Из Уголовного кодекса Республики Беларусь:
Статья 237. Выманивание кредита или субсидии
(в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З)
- Представление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в целях получения кредита либо льготных условий кредитования или выделения субсидии заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или субсидии, либо умышленное несообщение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица кредитору или органу, выделившему субсидию, информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или субсидирования, —
(в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З)
наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 N 241-З)
- Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с целью получения государственного целевого кредита либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, —
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 N 241-З)
наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
Кредитно-финансовая система Республики Беларусь, пережившая сложный этап реконструкции в 90-ые годы прошлого столетия, в настоящее время стала значительной сферой хозяйственной жизни страны. На 01.01.2017 банковский сектор Республики Беларусь включал 24 банка. На территории Республики Беларусь находились 14 представительств иностранных банков, в том числе Российской Федерации, Литвы, Латвии, Германии, а также представительство Межгосударственного банка.
Однако приход в Республику Беларусь иностранного банковского капитала оказывает не только конструктивное влияние на национальную экономику, но и несет в себе деструктивное воздействие. События, произошедшие в 2008 году (кризис финансово-кредитной системы в США и в странах Евросоюза), показали, что в условиях нестабильной мировой экономики банки также являются уязвимым звеном хозяйственного механизма, которое нуждается в определенной поддержке и защите.
Помимо рыночных катаклизмов кредитно-финансовая сфера подвержена негативному влиянию криминальных структур. Более того, кредитнофинансовая сфера на сегодняшний день является в значительной мере криминогенной зоной экономики. Поэтому новая ситуация, складывающаяся в сфере экономической деятельности, требует и новых научных подходов к разработке проблем борьбы с различными видами преступлений, совершаемых в кредитно-финансовой сфере и, в первую очередь, связанных с выманиванием кредитов и субсидий. Участие в преступлениях лиц, имеющих возможность совершать их под видом осуществления своих служебных полномочий, препятствует своевременному их выявлению, ставя под угрозу экономические проекты целых регионов страны и отраслей народного хозяйства.
Уголовно-правовая характеристика выманивания кредитов и субсидии
Прежде всего необходимо дать уголовно-правовую характеристику данному преступному деянию, ответственность за которое установлена статьей 237 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее УК). Из содержания данной статьи следует, что к уголовной ответственности подлежит как представление заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или субсидии индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в целях получения кредита либо льготных условий кредитования или выделения субсидии, так и умышленное несообщение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица кредитору или органу, выделившему субсидию, информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или субсидирования, а также за те же деяния, совершенные с целью получения государственного целевого кредита либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.
Исходя из диспозиции статьи 237 УК, объектом данного преступления являются финансово-бюджетная и денежно-кредитная системы, а его предметом — денежные средства в виде кредита или субсидии.
Понятие «кредит» не содержится в Банковском кодексе и других нормативных правовых актах Республики Беларусь. Только в письме Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 23/30.03.1998 г. № 20-3/674/12-12/486 «Типовое соглашение об оказании посреднических услуг по привлечению иностранных кредитных средств», определено, что кредит — средства в денежной форме, предоставляемые Кредитором Заемщику во временное пользование на возвратной, платной основе в соответствии с заключенным между ними Кредитным соглашением, или, в случаях, где это требуется по контексту, такие предназначенные к выделению средства.
В то же время в статье 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь определено, что субсидия — это бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов.
Объективную сторону выманивания кредита или субсидии образует совершение любого из следующих альтернативных деяний:
- представление заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или субсидии (1 форма);
- несообщение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица кредитору или органу, выделившему субсидию, информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или выделение субсидии (2 форма).
В данном случае речь идет о совершении преступления как действием (1 форма), так и бездействием (2 форма).
Первая форма. В этом случае лицо совершает действия по представлению заведомо ложных документов или сведений уполномоченным сотрудникам кредитных или выдающих субсидии учреждений. Передача может быть осуществлена как самим лицом, так и путем отправки по почте, электронной почте и т.п.
В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 8 июня 1998 года №4 «О некоторых вопросах применения судами законодательства по делам о выманивании кредита или дотаций” под заведомо ложными документами и свидетельствами следует понимать поддельные документы, представленные банку или иному кредитору в обоснование кредитного запроса либо о гарантии его возврата, а также подлинные документы, но содержащие не соответствующие действительности сведения, позволяющие получить кредит или дотацию.
