О присоединении унитарного предприятия к создавшему его хозяйственному обществу (часть 2)

В продолжение рассмотрения темы реорганизации хозяйственного общества в форме присоединения учрежденного этим обществом унитарного предприятия считаем немаловажным рассмотреть также спорные и неоднозначные вопросы, связанные с непосредственной процедурой такой реорганизации.

Порядок реорганизации хозяйственного общества путем присоединения учрежденного им унитарного предприятия

Процедура реорганизации юридического лица (в частности, хозяйственного общества), в том числе путем присоединения к нему другого юридического лица, урегулирована статьями 53 — 56 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), а также статьями 15 и 17 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон N 2020-XII). Условно процедуру реорганизации хозяйственного общества можно разделить на несколько этапов. Так, например, Я.И.Функ выделяет следующие:

  1. подготовительный, или предреорганизационный, этап, который включает в себя принятие решения о реорганизации и проведение инвентаризации с подготовкой проекта передаточного акта;
  2. принятие решений о лицах, уполномоченных подписать договор о присоединении;
  3. подписание договора о присоединении;
  4. утверждение договора о присоединении компетентными органами лиц, участвующих в присоединении;
  5. уведомление кредиторов общества;
  6. проведение общего собрания участников хозяйственного общества;
  7. передача в регистрирующий орган документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;
  8. принятие регистрирующим органом решения о внесении изменений в учредительные документы хозяйственного общества с одновременным исключением унитарного предприятия из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей <1>.

<1> Функ, Я.И. О вопросах, связанных с формированием уставного фонда при присоединении к обществу с ограниченной ответственностью (обществу с дополнительной ответственностью) учрежденного им унитарного предприятия // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

По нашему мнению, процедуру реорганизации хозяйственного общества в форме присоединения к нему учрежденного унитарного предприятия можно условно разделить на этапы несколько иначе. Однако прежде необходимо отметить, что законодательно определена лишь общая процедура реорганизации в форме присоединения, т.е. особенности присоединения к хозяйственному обществу учрежденных этим обществом субъектов хозяйствования в нормативных правовых актах не оговорены. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением Я.И.Функа, полагающего, что хотя некоторые из рассмотренных этапов и не свойственны процедуре присоединения к хозяйственному обществу учрежденного им унитарного предприятия, в силу императивности норм законодательства о реорганизации эти этапы не должны быть пропущены <2>.

<2> Там же.

Рассмотрим подробнее этапы процедуры реорганизации хозяйственного общества в форме присоединения учрежденного им унитарного предприятия.

1. Принятие решения о реорганизации в форме присоединения и назначении лиц, уполномоченных на подписание договора о присоединении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В отношении хозяйственного общества решение о реорганизации может быть принято только общим собранием участников этого общества (за исключением отдельно оговоренных законодательством случаев, когда такое решение принимается уполномоченным государственным органом, в том числе судом). Исключительная компетенция общего собрания участников общества в отношении принятия решения о реорганизации оговорена в абзаце шестом части первой статьи 34 Закона N 2020-XII.

Согласно абзацу шестому части первой статьи 35 Закона N 2020-XII принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации хозяйственным обществом учрежденного унитарного предприятия также относится к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, однако не к исключительной его компетенции. Данное полномочие общего собрания участников хозяйственного общества может быть отнесено уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества (часть вторая статьи 35 Закона N 2020-XII).

Что же касается назначения лиц, на которых возлагаются полномочия по подписанию договора о присоединении, то, полагаем, что указанные лица должны быть уполномочены тем же решением. Связано это в первую очередь с тем, что собирать общее собрание участников хозяйственного общества слишком часто нецелесообразно, хотя законодательство и предусматривает возможность его проведения во внеочередном порядке (статья 48 Закона N 2020-XII).

Таким образом, в случае, если полномочия по принятию решения о создании, реорганизации и ликвидации хозяйственным обществом учрежденного унитарного предприятия не были переданы в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, будет иметь место одно общее решение общего собрания участников хозяйственного общества о реорганизации хозяйственного общества путем присоединения учрежденного им унитарного предприятия, в котором будут указаны лица, уполномоченные на подписание договора о присоединении как со стороны хозяйственного общества, так и со стороны унитарного предприятия.

Если же полномочия по решению вопроса о реорганизации созданного хозяйственным обществом унитарного предприятия были переданы совету директоров (наблюдательному совету) хозяйственного общества, то решений о реорганизации, по нашему мнению, должно быть два. Первое решение будет принято общим собранием участников хозяйственного общества о реорганизации хозяйственного общества и назначении лица, уполномоченного подписывать договор о присоединении от лица хозяйственного общества. Второе решение будет принято советом директоров (наблюдательным советом) общества о реорганизации унитарного предприятия и назначении лица, уполномоченного подписывать договор о присоединении от имени унитарного предприятия. При этом второе решение, принятое советом директоров (наблюдательным советом) общества, как нам кажется, будет лишь формальностью, призванной не нарушать установленный учредительными документами порядок принятия решений. Связано это с тем, что вне зависимости от того, которым из органов хозяйственного общества принято решение, это решение принимается хозяйственным обществом как в отношении самого общества, так и в отношении унитарного предприятия.

