28 декабря 2009 г. Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь N 98-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности» (далее — Закон), которым внесены значительные изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Закон был опубликован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 22.01.2010 и соответственно вступил в силу 23 февраля 2010 г. Большинство изменений Особенной части КоАП затронуло ответственность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также работников последних. В настоящей статье анализируются изменения, внесенные в Общую часть КоАП, которые важны при привлечении субъектов хозяйствования к административной ответственности.
Со вступлением изменений в силу в случаях признания лицом своей вины, согласия на применение к нему административного взыскания и возмещения вреда допускается применение к такому лицу нижнего предела штрафа, даже если совершенное им правонарушение может влечь административную ответственность юридического лица (ч. 7 ст. 6.5 КоАП). Напомним, что предыдущая редакция данной нормы содержала ссылку на недопустимость применения данной льготы в случае, если совершенное административное правонарушение может повлечь административную ответственность юридического лица. Тем самым была устранена возможность двоякого понимания нормы. И в случае если, например, главный бухгалтер нарушит срок подачи налоговой декларации (ч. 1 ст. 13.4 КоАП), признает себя виновным в этом и будет согласен на применение к нему административного взыскания, то на него должны будут наложить административное взыскание в размере 2 базовых величин (БВ), несмотря на то что статья 13.4 Особенной части КоАП предусматривает ответственность и для юридического лица. При этом в соответствии с новой редакцией ч. 3 ст. 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица не составляется, а сразу выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Новые нормы ч. 6 и 7 ст. 6.5 КоАП имеют обратную силу.
Произошли изменения в правилах определения максимально налагаемого размера штрафа, исчисляемого в базовых величинах, в случае совершения нескольких административных правонарушений. Так, уточнен перечень правонарушений, за которые на физическое лицо может быть наложен штраф, который не должен превышать 1000 БВ (напомним, что общим правилом является ограничение в 100 БВ). Кроме нарушений законодательства о труде и порядка управления теперь к ним отнесены и нарушения законодательства в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования (п. 1 ч. 2 ст. 7.4 КоАП). Например, если в суде будет установлено, что физическим лицом совершено несколько правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, то суд должен назначить административное взыскание за каждое правонарушение. Затем суд складывает назначенные основные административные взыскания и при этом общий размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, не должен превысить 1000 БВ.
Соответственно данное правило не распространяется на случаи наложения административного взыскания в виде штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки. Подчеркнем, что правило о сложении основных административных взысканий в виде штрафа распространяется только на случаи наложения штрафа, исчисляемого в базовых величинах.
Аналогичное правило введено для индивидуальных предпринимателей, хотя за иные виды правонарушений (не в сфере законодательства о труде, области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, а также не против порядка налогообложения, таможенного регулирования и порядка управления) такой штраф (исчисляемый в базовых величинах) для них не должен превышать 400 БВ (п. 1-1 ч. 2 ст. 7.4 КоАП).
Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, который может быть наложен на юридическое лицо в случае совершения нескольких административных правонарушений, составляет 2000 БВ (п. 1-2 ч. 2 ст. 7.4 КоАП). Например, по результатам проверки деятельности организации специалисты городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды составили протокол об административных правонарушениях, в котором отразили, что организацией были нарушены требования экологической безопасности при вводе в эксплуатацию промышленного объекта (ст. 15.2 КоАП), законодательство об обращении с отходами (ст. 15.63 КоАП), а также был выявлен факт невыполнения требований по оснащению стационарных источников выбросов газоочистительными установками и автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 15.49 КоАП) и самовольное проведение гидротехнических работ (ч. 2 ст. 15.52 КоАП). Учитывая существенный вред, причиненный организацией окружающей среде, начальник городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды решил применить за каждое правонарушение максимальные размеры штрафов, предусмотренные соответствующими статьями КоАП (500 + 1000 + 300 + 300 = 2100 БВ). Учитывая новую норму п. 1-2 ч. 2 ст. 7.4 КоАП, окончательно административное взыскание будет определено путем частичного сложения и оно составит по совокупности 2000 БВ.
