Об административной ответственности за нарушение законодательства в сфере использования национального сегмента сети Интернет

Белорусское государство проводит последовательную линию по решению вопросов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации и информатизации. В стране принят ряд законодательных актов, регулирующих информационные отношения, а именно:

  • Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон N 455-З);
  • Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 N 427-З «О средствах массовой информации»;
  • Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 N 433-З «Об основах административных процедур»;
  • Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 08.08.2001 N 427 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 — 2005 годы»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 16.12.2002 N 609 «О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. N 524»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 N 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 04.04.2006 N 200 «Об утверждении республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006 — 2010 годы»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 13.09.2006 N 570 «О создании Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 N 754 «Об официальном Интернет-портале Президента Республики Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 N 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 N 232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 N 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 N 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее — Указ N 60);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 03.03.2010 N 131 «О проведении эксперимента по созданию фондов банковского управления»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 N 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 22.07.2010 N 378 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 N 575 «Об утверждении концепции национальной безопасности Республики Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 30.12.2010 N 712 «О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 N 136 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2011 N 248 «О некоторых вопросах официального опубликования нормативных правовых актов»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 01.08.2011 N 342 «О государственной программе устойчивого развития села на 2011 — 2015 годы»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 N 385 «Об утверждении основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 03.11.2011 N 497 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 08.11.2011 N 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь».

В настоящее время быстрое расширение использования глобальных компьютерных сетей как во всем мире, так и в Беларуси ставит все новые, связанные с созданием и использованием информационных ресурсов и технологий, правовые проблемы. Они касаются, в частности, защиты прав пользователей сетевых услуг и персональных данных, обеспечения качества предоставляемых сетевых услуг, обеспечения юридической значимости электронного документа, распределения адресного пространства национального сегмента сети Интернет, безопасности и борьбы с преступлениями в сфере компьютерных технологий, защиты пользователей сети Интернет от вредоносной информации (например, оказывающей негативное влияние на социальное здоровье общества, способствующее бесконтрольному распространению оскорбительных материалов в сети Интернет и доступ к ним детей), проникновения в системы управления, распространения недобросовестной рекламы; проведения мошеннических коммерческих операций. Из этого бесконечного перечня проблем законодателя особо волнует проблема защиты прав и законных интересов личности, общества и государства при использовании глобальных компьютерных сетей. Вместе с тем государство не преследует цель ограничить возможности существования зоны .BY в Интернете, понимая, что большинство пользователей ориентированы на доступ к всемирным ресурсам Сети, а ограничение национальным уровнем может быть для них неприемлемым. Государственное регулирование вопросов организации и функционирования национального сегмента сети Интернет станет эффективнее, если государство сможет контролировать сам процесс пользования Сетью (например, ограничивать выбор пользователем провайдера, контролировать открытие сайтов физическими и юридическими лицами страны (опыт Китая)). Движение информации в электронной сети, делая ее потенциально доступной практически неограниченному количеству лиц, ставит перед государством проблему конфиденциальности коммуникаций.

Новый импульс к развитию и совершенствованию правового регулирования сферы использования информационных сетей, систем и ресурсов в национальном сегмента глобальной компьютерной сети Интернет был дан Указом N 60. Этот законодательный акт содержит положения, касающиеся субъектного состава участников правоотношений в киберпространстве, основных задач государственных органов по защите интересов личности и государства в информационной сфере, национальных особенностей формирования интернет-сайтов, основных критериев ограничения доступа к определенной информации, требований к участникам электронной торговли, к поставщикам интернет-услуг.

С января 2012 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 25.11.2011 N 317-З «О внесении дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон) Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) дополнен новой статьей 22.16 «Нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет», а Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) — положениями, конкретизирующими перечень государственных органов, полномочных составлять административные протоколы при совершении такого рода правонарушений, а также рассматривать дела о них. Закон, как отмечено в Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 17.11.2011 N Р-648/2011 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», направлен на обеспечение защиты интересов личности, общества и государств в информационной сфере.

Поскольку две из трех частей новой статьи КоАП называют субъектами административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, автор адресует им краткий комментарий к ст. 22.16 КоАП.

