О субъективности правового явления «холдинг» в белорусском законодательстве исходя из норм Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 N 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь

В силу Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 N 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее — Указ N 660) под холдингом понимается объединение коммерческих организаций не в объективном понимании данного явления, а в субъективной его трактовке.

Иными словами, если соответствующее объективно существующее объединение коммерческих организаций будет по своим условиям функционирования отвечать (соответствовать) признакам холдинга, отраженным в Указе N 660, но при этом такое объединение не будет зарегистрировано в Министерстве экономики Республики Беларусь в качестве холдинга, то оно белорусским правом и не будет рассматриваться как холдинг.

Изложенный подход Указа N 660, на наш взгляд, имеет как плюсы, так и минусы.

В качестве минусов необходимо указать на то обстоятельство, что если соответствующее объединение (группа, ряд) коммерческих организаций будет выступать в рамках определенных отношений в качестве некоего экономического единства, несмотря на «правовую множественность» (наличие ряда самостоятельных юридических лиц), то законодатель не сможет предотвратить возможные злоупотребления указанной группы (объединения) юридических лиц через введение в регламентацию соответствующих отношений ограничений или запретов применительно к холдингу. Так, например, если определенный ряд коммерческих организаций будет самостоятельно участвовать в торгах, но при этом фактически они будут едины, то торги в действительности будут проведены в рамках одного лица, однако предотвратить такие торги путем законодательного установления невозможности участия в торгах более одного из участников холдинга будет невозможно в силу того, что если указанный ряд юридических лиц не формализован (зарегистрирован) как холдинг, то он холдингом и не является.

Что же касается плюсов предлагаемого законодателем подхода, то они, по нашему мнению, заключаются в точном определении в рамках правоприменительной практики тех объединений коммерческих организаций, которые будут относиться к холдингам, и соответственно тех объединений коммерческих организаций, которые холдингами являться не будут.

Таким образом, в качестве первого обобщающего вывода отмечаем, что холдингом в белорусском праве именуется лишь то объединение, которое зарегистрировало себя в качестве холдинга.

В связи с изложенным отмечаем, что белорусский законодатель в Указе N 660 особо предусмотрел не только обязательную регистрацию холдинга, но и то, что управляющая компания холдинга обязательно должна включить в свое наименование слова «управляющая компания холдинга». Использование как указанных слов, так и слова «холдинг» в наименовании любых иных юридических лиц не допускается. При этом если к моменту вступления в силу Указа N 660 какие-либо из юридических лиц имели в своем наименовании слова «холдинг» или «холдинговая компания» и при этом они отвечали признакам холдинга, отраженным в Указе N 660, то они были вправе в месячный срок с момента вступления в силу Указа N 660 обратиться в Министерство экономики Республики Беларусь за регистрацией холдинга. В случае их необращения за такой регистрацией они обязаны были в месячный срок с момента вступления в силу Указа N 660 исключить из своего наименования слова «холдинг» или «холдинговая компания». Указ N 660 в этих целях использует понятие «принять меры по изменению своего наименования», но мы считаем, что речь в данном случае идет не только о принятии решения собственником или органом управления соответствующего юридического лица об изменении его наименования, но и о согласовании такого изменения с регистрирующим органом и регистрации такого изменения тем же органом. Аналогичные действия в тот же срок, безусловно, должны были предпринять и юридические лица, наименования которых содержат указанные слова и которые по своим признакам не соответствуют признакам холдинга, отраженным в Указе N 660.

Кстати, нельзя не отметить, что и в отношении хозяйственных групп белорусский законодатель также исходит из так называемого субъективного, а не объективного критерия; т.е. хозяйственной группой является не то объединение юридических лиц, которое по своим признакам соответствует одному из шести типов объединений, отраженных в Указе Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 N 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп», а то объединение, которое зарегистрировано в Министерстве экономики Республики Беларусь в качестве хозяйственной группы.