Нефтехимическая отрасль промышленности играет ведущую роль в экономике страны, формировании ее бюджета и ВВП. Составной частью нефтехимической отрасли являются вопросы обращения нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь.
В целях выявления положений и норм действующего законодательства, способствующих возникновению рисков криминогенного характера, изучены нормативные правовые акты, регулирующие отношения в указанной выше сфере, а также имеющаяся статистическая и справочно-библиографическая информация по практике их применения. Уделено особое внимание криминологическому анализу правовой регламентации вопросов обеспечения потребностей народного хозяйства и населения нефтью и нефтепродуктами, химической и нефтехимической продукцией, а также лицензирования оптовой и розничной торговли нефтепродуктами.
Результаты данного исследования изложены ниже.
Анализ законодательства в сфере правового регулирования вопросов нефтехимической отрасли промышленности и обращения нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь
1. Одним из основных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере обращения нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь, является Декрет Президента Республики Беларусь от 12.07.2005 N 9 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь» (далее — Декрет N 9). Он был разработан для разрешения ряда проблемных вопросов правоприменения, выявленных в ходе реализации норм ранее действовавшего Декрета Президента Республики Беларусь от 04.10.2002 N 25 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением автомобильного бензина и дизельного топлива в Республике Беларусь» (далее — Декрет N 25).
Принятый в 2005 году Декрет N 9 предусматривал, прежде всего, расширение сферы применения и распространения его действия не только на автомобильный бензин и дизельное топливо, как это было определено Декретом N 25, но и на иные виды топлива нефтяного жидкого — бытового топлива. Введение такой нормы обусловлено тем, что в ходе реализации требований Декрета N 25 правоохранительными органами были установлены факты, когда по товарно-транспортным накладным на территорию Республики Беларусь ввозилось топливо (печное, судовое), на которое действие норм Декрета N 25 не распространялось. Кроме того, были установлены случаи ввоза дизельного топлива и автомобильного бензина по сопроводительным товарно-транспортным накладным, в которых указывались нефтепродукты как печное топливо.
В 2006, 2007, 2008 и 2012 годах в целях исключения нелегального оборота и обеспечения прозрачности проводимых субъектами предпринимательской деятельности операций с нефтепродуктами, а также в целях создания более благоприятных условий для ввоза в Республику Беларусь нефтяного жидкого топлива в Декрет N 9 уже вносились изменения и дополнения.
Некоторые первоначальные положения Декрета N 9 содержали отдельные риски криминогенного характера, предоставляя возможность лжепредпринимательским структурам в целях сокрытия объектов налогообложения и легализации теневых потоков нефтепродуктов заключать договоры комиссии, перевода долга, уступки права требования, использовать неденежные формы расчетов (взаимозачеты, мену). Для усиления государственного контроля в сфере оборота нефтепродуктов в настоящее время Декретом N 9 предусмотрено, что при оптовой торговле нефтяным жидким топливом расчеты должны осуществляться на основании двусторонних договоров только через счета участников сделок. Исключение составляют сделки, при которых за поставленное топливо расчеты осуществляются со счетов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, на которых находятся денежные средства, предоставленные данными банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями в качестве кредита, а также со счетов органов государственного казначейства.
Запрещаются также сделки уступки требования, перевода долга, мены, сделки, предусматривающие оплату топлива посредством выдачи или передачи ценной бумаги, отступного, прекращения обязательств зачетом и новацией, передачи имущественных прав, а также сделки, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг в пользу стороны, отчуждающей топливо.
Указанные требования не распространяются на расчеты за нефтяное жидкое топливо, когда одной из сторон является сельскохозяйственная организация либо юридическое лицо, к которому в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса перешли права и обязанности убыточных сельскохозяйственных организаций, приобретающие топливо для собственного производства и потребления. Данное исключение связано с тем, что для сельскохозяйственных предприятий такие виды расчетов являются самыми доступными с учетом их финансового положения. С учетом сезонности сельскохозяйственных работ, неравномерности поступления денежных средств за продукцию сельскохозяйственные предприятия не всегда имеют в наличии свободные денежные средства, соответственно введение для них расчетов за поставленные нефтепродукты только через счета участников сделок на основании двусторонних договоров увеличивает сроки расчетов с поставщиками и дебиторскую задолженность <1>. Было принято во внимание и то, что организации агропромышленного комплекса являются основными поставщиками и производителями сельскохозяйственной продукции; своевременное и достаточное обеспечение сельскохозяйственных предприятий горюче-смазочными материалами является залогом успешного и качественного проведения посевных и уборочных кампаний.
