О расходах собственника жилого помещения, используемого для местонахождения частного унитарного предприятия, на коммунальные платежи

В последние годы в Республике Беларусь особое внимание уделяется государством развитию малого и среднего бизнеса, в том числе на законодательном уровне предпринимаются меры, направленные на стимулирование предпринимательской инициативы.

Примером таких мер могут служить нормы, позволяющие регистрировать частные унитарные предприятия (ЧУП) по месту жительства физического лица — собственника имущества частного унитарного предприятия.

Так, в соответствии с частью 1 пункта 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение N 1), местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица — собственника имущества частного унитарного предприятия (далее — жилое помещение) в одном из следующих случаев:

жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) — с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;

он постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации, — с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).

Таким образом, собственник жилого помещения, используемого для местонахождения ЧУП, может быть как собственником имущества частного унитарного предприятия, так и лицом, не имеющим прямого отношения к ЧУП.

Зачастую такими собственниками жилых помещений (не имеющими прямого отношения к ЧУП) становятся пенсионеры, дети или внуки которых в свое время решили организовать «свое дело» и зарегистрировали предприятия по местонахождению жилых помещений своих родных.

Как известно, надежды на успешный бизнес не всегда себя оправдывают, что приводит к ликвидации ЧУП.

Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР), но предшествует этому ликвидационное производство, сроки которого могут быть достаточно продолжительными.

В связи с этим указанные лица — собственники жилых помещений, не являющиеся собственниками имущества ЧУП, сталкиваются с проблемой оплаты повышенной ставки коммунальных платежей.

Так, часть 2 пункта 5 Положения N 1 определяет, что с собственника жилого помещения взимаются плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Такой порядок регламентирован подпунктом 1.6-1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.08.1999 N 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» (далее — постановление N 1332).

Согласно указанной норме собственником жилого помещения, использующим его в соответствии с законодательством для местонахождения частного унитарного предприятия, плата за техническое обслуживание жилого дома и коммунальные услуги осуществляется с даты государственной регистрации данного предприятия по установленным законодательством Республики Беларусь тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.

Из анализа указанных норм следует, что повышенную стоимость коммунальных платежей должен оплачивать собственник жилого помещения вне зависимости от того, является он собственником имущества ЧУП (учредителем) или нет.

Относительно расходов собственника жилого помещения, который является собственником имущества ЧУП (учредителем), полагаем, что они являются обоснованными, поскольку согласно части 2 пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Иная ситуация складывается с расходами собственников жилых помещений, которые не являются учредителями ЧУП, тем более если это лица пенсионного возраста.

В соответствии с письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20.03.2009 N 06-20/47/03-2-9/173/24-03/692/2-2-13/1328 «О возмещении ЧУПами затрат» жилищно-эксплуатационная организация в счет-квитанции по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги после итоговой строки «Итого начислено» указывает отдельной строкой «в т.ч. за местонахождение ЧУП» сумму, рассчитанную как разницу между итоговой суммой и суммой начислений по тарифам на жилищно-коммунальные услуги для населения в соответствии с действующим законодательством, для возмещения ЧУП этих затрат собственникам квартиры. После возмещения данной суммы собственнику жилого помещения ЧУП может отнести при необходимости данную сумму на затраты, учитываемые при налогообложении, включив их в себестоимость работ (товаров, услуг).

Таким образом, собственник жилого помещения, который не является учредителем ЧУП, может обратиться к ЧУП за возмещением суммы затрат на оплату коммунальных услуг, превышающей тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения.

Что следует делать, если ЧУП находится в стадии ликвидации?

Согласно статье 90 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства управление делами должника возлагается на управляющего.

В соответствии со статьей 102 Закона с основного счета должника в процессе конкурсного производства вне очереди оплачиваются текущие платежи должника в процессе конкурсного производства за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги.

Следовательно, управляющий по делу о банкротстве вне очереди обязан при наличии обращения собственника жилого помещения возместить ему суммы затрат на оплату коммунальных услуг, превышающие тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения.

Из изложенного следует, что механизм возмещения собственником жилого помещения, который не является учредителем ЧУП, суммы затрат на оплату коммунальных услуг, превышающей тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, существует. И он действительно позволит восстановить права указанных собственников даже в случае нахождения ЧУП в стадии ликвидации, но только при условии наличия у него денежных средств.

Однако, к сожалению, имеют место ситуации, когда и денежные средства, и имущество у ЧУП отсутствуют. При таких обстоятельствах собственник жилого помещения, который не является учредителем ЧУП (например, бабушка неудачливого предпринимателя), не имеет практической возможности возместить свои расходы.

В связи с этим по инициативе Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.08.2011 N 1153 «О внесении дополнения и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. N 1332 и от 4 февраля 2011 г. N 138».

Подпунктом 1.1 пункта 1 указанного постановления подпункт 1.6-1 пункта 1 постановления N 1332 дополнен частью следующего содержания: «Действие части первой настоящего подпункта не распространяется на собственника жилого помещения, использующего его для местонахождения частного унитарного предприятия и не являющегося его учредителем, если в отношении собственника имущества данного предприятия возбуждено производство по делу о банкротстве.».