В Республике Беларусь продолжается активное реформирование законодательства, направленное на усовершенствование порядка осуществления коммерческой деятельности и повышение привлекательности страны для зарубежных инвесторов.
Степень благоприятности условий предпринимательства в той или иной стране отражается в ежегодном исследовании Группы Всемирного банка «Ведение бизнеса», которое охватывает подавляющее большинство государств. На протяжении уже нескольких лет Республикой Беларусь принимаются меры по улучшению ее рейтинга. Одним из показателей, учитываемых при определении позиции страны в указанном исследовании, выступает показатель «Получение кредита». Органом, ответственным за повышение его значения применительно к белорусскому государству, является Национальный банк Республики Беларусь.
Улучшение такого рейтинга по индексу действенности законных прав, имеющему статус субпоказателя в рамках показателя «Получение кредита» исследования Группы Всемирного банка «Ведение бизнеса» (далее — индекс действенности законных прав), среди прочего может быть достигнуто путем создания банка данных (реестра), аккумулирующего информацию о залоге движимого имущества и позволяющего вносить, изменять, исключать уведомления о таком залоге, а также осуществлять их поиск по объектам движимого имущества и сведениям о залогодателе [1].
С учетом этого Национальным банком Республики Беларусь был подготовлен Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 N 539 «О реестре движимого имущества, обремененного залогом» (далее — Указ N 539), который вступит в силу с 01.09.2016.
До 01.09.2016 следует провести работу, необходимую для реализации Указа N 539, в том числе по созданию реестра движимого имущества, обремененного залогом (далее — реестр), и вводу его в эксплуатацию, а также по подготовке и принятию ряда нормативных правовых актов, обеспечивающих совместимость с Указом N 539 законодательства. В связи с этим теоретико-практическая проработка основ функционирования реестра представляется актуальной.
Цели создания реестра и его сущность
Необходимость повышения рейтинга Республики Беларусь в исследовании Группы Всемирного банка «Ведение бизнеса» явилась не единственной предпосылкой издания Указа N 539, предусматривающего создание и внедрение в массовое использование реестра. Более важной целью подготовки Указа N 539 выступило обеспечение усиления защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота посредством их эффективного информирования о фактах обременения движимого имущества залогом и определения приоритета прав залогодержателей на движимое имущество, выступающее объектом двух и более договоров о залоге, действующих одновременно (последующий залог).
Пункт 3 статьи 323 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) возлагает на залогодателя обязанность сообщать каждому последующему залогодержателю обо всех существующих залогах определенного имущества и предусматривает ответственность за ее невыполнение в форме возмещения убытков. В свою очередь в отношениях купли-продажи продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный этими правами (часть первая пункта 1 статьи 430 ГК). Несмотря на приведенные предписания ГК, залогодатель или продавец могут утаить соответствующую информацию от залогодержателя или покупателя, что может привести к нарушению прав и законных интересов последних.
В связи с этим особое значение приобретает надлежащая информированность участников гражданского оборота о фактах нахождения объектов гражданских прав в залоге. Этим гарантируется открытость и ясность для участников рынка в части наличия возможного залогового обеспечения в отношении имущества, что «является одним из факторов принятия положительного решения о вступлении с тем или иным лицом в деловые отношения» [2, с. 45].
Такая информированность может быть достигнута путем внесения сведений о залоге в некий банк данных, доступный для всех заинтересованных лиц и отличающийся простотой и удобством в использовании. Если применительно к недвижимости указанные сведения вносятся в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — ЕГРНИ) <1>, то в отношении движимого имущества банк данных, доступный для широкого круга субъектов гражданских правоотношений и охватывающий информацию о залоге большинства объектов движимого имущества, в Республике Беларусь на сегодняшний день отсутствует.
<1> Подпункт 2.11 пункта 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 N 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон N 133-З).
Идея создания названного банка данных была заложена в Декрете Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 3 «О некоторых вопросах залога имущества» (далее — Декрет N 3) <2>. Так, пунктом 5 Декрета N 3 Совету Министров Республики Беларусь поручено до 01.04.2010 обеспечить создание и функционирование интегрированного информационного ресурса об имуществе, права на которое ограничены залоговыми обязательствами, с возможностью доступа к нему всех заинтересованных лиц (далее — интегрированный информационный ресурс).
<2> До этого времени создание Единого государственного реестра имущества, права на которое ограничены залоговыми обязательствами, предусматривалось постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.04.1998 N 585 «О создании Единого государственного реестра имущества, права на которое ограничены залоговыми обязательствами», утратившим силу в 2009 году.