<1> Янушкевич, Г.А. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 18.03.2008 N 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 12.07.2005 N 9.
Однако на практике реализация данной оговорки, сделанной в отношении сельскохозяйственных организаций, иногда вызывает определенные проблемы. Основными поставщиками нефтепродуктов для нужд сельскохозяйственных предприятий являются дочерние унитарные предприятия по обеспечению нефтепродуктами Республиканского унитарного предприятия «Производственное объединение «Белоруснефть» (далее — ПОНы). Отношения между ПОНами и сельскохозяйственными предприятиями строятся на основании договоров на поставку нефтепродуктов. Первые с учетом специфики хозяйственных отношений вынуждены предпринимать все возможные и допустимые меры для того, чтобы в максимальной степени защитить свои экономические интересы и не понести необоснованных убытков. Некоторые сельскохозяйственные предприятия — должники в качестве ответов на претензии высылают гарантийные письма с указанием конкретных сроков погашения задолженности. ПОНы практически всегда идут им навстречу, предоставляя достаточно выгодные периоды отсрочки платежей. Однако некоторые руководители хозяйств такими письмами пытаются оттянуть время, заранее зная о том, что свои предусмотренные заключенными договорами обязательства по оплате полученных нефтепродуктов по различным причинам они в указанные сроки не выполнят <2>.
<2> Овечко, В.М. Договор поставки: проблемы предприятий по обеспечению нефтепродуктами по взысканию задолженности.
В соответствии со статьей 4 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь юридические лица имеют право обратиться в экономический суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в установленном порядке. В связи с тяжелым финансовым положением сельскохозяйственных предприятий, высокой кредиторской задолженностью, задолженностью по заработной плате судебные исполнители, предприятия-взыскатели сталкиваются с трудностями на стадии исполнения приказов экономических (ранее — хозяйственных) судов по принудительному исполнению решений. В отдельных случаях особо злостным неплательщикам, не исполняющим приказов экономического (хозяйственного) суда о принудительном исполнении решения, ПОНы вынуждены направлять извещения с требованиями о погашении должниками задолженностей. В противном случае они оставляют за собой право на подачу заявления в экономический (хозяйственный) суд о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных предприятий в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 N 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
Ранее в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности поставщики нефтепродуктов в случаях прекращения обязательств без поступления в установленном порядке денежных средств на их расчетные счета руководствовались Указом Президента Республики Беларусь от 15.08.2005 N 373 «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь» (далее — Указ N 373) и принятым в его исполнение постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.11.2005 N 1317 «Об отдельных вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь», однако Указ N 373 уже утратил юридическую силу в связи с истечением срока действия ограничений осуществления мены и прекращения обязательств. Указ N 373 фактически закрепил, что в период с 1 августа 2005 г. по 31 декабря 2008 г. расчеты за поставленные товары, в том числе нефтепродукты, должны были осуществляться на основании двусторонних договоров только через счета участников сделок, кроме случаев и условий, прямо определенных в Указе N 373.
Декретом N 9 предусмотрено также, что в случае оптовой торговли топливом комиссионером, поверенным, другим лицом, действующими на основании договоров комиссии, поручения, иных аналогичных договоров, денежные средства, полученные указанными лицами от покупателей топлива, подлежат перечислению на текущие (расчетные) счета комитента, доверителя, иного лица, в интересах которых действовали комиссионер, поверенный, другое лицо на основании договоров комиссии, поручения, иных аналогичных договоров.