Исходя из этого заведомо ложные документы или сведения, в зависимости от содержания:
- могут быть фальсифицированы путем изготовления подложных документов, внесения неверных сведений в подлинные документы путем удаления части текста, его замены или дополнения, т.е. изначально содержащие искаженную или недостоверную информацию о каких-либо обстоятельствах.
- могут быть подлинными, но содержать недостоверную информацию об истинных намерениях получателя кредита или субсидии, так как еще до получения кредита или субсидии лицо предполагает использовать средства по иному назначению (заранее предполагаемое нецелевое использование кредита, в том случае если целевое использование кредита является условием кредитования).
- Первоначально являлись подлинными и содержали достоверную информацию, однако на момент их подачи перестали соответствовать действительности в связи с изменением отраженных в них обстоятельств.
Для установления наличия или отсутствия состава выманивания кредита необходимо установить, что обстоятельства, о которых кредитодателю сообщены заведомо ложные сведения, имели существенное значение для получения кредита. Здесь, несмотря на схожесть, необходимо различать два понятия: «существенные обстоятельства (условия), подлежащие отражению в кредитном договоре” и «обстоятельства, имеющие существенное значение для получения кредита», а именно:
- а) существенными обстоятельствами, которые должны найти отражение в кредитном договоре, согласно статье 140 Банковского кодекса Республики Беларусь и Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 № 226 (ред. от 14.07.2009), являются сумма кредита с указанием валюты кредита (для кредитной линии — максимальный размер (лимит) общей суммы предоставляемых кредитополучателю денежных средств (кредит) и предельный размер единовременной задолженности кредитополучателя); срок и порядок предоставления и возврата (погашения) кредита; размер процентов за пользование кредитом и порядок их уплаты; цели, на которые кредитополучатель обязуется использовать или не использовать предоставленные денежные средства (целевое использование кредита); способ обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору; ответственность кредитодателя и кредитополучателя за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими обязательств по кредитному договору; иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;
- б) обстоятельствами, имеющими существенное значение для получения кредита, в соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 8 июня 1998 года № 4 «О некоторых вопросах применения судами законодательства по делам о выманивании кредита или дотаций» являются: платежеспособность; финансовое положение; состояние бухгалтерского учета субъекта хозяйствования и другие данные, связанные с кредитованием.
Перечень документов, которые подлежат представлению и, следовательно, в которых может содержаться ложная информация, определяется учреждениями, выдающими кредиты. Например, BelSwissBank, Франсабанк, Сомбелбанк, МТБанк, Eurobank к предоставляемым в банк для получения кредита документам, определяющим цели и объект кредитования, экономическое обоснование возврата кредита, относят бизнес-план (финансовый прогноз), а Белорусский индустриальный банк, Паритетбанк, Белорусский Банк Малого Бизнеса, БТА Банк, Бслинвестбанк — копии договоров, товарно-транспортных накладных, счета-фактуры и других документов в подтверждение кредитуемых сделок, заверенные печатью предприятия. Перечень документов, подлежащих представлению при решении вопроса о выделении субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, содержится в различных нормативно-правовых актах, основным из которых является Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства».
Так как основной состав выманивания кредита или субсидии является формальным, то оконченным выманивание кредита или субсидии в данной форме считается на момент принятия фальсифицированных документов учреждением, выдающим кредит или субсидию. На квалификацию действий как оконченного преступления не влияют такие обстоятельства, как фактическое получение или неполучение кредита или субсидии, эффективность использования кредита или субсидии, своевременность возврата полученного кредита и т.п. При этом следует иметь ввиду, что подделка документов, внесение в официальные документы ложных сведений и представление таких документов банкам или иным кредитным учреждениям в целях получения кредита либо субсидии охватывается составом преступления, предусмотренного стапгьей 237 УК, и дополнительной квалификации не требует.
Вторая форма, к которой относится несообщение информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или субсидирования, влечет за собой совершение преступления в форме бездействия.
Ответственность в данном случае наступает при наличии двух условий:
- Лицо должно было сообщить такую информацию. Обязанность сообщить о произошедших изменениях возникает с момента, когда виновному стало известно о появлении соответствующих обстоятельств. Обязанность сообщать о произошедших отрицательных изменениях существует в течение действия кредитного договора и с момента принятия решения о выделении субсидии до момента расходования последних сумм субсидии.
- Лицо могло сообщить такую информацию, т.е. у лица была возможность выполнить эту обязанность. Если несообщение вызвано обстоятельствами, не зависящими от воли лица, то в данном случае ответственность за несообщение исключается.