Закон, внося изменения в ст. 7.6 КоАП, увеличил перечень правонарушений со сроком наложения административного взыскания 3 года с момента их совершения и шести месяцев со дня их обнаружения. Напомним, общим правилом является возможность наложения административного взыскания за совершение административного правонарушения не позднее двух месяцев со дня его совершения, а за совершение длящегося административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (п. 1, 2 ч. 1 ст. 7.6 КоАП). Удлиненный срок в 3 года и 6 месяцев соответственно теперь применяется за нарушение законодательства о книге замечаний и предложений (ст. 9.24 КоАП), нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.1 КоАП), ряд административных правонарушений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями (ст. 21.1 — 21.4, 21.6 — 21.8 КоАП), а также против порядка управления (ст. 23.7 — 23.9, 23.11 — 23.13, 23.17, 23.20, 23.23, 23.27, 23.36, 23.42, ч. 1 ст. 23.45, ст. 23.52, 23.57, 23.74, 23.75, 23.80 КоАП).
Увеличены с одного месяца до двух сроки для наложения административного взыскания при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении в случае отмены постановления по делу об административном правонарушении со дня отмены постановления (ч. 2 ст. 7.6 КоАП), а также в случае отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения проверки и разъяснения заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо прекращения предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения. Правда в последнем случае срок исчисляется со дня принятия соответствующего решения и ограничивается тремя годами со дня совершения административного правонарушения (ч. 3 ст. 7.6 КоАП).
Наилучшим образом данную ситуацию можно описать на примере незаконной предпринимательской деятельности. Для расследования данного деяния в рамках уголовного процесса необходимо доказать получение лицом дохода, как минимум, в крупном размере (в 1000 и более раз превышающий размер БВ). Изначально следствие полагало, что у него имеются доказательства, подтверждающие данный доход, но в процессе расследования не было собрано достаточных доказательств. Документально подтвержденная сумма дохода от незаконной предпринимательской деятельности составила 900 БВ. Предварительное расследование после 1 года проведения процессуальных действий прекращается за отсутствием в деяниях лица состава преступления. Однако есть основания для наложения на лицо административного взыскания в соответствии со ст. 12.7 КоАП. Теперь у органа, ведущего административный процесс, имеется в два раза больше времени (2 месяца с момента вынесения постановления о прекращении предварительного расследования по уголовному делу) для решения вопроса о наложении административного взыскания.
В КоАП появилась норма о сроке наложения административного взыскания в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении было приостановлено в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 11.2 ПИКоАП (физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не могло участвовать в рассмотрении дела по причине болезни либо имелись иные уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, и если указанное лицо не ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие). В этом случае административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.
Закон расширил понятие «должностное лицо», включив в него и лиц, уполномоченных в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (абз. 3 ст. 1.3 КоАП), сблизив с аналогичным понятием, содержащимся в ч. 4 ст. 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). К лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, относят лиц, которые своими действиями порождают последствия публично-правового характера. Подобные действия совершают нотариусы, иные лица, уполномоченные на удостоверение документов, врачи, оформляя листки нетрудоспособности, члены приемной комиссии в вузе и т.д. Отметим, что соответствующее положение УК было признано Конституционным Судом Республики Беларусь соответствующим Конституции Республики Беларусь (заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 12.11.2001 N З-129/2001 «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий»).
Следует также отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП положения Закона, устраняющие противоправность деяния, смягчающие или отменяющие ответственность или иным образом улучшающие положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеют обратную силу, то есть распространяются и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления этого Закона в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Кроме того, новая редакция ч. 2 ст. 1.5 КоАП предусматривает, что подобное правило будет применяться не только при внесении изменений в КоАП, но и при принятии иных актов законодательства в сфере административной ответственности.