Следует отметить, что изначально требования, закрепленные в Декрете N 9, были установлены независимо от вида транспорта, с использованием которого осуществлялся ввоз топлива на территорию республики, и распространялись и на автомобильный, и на железнодорожный, и на трубопроводный транспорт. В дальнейшем с учетом того, что в практике контрольной работы, проводимой налоговыми органами, фактов нелегального ввоза нефтепродуктов трубопроводным транспортом не было установлено, и того, что нелегальный ввоз топлива в Республику Беларусь чаще всего осуществляется автотранспортом, было внесено изменение, связанное с ограничением распространения норм Декрета N 9 на ввоз нефтяного жидкого топлива на территорию Республики Беларусь железнодорожным и трубопроводным транспортом (в части исключения обязанности внесения денежных средств в республиканский бюджет как условия ввоза нефтяного жидкого топлива на территорию Республики Беларусь железнодорожным и трубопроводным транспортом). В связи с этим в настоящее время положения Декрета N 9 распространяют свое действие на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих ввоз нефтяного жидкого топлива на территорию Республики Беларусь только автомобильным транспортом. Грузоперевозки железнодорожным и трубопроводным транспортом являются достаточно прозрачными видами перевозок, так как осуществляются ограниченным кругом субъектов, у которых налажена система внутреннего контроля за перемещением грузов <3>.
<3> Болсун, В.Ф., Пушина, И.И. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 12.07.2005 N 9 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь» // Вестник МНС. — 2005. — N 35.
2. В настоящее время нормы Декрета N 9, регламентирующие обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь, в основном характеризуются однозначностью и непротиворечивостью. Однако в Декрете N 9 имеются недостатки, хотя и не вызывающие криминальных последствий, но снижающие качество законодательства в данной сфере, затрудняющие реализацию его норм. В частности, к ним можно отнести отсутствие надлежащего определения понятия и содержания предмета правового регулирования.
Декрет N 9 регулирует ввоз на территорию Республики Беларусь и перемещение по ее территории нефтяного жидкого топлива. При этом под нефтяным жидким топливом в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Декрета N 9 понимается автомобильный бензин, дизельное и бытовое топливо всех марок. Однако какое именно топливо следует считать бытовым, не обозначено: следует ли к нему относить абсолютно все марки жидкого топлива (например, керосин, сжиженный углеводородный и другой газ, мазут и т.п.).
Аналогичные положения относительно нефтяного жидкого топлива содержат и статья 12.30 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), предусматривающая ответственность за незаконное обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь, и иные нормативные правовые акты, регулирующие рассматриваемую сферу общественных отношений.
Уточнение понятия и видов нефтяного жидкого топлива может быть важным и необходимым при применении законодательства в области контрольно-надзорной деятельности, лицензирования, заключения договоров. Так, например, согласно нормам перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», в соответствии с которыми контролирующим органом в сфере обращения нефтяного жидкого топлива является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах. В то же время в названном перечне закреплено, что Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь осуществляет надзор за рациональным использованием топлива (причем не указано, какого именно), соблюдением норм расхода котельно-печного топлива. Таким образом, возникает вопрос о том, относится ли бытовое топливо к котельно-печному (или какие разновидности котельно-печного топлива являются бытовыми) и имеет ли право Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь проводить соответствующие проверки субъектов, деятельность которых связана с нефтяным жидким топливом.
Очевидно, что в данном случае речь идет о различных сторонах проверки, однако если бытовое печное топливо является разновидностью котельно-печного, то в такой ситуации нормы Декрета N 9 и других актов в анализируемой области должны распространять свое действие и на более широкую сферу общественных отношений, поэтому область применения Декрета N 9 и других актов, регулирующих оборот нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь, также может быть расширена.
В связи с этим для уточнения понятий можно обратиться к постановлениям Национального статистического комитета Республики Беларусь об утверждении форм государственной статистической отчетности, например конкретно к постановлению Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.07.2011 N 135 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-тэк (продукция) «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов на производство отдельных видов продукции (работ), включая производство тепловой и электрической энергии» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 135). В таблице 2 раздела II «Фактический расход котельно-печного топлива на производство тепловой и электрической энергии» формы государственной статистической отчетности 1-тэк (продукция) «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов на производство отдельных видов продукции (работ), включая производство тепловой и электрической энергии», утвержденной постановлением N 135, в заголовках столбцов указываются виды котельно-печного топлива, среди которых обозначены уголь и продукты его переработки, торф топливный, брикеты торфяные, мазут топочный, топливо печное бытовое и др. Пункт 3 указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-тэк (продукция) «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов на производство отдельных видов продукции (работ), включая производство тепловой и электрической энергии», утвержденных постановлением N 135, также содержит перечень видов котельно-печного топлива, в который в том числе входят топливные нефтепродукты, а именно: топочный мазут, топливо печное бытовое и др.
