Об определении предмета административного правонарушения

С момента начала действия для Республики Беларусь Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (подписан в г. Минске 27.11.2009) особенности перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза урегулированы главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТмК ТС).

В частности, статьей 352 ТмК ТС определено, что критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств – членов Таможенного союза.

Таким международным договором является Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (далее – Соглашение).

Статьей 3 Соглашения определено, что отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

  • заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением;
  • характера и количества товаров;
  • частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Наиболее интересной с точки зрения правовой оценки деяний физических лиц, связанных с недекларированием товаров для личного пользования, является ситуация с товарами, в отношении которых установлены количественные, весовые и (или) стоимостные ограничения.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 8 Соглашения установлено, что таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, количество, вес и (или) стоимость которых превышают нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Невыполнение физическим лицом обязанности по таможенному декларированию товаров для личного пользования, подлежащих такому декларированию, может влечь соответствующую юридическую ответственность. Наиболее распространены случаи привлечения физических лиц, не декларировавших подлежащие таможенному декларированию товары для личного пользования, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.5 “Недекларирование товаров” Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Санкцией части 1 статьи 14.5 КоАП предусмотрена в том числе конфискация недекларированных товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся.

При выявлении таких правонарушений должностным лицом таможенного органа, ведущего административный процесс, должно быть принято решение о применении меры обеспечения административного процесса в виде изъятия либо наложения ареста на предмет административного правонарушения.

При этом зачастую возникают затруднения в определении такого предмета, особенно в ситуациях, связанных с неисполнением обязанности по декларированию товаров для личного пользования, обусловленной превышением стоимостных и (или) весовых, а также количественных характеристик товара.

Категории товаров для личного пользования, перемещение которых через таможенную границу Таможенного союза возможно с освобождением от уплаты таможенных платежей и, следовательно, без их таможенного декларирования, указаны в приложениях 3 и 4 к Соглашению.

Наиболее типичными стоимостными и (или) весовыми критериями, ограничивающими количество перемещаемых товаров для личного пользования, в отношении которых таможенное декларирование можно не производить (за исключением неделимых товаров, этилового спирта, а также при соблюдении иных условий, установленных Соглашением), являются:

  • таможенная стоимость, не превышающая сумму, эквивалентную 1500 евро;
  • общий вес, не превышающий 50 килограммов.

Таким образом, для ситуации именно с такой категорией товаров таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары, относящиеся к товарам для личного пользования, в части, превышающей таможенную стоимость, эквивалентную 1500 евро, и (или) в части веса, превышающего 50 килограммов (причем указанные критерии подлежат оценке и применению в совокупности).

В случае недекларирования физическими лицами при ввозе через белорусский участок таможенной границы Таможенного союза товаров для личного пользования, таможенная стоимость которых превышает 1500 евро в эквиваленте и (или) вес которых превышает 50 килограммов, изъятию (аресту) в качестве предмета административного таможенного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.5 КоАП, будут подлежать товары только в части превышения вышеуказанных стоимостного и (или) весового ограничений.

При определении конкретных товаров из числа перемещаемых, подлежащих изъятию в качестве предмета административного таможенного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.5 КоАП, необходимо исходить из следующего: физическое лицо, перемещающее указанные товары, вправе само определять, какие из них образуют совокупность товаров, не подлежащих письменному таможенному декларированию, то есть должностное лицо органа, ведущего административный процесс, не вправе само избирательно определять, какие товары подлежат изъятию (аресту).