Интегрированный информационный ресурс был создан в соответствии с Положением об интегрированном информационном ресурсе об имуществе, права на которое ограничены залоговыми обязательствами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2010 N 466 «О некоторых вопросах создания и функционирования интегрированного информационного ресурса об имуществе, права на которое ограничены залоговыми обязательствами» (далее — Положение об интегрированном информационном ресурсе).
Интегрированный информационный ресурс представляет собой взаимосвязанные государственные информационные ресурсы, содержащие информацию об имуществе, права на которое ограничены залоговыми обязательствами, и интегрированные в общегосударственную автоматизированную информационную систему (пункт 4 Положения об интегрированном информационном ресурсе).
Необходимо подчеркнуть, что согласно пункту 5 Положения об интегрированном информационном ресурсе интегрированный информационный ресурс образуют следующие три государственных информационных ресурса:
- единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним — в части недвижимого имущества (земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, изолированные помещения, предприятия как имущественные комплексы), права на которое ограничены залоговыми обязательствами <3>;
- база данных автоматизированной информационной системы «ГАИ-Центр» — в части транспортных средств, права на которые ограничены залоговыми обязательствами;
- государственный информационный ресурс о ценных бумагах, права на которые ограничены залоговыми обязательствами.
<3> Между тем в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним включаются не только сведения о залоге недвижимого имущества как такового, но и сведения о залоге зарегистрированной доли в праве собственности на недвижимое имущество, а также зарегистрированного права аренды недвижимого имущества (статья 8 Закона N 133-З).
Как видно, интегрированный информационный ресурс применительно к движимому имуществу содержит информацию об обременении залогом лишь таких его объектов, как транспортные средства и ценные бумаги.
Услуга по получению информации из интегрированного информационного ресурса оказывается республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» и относится к числу электронных услуг, требующих авторизации пользователя посредством электронной цифровой подписи (иными словами, пользователю необходимо получить сертификат открытого ключа электронной цифровой подписи и с его помощью авторизоваться на соответствующем портале). В связи с тем что предоставление сертификата открытого ключа электронной цифровой подписи осуществляется на платной основе, указанной услугой пользуются главным образом юридические лица (прежде всего, банки). Однако использование интегрированного информационного ресурса не приобрело широкого распространения, в том числе с учетом невозможности предоставления из базы данных автоматизированной информационной системы «ГАИ-Центр» актуальной информации об обременении залогом транспортных средств.
В 2012 — 2013 гг. в Республике Беларусь была предпринята попытка создания информационного ресурса, содержащего сведения не только о залоге движимого имущества, но также об иных его обременениях (удержание, рента, наложение ареста на основании судебного постановления, аренда с правом выкупа арендованного имущества, сохранение права собственности за продавцом до полной оплаты товара покупателем и др.), причем как частных (обременитель — физическое или юридическое лица), так и публичных (обременитель — государственный орган или суд). Образование указанного ресурса было предусмотрено проектом Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах регулирования обременений движимого имущества и имущественных прав». Этот проект, однако, не нашел поддержки у заинтересованных государственных органов (организаций), и работа над ним была прекращена [3, с. 26].
Таким образом, несмотря на то что вопрос о создании банка данных со сведениями об обременении залогом большинства объектов движимого имущества ставился на законодательном уровне еще в 2010 году, до настоящего времени эта идея в полной мере в жизнь воплощена не была. Со вступлением в силу Указа N 539 таким банком данных о залоге движимого имущества будет реестр (пункт 1 Указа N 539).
Полезными результатами применения реестра для банковского сектора должны выступить снижение уровня рисков и рост объемов кредитования, а для субъектов хозяйствования — появление возможности задействовать большую часть своих активов в качестве обеспечения для получения кредита.
При подготовке Указа N 539 учитывались положения Руководства по регистру обеспечительных прав [4], изучался опыт правового регулирования соответствующих отношений в ряде зарубежных стран (таких, как США, Канада, Новая Зеландия, Россия, Казахстан, Украина, Молдова, Армения, Узбекистан, Грузия, Албания и др.), принимались во внимание рекомендации экспертов Группы Всемирного банка [3, с. 26 — 27].
Необходимо отметить, что в Указе N 539 урегулированы наиболее важные вопросы работы реестра. Регламентация деталей использования реестра предполагается на подзаконном уровне, а именно в совместном постановлении Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь. Пунктом 3 Указа N 539 эти государственные органы наделены полномочиями на определение порядка формирования, ведения, функционирования реестра и доступа к нему.
Что представляет собой реестр? Как установлено в подпункте 2.1 пункта 2 Указа N 539, реестр является информационной системой, содержащей информацию о правах залогодержателей на принадлежащее залогодателям движимое имущество, обремененное залогом, на основе которой в случае последующего залога определяется приоритет залогодержателя на удовлетворение своих требований по отношению к правам и законным интересам других залогодержателей за счет одного и того же имущества залогодателя.