В сборнике цен на оборудование, производимое предприятиями Республики Беларусь, часть IV (РСН 8.06.107-2010), утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2010 N 247 «Об утверждении сборника цен на оборудование, дополнений в сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции, сборник сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов», при характеристике котлов, котельно-вспомогательного, отопительного и нагревательного оборудования в качестве одного из видов предлагается жидкое топливо, к которому относится печное бытовое, дизельное топливо, керосин.
В пункте 2 Инструкции о порядке обеспечения качества горючего в Вооруженных Силах Республики Беларусь, утвержденной приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 27.07.2006 N 26, предлагаемое определение горючего раскрывается через понятие жидкого нефтяного топлива, к которому, в свою очередь, относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей и так далее.
Как показывает анализ законодательства Республики Беларусь, в некоторых актах, не имеющих непосредственного отношения к обороту именно нефтяного жидкого топлива, можно обнаружить отдельные положения, раскрывающие анализируемые понятия.
Однако ни в одном из действующих нормативных правовых актов не предлагается четкого определения и единообразного перечня бытового нефтяного топлива всех марок. Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 11.08.2005 N 03-25/1535 «О Декрете Президента Республики Беларусь от 12 июля 2005 года N 9», постановления Совета Министров Республики Беларусь и других органов, принятые во исполнение Декрета N 9, иные акты, регламентирующие оборот нефтяного жидкого топлива, также либо не в полной мере, либо вообще не раскрывают понятие и перечень видов бытового нефтяного топлива всех марок.
Справочно. Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее — Решение N 54), также не включают формулировок (названий), содержащих либо перечисляющих виды нефтяного жидкого топлива именно под такими названиями.
В примечании 2 к группе 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» ТН ВЭД ТС лишь обозначено, что в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ТС термин «нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород» означает не только нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, но и полученные любым способом аналогичные нефтепродукты, состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических. В субпозицию 2710 12 ТН ВЭД ТС — легкие дистилляты и продукты — входят бензины различных видов (уайт-спирит, бензины моторные и др.), в субпозицию 2710 19 ТН ВЭД ТС — прочие — входят средние дистилляты, в том числе керосин, а также тяжелые дистилляты: топлива жидкие (мазуты, моторные масла и др.). Как видно, о дизельном топливе (по крайней мере, именно о таком наименовании) речь в перечне не идет, хотя дизельное топливо практически во всех актах в анализируемой сфере, безусловно, относится к жидкому нефтяному. Однако следует иметь в виду, что в Основном правиле интерпретации ТН ВЭД ТС 1 (приложение к Решению N 54) отмечено, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ТС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к к разделам или группам.
Таким образом, это еще раз подчеркивает, что единообразное понятие нефтяного жидкого топлива и его видов отсутствует, что, в свою очередь, может затруднить реализацию положений нормативных правовых актов, регламентирующих оборот нефтяного жидкого топлива. В связи с этим возникает необходимость устранить обнаруженный пробел в действующем законодательстве.
Более конкретную информацию о понятии и видах нефтяного жидкого топлива можно получить из государственных стандартов.
В СССР применялся Государственный стандарт СССР 26432-85 «Топлива нефтяные жидкие. Ограничительный перечень и порядок назначения», утвержденный и введенный в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.1984 N 116 (далее — ГОСТ 26432-85), а с учетом того, что на него делаются ссылки на официальных сайтах организаций, входящих в состав Белорусского государственного концерна по нефти и химии (например, открытое акционерное общество «Нафтан», открытое акционерное общество «Мозырский нефтеперерабатывающий завод»), и того, что размещен он и в каталоге стандартов (технических нормативных правовых актов) научно-производственного республиканского унитарного предприятия «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС), можно сделать вывод, что в некоторой степени он применяется и в настоящее время. В соответствии с указанным стандартом в его перечень входили бензины, газотурбинные топлива, дизельные топлива, мазуты и бытовые топлива. В свою очередь, к автомобильным бензинам относились бензины всех марок; к дизельным топливам — топлива для быстроходных дизелей; топлива дизельных марок 3 — 0.5, Л — 0.5, А — 0.4; топлива для среднеоборотных и малооборотных дизелей; топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей марок ДТ, ДМ; к бытовым топливам — топливо печное бытовое и керосин осветительный. Однако снова встает вопрос о понятии и видах топлива печного бытового. Кроме того, необходимо иметь в виду, что по отдельным видам нефтяного жидкого топлива приняты и действуют новые государственные стандарты (СТБ) или технические условия (ТУ) Республики Беларусь, с учетом того что некоторые марки автомобильного бензина и дизельного топлива изменились. Так, на сегодняшний день в Республике Беларусь реализуются автомобильные бензины и дизельное топливо следующих марок: Нормаль-80 — ГОСТ 31077-2002; АИ-92, АИ-95 — ТУ 38.001165-2003; топливо дизельное автомобильное (EN 590) — ТУ 38.401-58-296-2005; топливо биодизельное — ТУ BY 500036524.121-2007.