Часть 1 статьи 22.16 КоАП

«Осуществление деятельности по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, не размещенных на территории Республики Беларусь и (или) не зарегистрированных в установленном порядке, —

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от десяти до тридцати базовых величин».

Комментарий к части 1 статьи 22.16 КоАП

В соответствии с п. 2 Указа N 60 все юридические лица, их филиалы и представительства с местонахождением в Республике Беларусь, а также все индивидуальные предприниматели нашей страны, осуществляющие деятельность по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов <2>, имеющих подключение к сети Интернет, с 1 июля 2010 г. для продолжения указанной деятельности должны были прибегнуть к использованию информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке. Соответственно электронная торговая деятельность этих лиц после указанной календарной даты не в этом сегменте либо с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, не зарегистрированных в порядке, установленном законодательством (см.: Закон N 455-З, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009 N 673 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 N 649 «О регистрации интернет-магазинов в Торговом реестре Республики Беларусь, механизме контроля за их функционированием и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь»), образует состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой частью ст. 22.16 КоАП.

<2> Информационная сеть — совокупность информационных систем либо комплексов программно-технических средств информационной системы, взаимодействующих посредством сетей электросвязи; информационная система — совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств; информационный ресурс — организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах (ст. 1 Закона N 455-З).

Так, правонарушение будет иметь место, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель после 01.07.2010 продолжили розничную торговлю через интернет-магазины, не зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь. Не исключено, что кто-то из этих лиц при составлении административного протокола, возможно, будет пытаться сослаться на ч. 3 ст. 1.5 КоАП, которая не допускает распространение обратной силы акта законодательства, устанавливающего противоправность деяния, усиливающего ответственность или иным образом ухудшающего положение физического или юридического лица. Эта попытка может основываться на том, что ограничение для субъекта электронной коммерции введено с 01.07.2010, а мера административной ответственности за нарушение этого ограничения введена спустя полгода. Тем не менее, как представляется автору, ч. 3 ст. 1.5 КоАП не предотвратит наложение взыскания за нарушение указанного ограничения, так как противоправность деяния в этом случае устанавливает не диспозиция ст. 22.16 КоАП, а принятый ранее Указ N 60. При этом он предоставлял субъектам электронной торговли время для того, чтобы, во-первых, в период с 1 по 30 июня 2010 г. обратиться в соответствующий государственный орган с заявлением о регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь, а во-вторых — предпринять до 01.07.2010 меры к переходу в национальный сегмент сети Интернет (п. 3 Указа N 60).

Согласно п. 10 Указа N 60 несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанного в п. 2 Указа N 60 ограничения законодатель отнес к грубым нарушениям и предусмотрел меры превентивного реагирования на правонарушителя. Одна из таких мер — выдача правонарушителю уполномоченным государственным органом (например, органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прокурором, органом предварительного расследования, органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в пределах их компетенции) предписания об устранении нарушения с указанием срока исполнения этого предписания. Вторая мера — приостановление оказания правонарушителю интернет-услуг их поставщиком, которому направляется соответствующее требование приостановить оказание этих услуг на срок, необходимый для устранения нарушения. Эта мера может применяться и в тех случаях, когда лицо повторно в течение 6 месяцев после вынесения ему предписания нарушит другие требования Указа N 60 или иных актов законодательства в сфере использования национального сегмента сети Интернет.

Представляется, что реализация превентивных мер воздействия не исключает возможности привлечения правонарушителя к административной ответственности по соответствующей части ст. 22.16 КоАП. К тому же составление административного протокола законодателем не обусловлено обязательным предварительным соблюдением уполномоченным государственным органом процедуры выдачи предписания.

Субъектами административной ответственности являются юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Поскольку названное в диспозиции ч. 1 ст. 22.16 КоАП правонарушение касается сферы предпринимательской деятельности (электронная коммерческая торговля), срок наложения административного взыскания будет исчисляться согласно п. 4 ч. 1 ст. 7.6 КоАП, т.е. в пределах трех лет со дня совершения правонарушения или шести месяцев со дня его обнаружения.