Оконченным выманивание кредита в форме бездействия будет считаться с момента прошествия срока, необходимого лицу для сообщения информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или выделения субсидии.
Субъект данного преступления специальный: индивидуальный предприниматель или должностное лицо предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, которому законом или иным нормативным актом предоставлено право заключения кредитного договора.
Действия лиц, не являющихся специальными субъектами такого вида преступления, но содействовавших выманиванию кредита или субсидии, должны квалифицироваться как соучастие в этом преступлении, а должностных лиц — и по статьям УК, предусматривающим ответственность за соответствующие должностные преступления (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 8 июня 1998 года №4 «О некоторых вопросах применения судами законодательства по делам о выманивании кредита или дотаций»).
Граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и обманом получившие кредит, ответственности по данной статье не подлежат. При наличии соответствующих условий они могут быть привлечены к ответственности только за подделку и (или) использование поддельных документов по ст. 380 УК либо за причинение имущественного ущерба без признаков хищения по ст. 216 УК.
Субъективная сторона выманивания кредита или субсидии характеризуется виной в форме прямого умысла.
Виновному известно, что информация, предназначенная для кредитодателя, имеет существенное значение при решении вопроса о выделении кредита и не соответствует действительности. Сознавая эти обстоятельства, лицо идет на представление кредитодателю такой ложной информации. В случае бездействия виновный сознает, что не сообщает о возникновении обстоятельств, которые могут повлечь приостановление кредитования или субсидирования, и желает действовать таким образом.
Обязательным признаком является специальная цель — получение кредита или субсидии. Мотивы таких действий могут быть как корыстными, так и не корыстными, и значения для квалификации не имеют (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 8 июня 1998 года №4 «О некоторых вопросах применения судами законодательства по делам о выманивании кредита или дотаций»).
Квалифицированным состав выманивания кредита или субсидии является в случае:
- наличия специальной цели — получения государственного целевого кредита;
- причинения ущерба в особо крупном размере, которым, в соответствии с примечанием к главе 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» УК, признается ущерб в тысячу и более раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. При этом необходимо учитывать, что речь идет не о размере полученного кредита или субсидии, а о размере реально причиненного ущерба, который в данном случае определяется суммой невыполненных обязательств по кредитному договору, т. е. суммой невозвращенных кредитных средств и процентов за пользование кредитом.
Штрафные санкции за ненадлежащее исполнение обязательств в размер ущерба не включаются. В случае незаконного получения льготного кредита в размер ущерба включается сумма незаконно полученных льгот.
Отграничение выманивания кредита или субсидии от иных составов преступлений
Выманивание кредита или субсидии следует отграничивать от хищения соответствующих средств. Роль критерия отграничения в этом случае играет цель — получение кредита или субсидии либо хищение денежных средств. При наличии цели использования кредита или субсидии в предпринимательской деятельности ответственность может наступать только за выманивание кредита или субсидии. Если же целью обманных действий является изменение собственника получаемых средств, то его действия при наличии соответствующих признаков содержат в себе признаки хищения. В первом случае объектом преступления является порядок осуществления экономической деятельности, а во втором — отношения собственности.
При хищении кредита или субсидии дополнительной квалификации по статье 237 УК не требуется, поскольку указанный в этой статье обман является способом хищения имущества.
Однако следует учитывать и момент возникновения умысла на хищение. Так, если умысел на хищение денежных средств, полученных посредством выманивания, возник после совершения выманивания кредита или субсидии, то ответственность виновного лица должна наступать по совокупности преступлений за выманивание кредита или субсидии и за хищение имущества в соответствующей форме. В случае с индивидуальным предпринимателем такие деяния будут квалифицироваться как совокупность статей 237 и 209 (мошенничество с учетом стадии его осуществления) УК.
Совершение тех же действий должностным лицом с использованием своих служебных полномочий квалифицируется как совокупность статей 237 и 210 (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями с учетом стадии его осуществления) УК.
Создание лжепредпринимательской структуры и представление кредитору с целью получения кредита заведомо ложных документов и свидетельств об обстоятельствах, имеющих существенное значение для его получения, образуют реальную совокупность преступлений, и действия виновных лиц необходимо квалифицировать по статьям 237 и 234 УК.
Поскольку обязательным признаком лжепредприпимательства является отсутствие намерения осуществлять уставную деятельность, то любая попытка лжепредпринимательской организации получить кредит должна квалифицироваться как выманивание кредита.