Согласно первому предложению ч. 1 ст. 11.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола об административном правонарушении либо к перечню прилагаемых к нему материалов в пятидневный срок возвращают дело об административном правонарушении органу, ведущему административный процесс и направившему дело об административном правонарушении для рассмотрения, вынося соответствующее постановление.
На практике возникает вопрос: в какой момент административного процесса может быть применена эта норма — только при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (ст. 11.1 ПИКоАП) или также и в ходе рассмотрения дела до момента вынесения постановления по делу в соответствии со статьями 11.9 — 11.10 ПИКоАП?
Ни ст. 11.1, ни ч. 1 ст. 11.3, ни иные нормы ПИКоАП не содержат препятствий для возврата дела на иных стадиях после его подготовки к рассмотрению. При этом необходимо учитывать, что во многих случаях основания для возврата дела не могут быть выяснены при подготовке дела к рассмотрению, а могут только в ходе самого рассмотрения дела: после опроса лиц, участвующих в административном процессе, исследования иных доказательств, выяснения обстоятельств в соответствии со ст. 11.6 ПИКоАП.
В случае, если бы применение ч. 1 ст. 11.3 ПИКоАП было возможным только при подготовке к рассмотрению дела, становится неясной процедура исправления выявленного уже в ходе рассмотрения дела несоблюдения требований к форме или содержанию протокола об административном правонарушении либо к перечню прилагаемых к нему материалов.
Поэтому полагаем, что применение ч. 1 ст. 11.3 ПИКоАП и возврат дела об административном правонарушении органу, ведущему административный процесс и направившему дело об административном правонарушении для рассмотрения, возможны как при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, так и в ходе рассмотрения дела до момента вынесения постановления по делу в соответствии со статьями 11.9 — 11.10 ПИКоАП.
Возможность возврата дела в ходе его рассмотрения предполагается не только при первоначальном рассмотрении дела после его поступления, но и в случае нового его рассмотрения после отмены ранее вынесенного постановления по делу.
Для того, чтобы возврат дела был возможным только со стадии его подготовки к рассмотрению, необходимо прямое указание на это в ч. 1 ст. 11.3 ПИКоАП, чего в настоящее время нет. Однако такой подход, по нашему мнению, не будет отвечать задачам и принципам административного процесса (глава 2 ПИКоАП), а также принципам административной ответственности (ст. 4.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Для того, чтобы рассматриваемый вопрос перестал быть дискуссионным, возможно прямое дополнение первого предложения ч. 1 ст. 11.3 ПИКоАП указанием на допустимость возврата дела до момента вынесения постановления по делу в соответствии со статьями 11.9 — 11.10 ПИКоАП. Такое дополнение может быть включено в проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», подготовка которого планируется в 2011 году.
Также полагаем целесообразным дополнение ст. 11.1 ПИКоАП обязанностью судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, выяснять наличие оснований для применения ст. 11.3 ПИКоАП и возврата дела на стадии подготовки к рассмотрению дела. Такое дополнение даже при невнесении уточняющего дополнения в ст. 11.3 ПИКоАП также не будет опровергать возможность возврата дела уже на стадии его рассмотрения, так как будет регламентировать действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, на стадии подготовки к рассмотрению дела, но не на стадии рассмотрения.