Об обязательном подтверждении соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Договор) техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза (далее — Союз) осуществляется в соответствии с принципом установления единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 (далее — Единый перечень).

Согласно части четвертой пункта 1 статьи 52 Договора национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в Единый перечень (включает 66 позиций), в отношении которой пока не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза (далее — ТР ТС).

В Республике Беларусь обязательное подтверждение соответствия продукции, работ, услуг и иных объектов в рамках национального законодательства осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — Закон), а также другими законодательными актами.

Законом предусматривался Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 N 60 (далее — Перечень).

Кроме того, ряд видов продукции, в отношении которой не вступили в силу ТР ТС, подлежат обязательному подтверждению соответствия в рамках действующих национальных технических регламентов Республики Беларусь, например строительные материалы и изделия, корма и кормовые добавки и др. (7 технических регламентов).

В соответствии с частью второй статьи 36 Закона с 1 января 2016 г. обязательному подтверждению соответствия подлежат только объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов, а ссылки на Перечень отменяются.

С образованием Таможенного союза разработка национальных технических регламентов Республики Беларусь практически была прекращена в связи с началом разработки единых ТР ТС.

Однако в настоящее время ТР ТС разработаны не в полном объеме (вступило в силу всего 34 ТР ТС).

Таким образом, с прекращением действия Перечня обязательное подтверждение соответствия в Республике Беларусь ряда видов продукции, представляющей потенциальную опасность, прекращается. С учетом того что государственные стандарты на продукцию и другие объекты носят добровольный характер, а технические регламенты ЕАЭС на указанную продукцию еще не будут введены, возникает ситуация отсутствия обязательных требований в Республике Беларусь на потенциально опасную продукцию, чем могут воспользоваться импортеры недоброкачественной продукции. Поэтому рекомендуется при необходимости указывать в заключаемом контракте либо в условиях проводимого тендера требование об осуществлении добровольной сертификации объектов оценки соответствия.

Справочно. Согласно статье 30 Закона добровольная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя на подтверждение соответствия на основе договора на подтверждение соответствия.

При добровольной сертификации на подтверждение соответствия заявитель самостоятельно выбирает технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие требованиям которых осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации объектов оценки соответствия. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации на этот объект оценки соответствия.

Это может касаться технических средств охранной и охранно-пожарной сигнализации, средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, средств индивидуальной защиты пожарных, служебного и гражданского оружия, средств связи, рыбной продукции и др.

В связи с этим возможна подготовка нормативного правового акта, предоставляющего полномочия по введению в Республике Беларусь обязательного подтверждения соответствия продукции, в отношении которой пока не вступили в силу ТР ТС, и других объектов оценки соответствия, на которые не распространяется техническое регулирование в рамках Таможенного союза (ЕАЭС) и которые содержались в Перечне. Имеется в виду обязательная сертификация услуг, работ, профессиональной компетентности персонала.

Согласно Перечню обязательной сертификации подлежит также профессиональная компетентность определенных категорий персонала, например осуществляющего энергетический аудит организаций, государственную экспертизу проектно-сметной документации.

Вместе с тем отдельными действующими законодательными актами предусмотрено сохранение норм, предусматривающих обязательную сертификацию продукции и услуг в различных областях, связанных с обеспечением безопасности:

оружие — статьи 9, 21 Закона Республики Беларусь от 13.11.2001 N 61-З «Об оружии»; пункт 2 Положения о порядке проведения сертификации служебного и гражданского оружия и боеприпасов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.02.2003 N 71 «Об утверждении Положения о порядке ведения и издания Государственного кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов и Положения о порядке проведения сертификации служебного и гражданского оружия и боеприпасов»;

услуги по техническому обслуживанию и ремонту игровых автоматов — пункт 10 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 N 9 «Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь»;

услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств — подпункт 2.5 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения»; подпункт 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2006 N 120 «О некоторых вопросах осуществления деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств».

Издание нормативного правового акта позволит с учетом национальных интересов Республики Беларусь принимать решения о введении обязательного подтверждения соответствия продукции и иных объектов, на которые не введены требования технических регламентов Таможенного союза, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан страны и защиты окружающей среды, защиты белорусского рынка от ввоза опасной зарубежной продукции, предотвращения осуществления услуг, представляющих опасность для потребителя и окружающей среды.

В связи с необходимостью приведения проектов Законов Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» (далее — Законопроекты) в соответствие с Договором тексты Законопроектов претерпели значительные изменения по сравнению с действующими Законом Республики Беларусь от 05.01.2004 N 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» и Законом Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

Так, предлагается в проекте Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» также предусмотреть введение обязательного подтверждения в исключительных случаях при отсутствии технических регламентов Республики Беларусь и технических регламентов Евразийского экономического союза в отношении определенного объекта оценки соответствия и невозможности либо затруднительности их разработки, в том числе в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования в области оценки соответствия.