2. Проведение инвентаризации активов и обязательств, подготовка баланса и передаточного акта.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 2 статьи 54 ГК). Передаточный акт составляется по результатам инвентаризации в соответствии с частью второй пункта 6 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь» (далее — Инструкция N 180).

При этом открытым остается вопрос о том, необходимо ли в случае реорганизации в форме присоединения составлять по результатам инвентаризации активов и обязательств баланс. Согласно части второй пункта 6 Инструкции N 180 при реорганизации организации по результатам инвентаризации составляются передаточный акт и баланс. Однако данная норма, как и большинство норм законодательства о реорганизации, носит общий характер и не выделяет реорганизацию в форме присоединения как нечто отдельное и особенное. В связи с этим полагаем, что норма части второй пункта 6 Инструкции N 180 распространяется на все формы реорганизации. Следовательно, по результатам инвентаризации активов и обязательств нужно составлять не только передаточный акт, но и баланс.

В литературе имеет место точка зрения, в соответствии с которой авторы полагают, что в случае реорганизации в форме присоединения к хозяйственному обществу учрежденного им унитарного предприятия инвентаризация активов и обязательств должна проводиться как у присоединяемого, так и у присоединяющего лица <3>, что обусловлено тем, что сторонам договора о присоединении необходимо знать финансовое положение друг друга. Однако, по нашему мнению, в рассматриваемом случае данная позиция неверна и не подкреплена законодательно. Так, в соответствии с частью второй пункта 6 Инструкции N 180 при реорганизации организации путем присоединения одной организации к другой инвентаризация активов и обязательств проводится у присоединяемой организации. Кроме того, собственником имущества унитарного предприятия является присоединяющее хозяйственное общество, которое и так в полной мере осведомлено о своих активах и обязательствах.

<3> Там же.

3. Уведомление кредиторов о принятом решении о реорганизации в форме присоединения.

В соответствии с частью второй статьи 23 Закона N 2020-XII в случае реорганизации в форме присоединения уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее тридцати дней с даты принятия такого решения последним из юридических лиц, участвующих в слиянии или присоединении.

При рассмотрении данного этапа процедуры реорганизации в форме присоединения к хозяйственному обществу учрежденного им унитарного предприятия может возникнуть несколько закономерных вопросов.

Во-первых, закономерным будет являться вопрос о том, когда следует уведомлять кредиторов унитарного предприятия в том случае, если инвентаризация активов и обязательств длится более тридцати календарных дней. Норма части второй статьи 23 Закона N 2020-XII является императивной и требует обязательного соблюдения указанного в ней срока. Таким образом, полагаем, если есть основания предполагать, что инвентаризация активов и обязательств унитарного предприятия может продлиться более тридцати дней, такую инвентаризацию целесообразно начать именно с определения перечня кредиторов унитарного предприятия. В результате таких действий унитарное предприятие сможет уведомить своих кредиторов о предстоящей реорганизации и до завершения инвентаризации активов и обязательств, соблюдая при этом установленные законодательством сроки.

Во-вторых, возникает вопрос о том, насколько целесообразно уведомлять кредиторов присоединяющего хозяйственного общества. Связан данный вопрос с тем обстоятельством, что в случае рассматриваемого нами присоединения формально положение хозяйственного общества не изменяется. Тем не менее в результате присоединения может измениться состав имущества, которым отвечает по своим долгам хозяйственное общество. Такое изменение может иметь существенное значение для кредиторов хозяйственного общества. Кроме того, полагаем, что норма части второй статьи 23 Закона N 2020-XII предусматривает обязанность хозяйственного общества уведомить лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, вне зависимости от того, в какой форме происходит такая реорганизация. Кредитору реорганизуемого хозяйственного общества предоставлено право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это общество, и возмещения убытков (часть третья статьи 23 Закона N 2020-XII).

4. Заключение договора о присоединении.

Наличие указанного этапа процедуры реорганизации в форме присоединения к хозяйственному обществу учрежденного им унитарного предприятия обусловлено частью второй статьи 17 Закона N 2020-XII, в соответствии с которой присоединяемые хозяйственное общество и (или) юридическое лицо иной организационно-правовой формы и хозяйственное общество, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении, в котором определяют порядок и условия присоединения. Наличие этого этапа является наиболее спорным, так как указанный договор о присоединении должен заключаться между собственниками имущества юридических лиц, от имени которых договор может быть подписан уполномоченными лицами. В рассматриваемом же случае собственником имущества как хозяйственного общества, так и учрежденного им унитарного предприятия является согласно части первой статьи 31 Закона N 2020-XII само хозяйственное общество. Таким образом, фактически имеет место заключение договора о присоединении хозяйственным обществом с самим собой, хотя подписывать указанный договор могут, например, директор хозяйственного общества от имени общества и директор унитарного предприятия от имени унитарного предприятия.

