Административные правонарушения в трудовой сфере

Основанием административной ответственности является правонарушение, т.е. противоправное, виновное (умышленное или неосторожное), административно наказуемое действие либо бездействие. Следовательно, для привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства необходимо в первую очередь устанавливать, присутствуют ли в совершенном деянии такие признаки правонарушения, как общественная вредность, противоправность, виновность и наказуемость.

Общественная вредность проявляется в том, что любой административный проступок, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (необоснованный отказ в приеме на работу гражданина, направленного органами государственной службы занятости населения в счет брони), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда).

Если деяние не причинило и по своему характеру и направленности не могло причинить вреда, его нельзя рассматривать как административное правонарушение и привлекать за него к ответственности. Например, если нарушение сроков выплаты заработной платы состояло в том, что она была выплачена ранее обозначенного срока, то данное деяние не образует правонарушения.

Противоправность деяния заключается в совершении поступка, нарушающего нормы права. Соответственно деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность, каким бы неприглядным оно ни казалось. Так, отказ в приеме на работу по признаку возраста или внешних данных не образует состава административного правонарушения, поскольку в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях [1] (далее — КоАП) четко обозначены характеристики лиц, отказ в приеме на работу которых образует состав правонарушения.

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности, но в любом случае явилось результатом сознательной человеческой деятельности. Отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности.

Например, неуведомление органов государственной службы занятости населения о наличии свободных рабочих мест (вакансий) (ч. 3 ст. 9.15]КоАП) не будет являться правонарушением, если соответствующее должностное лицо нанимателя в срок отправило надлежащее уведомление, которое по каким-либо независящим от него причинам задержалось в пути.

Наказуемость деяния означает, что конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность. Так, в сфере трудового права действует множество правил, инструкций и тому подобных актов. Но если за нарушение этих норм не предусмотрены меры административного взыскания, то и правонарушениями их признать нельзя.

Например, в соответствии с п. 54 Инструкцией о порядке организации нормирования труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.03.2008 N 53, структурным подразделением в организации, на которое возложены функции по организации и нормированию труда, или работником, на которого возложены указанные функции, не реже чем раз в два года должна проводиться проверка действующих норм труда на их соответствие уровню техники, технологии, организации производства и труда в организации. А что будет, если такая проверка не проведена в указанные сроки? Ничего, так как административная ответственность за данное деяние в законодательстве не предусмотрена.

Однако наличие всех признаков правонарушения еще не является достаточным поводом для привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства. Необходимо установить, имеется ли состав правонарушения в деянии лица, поскольку бывают ситуации, когда при наличии всех признаков отсутствует состав правонарушения, и это исключает возможность привлечения к административной ответственности.

Объектом правонарушения в трудовой сфере являются общественные отношения, урегулированные нормами трудового или иных отраслей права и охраняемые мерами административной ответственности, то есть те отношения, на которые посягает нарушитель.

Объективная сторона заключается в действии либо бездействии, запрещенном административным правом. Она включает в себя время, место, способ, характер совершенного деяния, наступившие вредные последствия, совершение противоправного деяния в прошлом, его систематичность и т.п. Иными словами, объективная сторона характеризует деяние как явление реальной действительности, как то, что происходило на самом деле, а не явилось плодом чьего-либо воображения. Например, ч. 3 ст. 9.18 КоАП предусматривает наложение штрафа от двадцати до пятидесяти базовых величин за действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке. Такие действия могут быть выражены различно: это и физическое воспрепятствование проходу на свое рабочее место, и отключение электроэнергии, и т.п. (что, безусловно, признается правонарушением и влечет установленную указанной нормой меру ответственности). Но это может быть и телефонный звонок с советом не ходить на работу. Вряд ли его можно расценивать как серьезное препятствие исполнению трудовых обязанностей, хотя не исключено, что лицо действительно не вышло на работу, ссылаясь на него.

Субъектами административных правонарушений в трудовой сфере являются физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Физические лица несут административную ответственность, если они являются психически вменяемыми и достигли 16-летнего возраста. Хотя ст. 4.3 КоАП предусматривает возможность привлечения к ответственности за некоторые правонарушения с 14 лет, к нарушениям трудового законодательства это не относится. Более того, в большинстве статей, предусматривающих административную ответственность за нарушения трудового законодательства, предусмотрен специальный субъект, то есть лицо, занимающее определенную должность или наделенное определенными полномочиями. В частности, субъектом правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 ст. 9.15 КоАП, может быть только наниматель, ч. 3 этой же статьи — наниматель или уполномоченное им должностное лицо; ст. 9.16 КоАП — уполномоченное должностное лицо нанимателя; ст. 9.17 КоАП — работодатель или лицо, ответственное за соблюдение правил по охране труда, и т.д.

Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей для физического лица.

В сфере трудовых отношений индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности за нарушения, предусмотренные статьями КоАП 9.20 (Сокрытие страхового случая), 9.23 (Нарушение порядка и условий трудоустройства граждан за границей), 23.61 (Нарушение требований по безопасному ведению работ), 23.65 (Незаконное проведение кастингов).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению. Ответственность юридических лиц предусмотрена за такие нарушения трудового законодательства, как: нарушение законодательства о занятости населения (ст. 9.15 КоАП), нарушение правил по охране труда (ст. 9.17 КоАП), нарушение законодательства о труде (ст. 9.19 КоАП), сокрытие страхового случая (ст. 9.20 КоАП), нарушение порядка и условий трудоустройства граждан за границей (ст. 9.23 КоАП), незаконное проведение кастингов (ст. 23.65 КоАП). При этом наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение лица к противоправному действию либо бездействию и его последствиям. Она включает в себя вину, мотив и цель. Следует иметь в виду, что если в статье прямо названы данные признаки, то для привлечения к ответственности необходимо устанавливать, что деяние было совершено именно из таких побуждений или именно с такой целью. Например, ст. 23.65 КоАП предусматривает ответственность за организацию, проведение либо создание условий для проведения конкурсных отборов кандидатов на участие в рекламных проектах либо в целях последующего их трудоустройства с нарушением законодательства.

Таким образом, административное правонарушение в трудовой сфере — это общественно вредное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на трудовые права граждан, за которое КоАП установлена административная ответственность. Существует возможность кумуляции дисциплинарной и административной ответственности за нарушение трудового законодательства в случае, когда одним и тем же действием (бездействием) нарушаются как трудовая дисциплина, так и права граждан в области трудовых отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

2. Инструкция о порядке организации нормирования труда: утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 21 марта 2008 г., N 53.