Учитывая, что это правонарушение законодатель относит к грубым, автор считает недопустимым освобождение правонарушителя от административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП. Однако при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП (предотвращение правонарушителем вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение или устранение им причиненного вреда либо исполнение возложенной обязанности, за неисполнение которой предусмотрено взыскание), индивидуальный предприниматель может рассчитывать на возможное его освобождение от административной ответственности согласно ст. 8.3 КоАП.

Часть 2 статьи 22.16 КоАП

«Нарушение требований законодательных актов по осуществлению идентификации абонентских устройств при оказании интернет-услуг и (или) пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, учету и хранению сведений об абонентских устройствах, персональных данных пользователей интернет-услуг, а также сведений об оказанных интернет-услугах —

влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин».

Комментарий к части 2 статьи 22.16 КоАП

В соответствии со ст. 25 Закона N 455-З в случаях, установленных актами законодательства Республики Беларусь, осуществляется идентификация лиц, участвующих в информационном обмене с использованием информационных систем и сетей. Обязанность идентификации абонентских устройств (технических устройств пользователя интернет-услуг, предназначенных для подключения к линии электросвязи в целях обеспечения доступа к интернет-услугам), учета и хранения сведений о таких устройствах и сведений об оказанных интернет-услугах согласно п. 6 Указа N 60 возложена на поставщиков интернет-услуг. Обязанность идентификации пользователей интернет-услуг (физических или юридических лиц, использующих информационные сети, системы и ресурсы сети Интернет) в пунктах коллективного пользования такими услугами (компьютерные клубы, интернет-кафе, домашние сети и иные места, в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей интернет-услуг к сети Интернет), учета, хранения персональных данных таких пользователей и сведений об оказанных им интернет-услугах возложена на собственников пунктов коллективного пользования интернет-услугами либо уполномоченных ими лиц. Срок хранения этих сведений установлен продолжительностью в 1 год со дня оказания интернет-услуги.

Кроме названных выше лиц согласно п. 181 Правил оказания услуг электросвязи, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 N 1055, идентифицировать абонентские устройства (МАС-адреса, внутренние и внешние IP-адреса, дату, время проведения соединения, доменные имена или IP-адреса интернет-ресурсов, к которым обращался пользователь) при оказании услуг передачи данных и телематических услуг, а также обеспечивать учет сведений о времени начала и окончания оказания таких услуг обязан оператор электросвязи.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение поставщиком интернет-услуг, собственником пункта коллективного пользования интернет-услугами или уполномоченным им лицом, оператором электросвязи вышеперечисленных обязанностей образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 22.16 КоАП.

Исходя из содержания санкции комментируемой части статьи КоАП субъектами административной ответственности являются исключительно физические лица, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя (например, работник поставщика интернет-услуг, собственника пункта коллективного пользования интернет-услугами или оператора электросвязи). Так, в соответствии с Положением о порядке работы компьютерных клубов и Интернет-кафе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2007 N 175 (далее — Положение N 175), в компьютерном клубе или в Интернет-кафе обязанность обеспечить в электронном журнале ведение, учет и хранение персональных данных пользователей интернет-услуг, сведений о времени начала и окончания их оказания возложена на руководителя или уполномоченное им лицо.

Так как указанное в ч. 2 ст. 22.16 КоАП административное правонарушение отнесено к категории грубых (п. 10 Указа N 60), совершившее его лицо не сможет рассчитывать на освобождение его от административной ответственности по признаку малозначительности правонарушения (ст. 8.2 КоАП), но не исключена вероятность освобождения его от ответственности на основании ст. 8.3 КоАП.

Часть 3 статьи 22.16 КоАП

«Нарушение требований законодательства по ограничению доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами, —

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от десяти до тридцати базовых величин».

Комментарий к части 3 статьи 22.16 КоАП

Закон N 455-З признает доступом к информации (к сведениям о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах) возможность ее получения и пользование ею.