Тем не менее новый государственный стандарт, аналогичный ГОСТу 26432-85, включающий перечень нефтяного жидкого топлива, учитывающий новые его марки, обнаружить не удалось.
При отнесении печного бытового топлива к жидкому нефтяному необходимо руководствоваться ТУ 38.101.656-2005 «Топливо печное бытовое. Технические условия», согласно которым топливо печное бытовое предназначено для коммунально-бытовых нужд предприятий сельского хозяйства, а также снабжения населения. Печное бытовое топливо предназначено для сжигания в отопительных установках небольшой мощности, расположенных непосредственно в жилых помещениях, а также в теплогенераторах средней мощности, используемых в сельском хозяйстве для приготовления кормов, сушки зерна, фруктов, консервирования и других целей.
С учетом того что Декрет N 9 к нефтяному жидкому топливу помимо бензина и дизельного топлива относит бытовое топливо всех марок, представляется целесообразным уделить внимание и котельно-печному топливу. Котельные топлива применяют в стационарных паровых котлах, в промышленных печах, тяжелые моторные топлива используют в судовых энергетических установках. В общем балансе основное место среди них занимают мазуты нефтяного происхождения. Топочный мазут используется для стационарных котельных и технологических установок. Вырабатывается на базе остатков атмосферной и вакуумной перегонки с добавлением тяжелых газойлевых фракций.
Исходя из разъяснений специалистов отдела контроля за оборотом подакцизных товаров Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по поводу того, какие виды топлива относятся к нефтяному жидкому топливу, подпадающему под действие Декрета N 9, какие виды топлива включает понятие «печное бытовое топливо» (в частности, является ли мазут одним из видов печного бытового топлива), по состоянию на 29.05.2006 было обозначено, что по физико-химическим показателям он (мазут) соответствует ГОСТу 10585-99 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия», согласно которому областью применения мазута, полученного из продуктов переработки нефти, газоконденсатного сырья, являются транспортные средства, стационарные котельные и технологические установки. В результате специалистами был сделан вывод, что мазут не является видом печного бытового топлива и требования Декрета N 9 на данный вид топлива не распространяются <4>. С тем, что мазут не является видом печного бытового топлива, необходимо согласиться, однако еще раз целесообразно подчеркнуть, что нормы Декрета N 9 действуют в отношении бытового топлива всех марок, а не только в отношении печного бытового. Согласно пункту 22 ГОСТа 26098-84 мазут — жидкое нефтяное топливо для использования в топочных агрегатах или устройствах. Однако в данном случае можно исходить и из того, что в соответствии с ГОСТом 26432-85 в ограничительный перечень топлив нефтяных жидких входят и газотурбинные топлива, тем не менее, они, как и мазут, к видам нефтяного жидкого топлива, обозначенным в Декрете N 9, не относятся, несмотря на то что являются его (нефтяного жидкого топлива) разновидностью. При всем этом мазут все же относится к тем видам нефтепродуктов, для оптовой и розничной торговли которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии).
<4> Вопрос: Какие виды топлива относятся к нефтяному жидкому топливу, подпадающему под действие Декрета Президента Республики Беларусь от 12.07.2005 N 9 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь» // Вестник МНС. — 2006. — N 21.
Нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с нефтепродуктами, показывают, что в них, наряду с другими, встречается также понятие «моторное топливо».
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2011 N 341 «Об утверждении показателей по снижению потребления светлых нефтепродуктов на 2011 год», а также постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 08.04.2011 N 23/16/55 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению экономии светлых нефтепродуктов от внедрения организационно-технических мероприятий и формы представления в Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь информации об их выполнении» к светлым нефтепродуктам относятся бензин, керосин, топливо дизельное, биодизельное и моторное.