Исходя из буквального прочтения приведенного определения в совокупности с другими положениями Указа N 539, можно выделить следующие ключевые характеристики реестра.
Во-первых, реестр — это информационная система. Согласно абзацу четырнадцатому статьи 1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон об информации) под информационной системой понимается совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств. При этом:
- банк данных — это организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими (абзац второй статьи 1 Закона об информации);
- информационная технология — совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации (абзац пятнадцатый статьи 1 Закона об информации);
- комплекс программно-технических средств — совокупность программных и технических средств, обеспечивающих осуществление информационных отношений с помощью информационных технологий (абзац двадцатый статьи 1 Закона об информации).
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 Указа N 539 доступ к реестру всех заинтересованных будет обеспечиваться круглосуточно посредством сайта в глобальной компьютерной сети Интернет.
Во-вторых, реестр будет предназначен для аккумулирования информации об обременении имущества лишь таким видом обременений, как залог. При этом под залогом понимается способ обеспечения исполнения обязательств, в силу которого кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (пункт 1 статьи 315 ГК). На сегодняшний день Указ N 539 не предусматривает включение в реестр информации об иных видах обременений, таких как удержание, сервитут, рента, арест и др.
В-третьих, реестр будет создан для внесения в него информации о залоге именно движимого имущества. Соответственно в нем не будут содержаться сведения об обременении залогом вещей, относимых согласно пункту 1 статьи 130 ГК к недвижимости, причем как индивидуально-определенных вещей, так и вещей, определяемых родовыми признаками (статья 138 ГК). Следует, однако, отметить, что в соответствии с нормами Указа N 539 в реестр подлежит внесению информация о залоге не всех объектов движимого имущества. Так, в реестр не будут вноситься сведения:
- об имуществе, которое в соответствии с законодательством не может быть предметом залога (подпункт 2.4 пункта 2 Указа N 539). Например, предметом залога не могут выступать: имущество, изъятое из оборота (часть первая пункта 1 статьи 317 ГК); имущество, приобретенное за счет внешнего государственного займа (кредита), — до полного погашения обязательств по такому займу (кредиту) (часть вторая пункта 1 статьи 317 ГК, подпункт 1.1 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 3 «О некоторых вопросах залога имущества»); имущество граждан, на которое не допускается обращение взыскания (пункт 2 статьи 317 ГК); объекты по перечню государственных предприятий, организаций, учреждений и государственного имущества, которые не могут являться предметом залога, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 16.07.1997 N 389 «Об упорядочении залога государственного имущества»; объекты, находящиеся только в собственности государства, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь (пункт 6 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 15.07.2010 N 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства»); документы, удостоверяющие личность (пункт 11 Положения о документах, удостоверяющих личность, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 N 294 «О документировании населения Республики Беларусь»); абонемент на право пользования абонентским номером местной телефонной сети (абзац третий пункта 3 Правил оказания услуг электросвязи, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 N 1055); имущество по перечню видов имущества культового назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.11.2004 N 1502; белорусские рубли, поскольку в Республике Беларусь они обязательны к приему по нарицательной стоимости и, следовательно, не могут быть проданы с публичных торгов (часть четвертая статьи 29 Банковского кодекса Республики Беларусь, часть первая пункта 1 статьи 141, статья 331 ГК);
- об обременении залогом имущественных прав (статья 339-1 ГК), а также иных объектов движимого имущества в отношениях, регулируемых бюджетным, налоговым законодательством (статья 50 Налогового кодекса Республики Беларусь), таможенным законодательством (статья 109 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 N 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь») и законодательством о ценных бумагах (подпункты 1.4-1 и 1.7 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 N 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг»), что предусмотрено пунктом 5 Указа N 539.
В-четвертых, реестр будет предназначен для определения приоритета залогодержателя на удовлетворение своих требований по отношению к правам и законным интересам других залогодержателей за счет одного и того же имущества залогодателя, что приобретает актуальность в случае последующего залога. Согласно подстрочному примечанию к подпункту 2.1 пункта 2 Указа N 539 под приоритетом залогодержателя понимается право залогодержателя на получение удовлетворения из стоимости принадлежащего залогодателю движимого имущества, обремененного залогом, преимущественно перед другими залогодержателями, имеющими право на получение удовлетворения из стоимости данного имущества. В подпункте 2.3 пункта 2 Указа N 539 заложено общее правило об определении приоритета залогодержателя по очередности внесения информации в реестр (исключение составляют случаи невнесения информации в реестр либо внесения в него неполной и (или) недостоверной информации). Данное правило сформулировано по аналогии с нормой пункта 1 статьи 30 Закона Республики Беларусь от 20.06.2008 N 345-З «Об ипотеке» (далее — Закон об ипотеке), в силу которого очередность залогодержателей на удовлетворение требований из стоимости предмета ипотеки при последующей ипотеке устанавливается на основании сведений из ЕГРНИ.