И тем не менее, как нам видится, не стоит исключать этап заключения договора о присоединении из процедуры реорганизации в форме присоединения к хозяйственному обществу учрежденного им унитарного предприятия. Гражданским законодательством не предусмотрен какой-либо особенный порядок присоединения унитарного предприятия к учредившему его хозяйственному обществу. В связи с этим к рассматриваемой ситуации должны применяться общие нормы, регулирующие реорганизацию в форме присоединения. Неисполнение всех этапов, предусмотренных законодательством, может впоследствии повлечь за собой значительные неблагоприятные последствия для правопреемника по обязательствам унитарного предприятия, т.е. для присоединяющего хозяйственного общества.

5. Утверждение общим собранием передаточного акта и договора о присоединении, а также принятие им решения о внесении изменений и дополнений в устав хозяйственного общества, к которому осуществляется присоединение.

Согласно пункту 2 статьи 55 ГК передаточный акт утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица. Как было указано выше, решение о реорганизации в отношении обоих субъектов хозяйствования в рассматриваемом случае принимается общим собранием участников хозяйственного общества (за исключением случаев, когда полномочия по принятию решения о создании, реорганизации и ликвидации хозяйственным обществом учрежденного унитарного предприятия не были переданы в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества). Следовательно, передаточный акт также должен утверждаться только общим собранием участников хозяйственного общества.

В соответствии с частью второй статьи 17 Закона N 2020-XII общее собрание участников каждого из участвующих в присоединении хозяйственных обществ и (или) учредители (участники) каждого из участвующих в присоединении юридических лиц иных организационно-правовых форм или органы управления таких юридических лиц, уполномоченные на то учредительными документами, утверждают договор о присоединении. В данном случае будет иметь место ситуация, аналогичная описанной выше, т.е. договор о присоединении будет утверждаться общим собранием участников хозяйственного общества (за исключением случаев, когда полномочия по принятию решения о создании, реорганизации и ликвидации хозяйственным обществом учрежденного унитарного предприятия не были переданы в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества).

Частью второй статьи 17 Закона N 2020-XII также предусмотрено, что совместное общее собрание участников хозяйственных обществ и (или) учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, участвующих в присоединении, принимает решение о внесении изменений и дополнений в устав хозяйственного общества, к которому осуществляется присоединение. Однако в рассматриваемом случае речь не может идти о совместном общем собрании, так как состав участников хозяйственного общества не изменяется. Таким образом, можно сделать вывод о том, что решение о внесении изменений и дополнений в устав хозяйственного общества будет приниматься все тем же общим собранием участников хозяйственного общества, к которому присоединяется учрежденное им унитарное предприятие. Кроме того, в рассматриваемом случае присоединения унитарного предприятия к учредившему его хозяйственному обществу следует иметь в виду, что изменения в устав могут и не вноситься (за исключением случая, когда целью присоединения является увеличение уставного фонда), так как не происходит изменения состава участников.

С учетом изложенного полагаем, что все три вопроса (утверждение передаточного акта, утверждение договора о присоединении, принятие решения о внесении изменений в устав хозяйственного общества) могут быть рассмотрены в рамках одного общего собрания участников хозяйственного общества.

Однако в случае, если полномочия по принятию решения о создании, реорганизации и ликвидации хозяйственным обществом учрежденного унитарного предприятия были переданы в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, утверждение передаточного акта и договора о присоединении должно производиться советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в отношении унитарного предприятия. В целях оптимизации работы общего собрания участников хозяйственного общества полагаем, что совету директоров (наблюдательному совету) целесообразно утвердить передаточный баланс и договор о присоединении до проведения общего собрания участников общества.

6. Фактическое присоединение унитарного предприятия к учредившему его хозяйственному обществу.

Рассматривая данный этап, следует отметить, что в том случае, когда в деятельности унитарного предприятия происходят незначительные изменения и меняется только его статус (оно перестает быть самостоятельным юридическим лицом, превращаясь в несамостоятельное структурное подразделение хозяйственного общества), действия по фактическому присоединению носят в большей степени документальный характер и связаны с передачей на баланс хозяйственного общества имущества унитарного предприятия, а также с оформлением соответствующих документов.

7. Регистрация уполномоченным государственным органом внесения изменений в устав хозяйственного общества и исключение присоединенного унитарного предприятия из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Указанный этап процедуры реорганизации в форме присоединения к хозяйственному обществу учрежденного им унитарного предприятия можно считать последним, так как в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 2020-XII и частью второй пункта 4 статьи 53 ГК при реорганизации хозяйственного общества в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», государственной регистрации подлежат в том числе реорганизуемые юридические лица и изменения и (или) дополнения, вносимые в уставы коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно абзацу седьмому подпункта 7.11 пункта 7 Положения о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2009 N 229 «О Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указываются сведения об исключении из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В заключение хотелось бы отметить, что процедура реорганизации хозяйственного общества в форме присоединения учрежденного им унитарного предприятия в гражданском законодательстве никак не урегулирована, в связи с чем так до конца и не разрешен вопрос о том, возможна ли такая реорганизация в принципе с позиции закона, хотя и запрета на ее осуществление нет. Предположительно именно отсутствием какой-либо регламентации и вызвано то обстоятельство, что практика пока не знает случаев фактического осуществления подобного присоединения.