибели объектов растительного или животного мира по факту поступления информации. Государственное объединение «Белорусская железная дорога» один раз в полугодие при необходимости будет освидетельствовать техническое состояние подвижного состава железнодорожного транспорта необщего пользования при допуске его на пути общего пользования.
На проведение данных мероприятий не распространяются требования Указа N 510, порядок их осуществления закрепляется актами законодательства. Более того, установлен прямой запрет на проведение плановых и внеплановых проверок по мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера, указанным в вышеупомянутом перечне, что позволит сократить количество проверок субъектов, а также оптимизировать работу по составлению координационных планов контрольной (надзорной) деятельности.
Республиканским органам государственного управления поручено определить порядок осуществления включенных в перечень мероприятий, если он не установлен в соответствии с актами законодательства. Эти же органы обязаны предусмотреть запрет на осуществление таких мероприятий контролирующим (надзорным) органом в установленный период, если они в данный период проведены его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями).
В рамках дальнейшего совершенствования контрольно-надзорной деятельности Правительство Республики Беларусь разрабатывает перечень потенциально опасных объектов, производств и связанных с ними видов деятельности, имеющих специфику военного применения, подлежащих надзору, а также Положение о надзоре за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии, реализацией пользователями и производителями топливно-энергетических ресурсов мер по экономии этих ресурсов и соблюдением норм расхода котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии. Будут внесены соответствующие изменения в постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы деятельности органов государственного строительного надзора, государственной экспертизы условий труда, ряда министерств, Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и др.
СПРАВОЧНО
Перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы)
- Управление делами Президента Республики Беларусь;
- Министерство внутренних дел Республики Беларусь;
- Министерство здравоохранения Республики Беларусь;
- Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь;
- Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;
- Министерство торговли Республики Беларусь;
- Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь;
- Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь;
- Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь;
- Белорусский государственный концерн по нефти и химии;
- Государственная служба медицинских судебных экспертиз.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2012 г. N 1147 «Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. N 489»