Последующий залог представляет собой правоотношение, при котором имущество, находящееся в залоге, становится предметом еще одного залога в обеспечение других требований (пункт 1 статьи 323 ГК). Законодатель допускает последующий залог, если он не запрещен предшествующими договорами о залоге (пункт 2 статьи 323 ГК).
Между тем простое «разрешение на перезалог имущества не обеспечивает в должной степени защиты прав не только последующего, но порой и первоначального» залогодержателя, в связи с чем «вопрос эффективности института перезалога оценивается существующим в законодательстве государства механизмом удовлетворения требований кредиторов или взыскания» [5, с. 77].
Для ответа на этот вопрос обратимся к нормам белорусского законодательства о залоге. Так, пунктом 1 статьи 323 ГК предусмотрено, что при последующем залоге требования последующего залогодержателя удовлетворяются из стоимости этого имущества после требований предшествующих залогодержателей. Однако порядка такого удовлетворения на сегодняшний день законодательство Республики Беларусь не устанавливает, что не может быть оценено положительно с точки зрения эффективности института последующего залога. Это обусловлено возникновением проблем понимания и применения нормы пункта 1 статьи 323 ГК. Например, может ли предшествующий залогодержатель с учетом пункта 1 статьи 315 и статьи 329 ГК обратить взыскание на предмет залога, если должник не нарушил взятые на себя обязанности, в то время как последующий залогодержатель намерен обратить на этот предмет взыскание в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) должником принятых перед ним обязанностей? Прекращается ли в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333 ГК право залога в отношении имущества, обремененного правами нескольких залогодержателей, в случае обращения одним из них взыскания на предмет залога?
Представляется, что приведенные выше, а также иные вопросы, возникающие при обращении взыскания на предмет последующего залога, нуждаются в разрешении на законодательном уровне. Это может быть достигнуто путем закрепления в статье 323 ГК механизма реализации приоритета залогодержателя, который, как было отмечено выше, по общему правилу определяется по очередности внесения информации в реестр.
В-пятых, в реестр должна будет вноситься информация о залоге, возникшем как в силу договора, так и на основании акта законодательства. При возникновении залога на основании акта законодательства в нем указываются обстоятельства, при наступлении которых возникает залог, а также предусматривается, какое имущество и для обеспечения исполнения какого обязательства признается находящимся в залоге (часть первая пункта 3 статьи 315 ГК). Примером возникновения залога движимого имущества на основании акта законодательства, информация о котором будет подлежать внесению в реестр, является норма пункта 5 статьи 458 ГК, предусматривающая, что, если иное не установлено договором, с момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит <4>, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате товара.
<4> Продажей товара в кредит признается предусмотренная договором купли-продажи оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (пункт 1 статьи 458 ГК).
В-шестых, внесение информации в реестр не повлияет на вступление в силу или действительность договора о залоге движимого имущества (часть первая подпункта 2.5 пункта 2 Указа N 539), в связи с чем нормы Указа N 539 не изменили действия правил статьи 322 ГК о возникновении права залога. Закрепление в Указе N 539 такой позиции было обусловлено тем, что внесение информации в реестр должно иметь именно уведомительную (информационную) функцию и не должно выступать обстоятельством, влекущим возникновение прав и обязанностей залогового правоотношения, как это имеет место при государственной регистрации сделок (статья 166 ГК). Придание реестру уведомительного (информационного) характера являлось одной из принципиальных рекомендаций экспертов Группы Всемирного банка, изложенных в процессе разработки Указа N 539.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Методология расчета показателя «Получение кредита» [Электронный ресурс] // Группа Всемирного банка. — Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/methodology/getting-credit. — Дата доступа: 08.02.2016.
2. Мойсейчик, Г. Реформа залога в Беларуси / Г.Мойсейчик // Банкаўскi веснiк. — 2015. — N 3. — С. 41 — 47.
3. Орда, Е. Улучшение условий ведения бизнеса: регулирование обеспеченных сделок и создание залогового реестра / Е.Орда, А.Шевченко // Банкаўскi веснiк. — 2015. — N 12. — С. 21 — 29.
4. Руководство ЮНСИТРАЛ по созданию регистра обеспечительных прав [Электронный ресурс] // ЮНСИТРАЛ. — Режим доступа: http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/security/Security-Rights-Registry-Guide-r.pdf. — Дата доступа: 08.02.2016.
5. Полозова, О.В. Принципы распределения очередности залоговых прав / О.В.Полозова // Промышл.-торг. право. — 2012. — N 12. — С. 76 — 80.