В зависимости от категории доступа информацию делят на общедоступную и ограниченную к распространению и (или) предоставлению (ст. 15 Закона N 455-З). При этом законодатель не допускает ограничивать доступ к следующей информации: о правах и законных интересах граждан и юридических лиц, а также о порядке их реализации; о деятельности государственных органов и общественных объединений; о правовом статусе государственных органов (кроме информации, доступ к которой ограничен законодательными актами); о чрезвычайных ситуациях, экологической, санитарно-эпидемиологической обстановке, гидрометеорологической и иной информации о состоянии общественной безопасности; о состоянии здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства; о состоянии преступности; о льготах и компенсациях; о размерах золотого запаса; об обобщенных показателях по внешней задолженности; о состоянии здоровья некоторых высших должностных лиц; о сведениях, накапливаемых в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах государственных органов, физических и юридических лиц.

Установление ограничений для распространения и (или) предоставления информации допускается исключительно на основании законодательных актов Республики Беларусь. Например, ст. 17 Закона N 455-З устанавливает ограничение для распространения и (или) предоставления: информации о частной жизни гражданина и его персональных данных; сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую и профессиональную тайну; сведения, содержащиеся в делах об административных правонарушениях и уголовных делах.

Как правило, любой субъект информационных отношений может осуществлять поиск, получение, передачу, сбор, обработку, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации и ее использование, но при этом строго соблюдать законодательство, чтобы не выйти за пределы установленных им ограничений.

Практически каждый субъект информационных отношений наделен определенными правомочиями в отношении информации. Например, обладатель информации вправе разрешить либо ограничить к ней доступ (ст. 33 Закона N 455-З); пользователь информации обязан обеспечить сохранность информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (ст. 34 Закона N 455-З); собственник информационной системы вправе запретить или ограничить передачу, распространение и (или) предоставление информации (ст. 37 Закона N 455-З). Некоторые субъекты (например, государственные органы) не должны размещать на своих официальных сайтах информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено Указом N 60 и иными законодательными актами. Пользователь интернет-услуг может при содействии их поставщика ограничить свой доступ к информации, содержание которой направлено на осуществление экстремистской деятельности, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых, токсических веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; содействие незаконной миграции и торговле людьми; распространение порнографических материалов; пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством. При оказании интернет-услуг государственным органам и некоторым другим организациям поставщики этих услуг должны обеспечить ограничение доступа к такого рода информации.

Таким образом, всякое действие либо бездействие лиц, предоставляющих интернет-услуги, позволившее пользователям интернет-услуг <3> осуществить доступ к информации, запрещенной к распространению, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 22.16 КоАП.

<3> Физическое или юридическое лицо, заказывающее информационные услуги на основе получения по месту фактического нахождения, например компьютерного клуба и (или) Интернет-кафе во временное пользование программного обеспечения или на основании получения информации, размещенной на компьютерных носителях информации (например, в библиотечном фонде).

Так, Положение N 175 запрещает в компьютерном клубе, в Интернет-кафе распространять по сети электросвязи общего пользования запрещенную к распространению информацию. Поэтому в случае несоблюдения этого запрета руководитель названного учреждения или уполномоченное им лицо будут нести административную ответственность на основании ч. 3 ст. 22.16 КоАП.

Поскольку Указ N 60 относит это правонарушение к категории грубых нарушений законодательства, его ни при каких обстоятельствах нельзя признавать малозначительным в целях освобождения правонарушителя от ответственности.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных всеми тремя частями ст. 22.16 КоАП, полномочны должностные лица органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ст. 3.7 ПИКоАП), Министерства по налогам и спорам Республики Беларусь (ст. 3.13 ПИКоАП), Комитета государственной безопасности Республики Беларусь (ст. 3.25 ПИКоАП) и органов внутренних дел (ст. 3.6 ПИКоАП). Должностные лица этих же государственных органов наделены правом составлять административные протоколы на лиц, в деянии которых будут выявлены признаки указанных в ст. 22.16 КоАП правонарушений.

Новая статья включена в гл. 22 КоАП «Административные правонарушения в области связи и информации», нормы которой упомянуты в пункте 11 части 1 ст. 12.3 ПИКоАП (статья определяет критерии разграничения подведомственности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях между общими и хозяйственными судами). Соответственно жалобу на постановление о наложении административного взыскания привлеченное к нему лицо (в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо) согласно ч. 2 ст. 12.3 ПИКоАП вправе подать не в хозяйственный, а в общий суд.