Вероятно, понятие «моторное топливо» может быть использовано как собирательное, оно включает в себя все виды топлива, предназначенные для работы моторных двигателей. Например, в Модельном законе «Об использовании альтернативных видов моторного топлива», принятом постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 15.11.2003 N 22-10, под моторным топливом понимается топливо, получаемое в результате переработки нефти (бензин, керосин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ), используемое в поршневых, реактивных, газотурбинных двигателях внутреннего сгорания транспортных и иных средств.
В ГОСТе 26432-85 топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей марок ДТ, ДМ входило в перечень дизельного топлива, однако если обратиться к видам техники, в которой это топливо могло использоваться (изделия дизелестроения, судовая техника, энергетические установки стационарного и передвижного типа), то в настоящее время его к нефтяному жидкому топливу, в отношении которого действуют нормы Декрета N 9 и подобных актов, относить нецелесообразно.
В связи с этим необходимо определиться также с понятием и видами дизельного топлива. Как показывает анализ законодательства, при использовании понятия «дизельное топливо» вскрываются и наблюдаются аналогичные проблемы с понятием бытового топлива. На первый взгляд, не в полной мере является очевидным, на все ли марки дизельного топлива распространяют свое действие положения Декрета N 9, подпадает ли под его действие биодизельное топливо.
В подпункте 1.8 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) среди подакцизных товаров указывается и дизельное топливо, и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот.
В приложении 1 «Ставки акцизов на подакцизные товары» к НК к дизельному топливу относится дизельное топливо (подпункт 11.1 пункта 11) и дизельное топливо, отгруженное (отпущенное) для производства дизельного топлива с метиловыми эфирами жирных кислот (подпункт 11.2 пункта 11). Отдельным пунктом 12 приложения 1 к НК обозначено дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот.
Эти виды топлива в НК различаются в связи с тем, что в отношении их действуют различные ставки акцизов, поскольку в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011, принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (далее — Регламент N 826), дизельное топливо — жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Допускается содержание в дизельном топливе не более 7% (по объему) метиловых эфиров жирных кислот.
Основные термины и определения понятий, относящихся к жидкому биотопливу, установлены в государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1800-2010 «Биотопливо жидкое. Основные термины и определения», утвержденном постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 01.12.2010 N 75 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и общегосударственного классификатора Республики Беларусь».
Дизельное топливо, отвечающее требованиям государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1658-2012 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Топливо дизельное. Технические условия», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10.02.2012 N 12 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», и содержащее от 4% до 5% метиловых эфиров жирных кислот, является биодизельным топливом. Применение данного топлива с указанным содержанием FAME не требует модернизации двигателей транспортных средств, предназначенных для работы на нефтяном дизельном топливе, и не оказывает влияния на эксплуатационные характеристики двигателей.
Однако следует обратить внимание на то, что в Регламенте N 826 предлагается более общее определение дизельного топлива, под которым следует понимать жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, т.е. в данном акте ничего не говорится о биодизельном топливе как разновидности дизельного топлива.
Поскольку к нефтяному жидкому топливу в соответствии с ГОСТом 26432-85 помимо перечисленных в Декрете N 9 автомобильного бензина, дизельного и бытового топлива всех видов относят еще и мазуты, газотурбинные топлива, а к бензинам, кроме автомобильного, еще и бензины авиационные, то формулировку «всех марок» можно отнести не только к бытовому, но и к дизельному топливу. В связи с этим еще раз целесообразно подчеркнуть, что и на оборот биодизельного топлива распространяются нормы Декрета N 9 и других актов, принятых в целях его реализации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Декрете N 9, в статье 12.30 КоАП и других актах, регулирующих анализируемую сферу общественных отношений, с одной стороны, перечень видов нефтяного жидкого топлива ограничен (из всех видов нефтяного жидкого топлива, обозначенных в ГОСТе 26432-85, указаны лишь автомобильный бензин, дизельное и бытовое топливо всех видов), а с другой стороны, виды бытового топлива, на которые распространяются нормы правовых актов в сфере оборота нефтяного жидкого топлива, не представлены. Результаты проведенного исследования показывают, что в Декрете N 9 и нормах иных нормативных правовых актов, связанных с оборотом нефтяного жидкого топлива, рассмотренная формулировка нуждается в конкретизации.